Отношения Израиля и Иракского Курдистана
Отношения Израиля и Иракского Курдистана | |
---|---|
![]() Израиль | ![]() Иракский Курдистан |
Отношения Израиля и Иракского Курдистана (англ. Israel–Kurdistan Region relations, ивр. יחסי ישראל – כורדיסטן העיראקית) — отношения между Израилем и Иракским Курдистаном[1].
Хроника событий
20 век
Самое раннее зафиксированное взаимодействие между тем, что впоследствии стало Израилем, и Иракским Курдистаном произошло в 1931 году, когда будущий директор израильского Моссада Реувен Шилоах посетил Курдистан под видом еврейского учителя и журналиста. Во время своего визита он наладил контакты и заложил основу для отношений Израиля с не-арабскими общинами в регионе.
В 1959 году курдский лидер Мустафа Барзани отправил Камурана Али Бедирхана в Женеву, Швейцарию, где он встретился с бывшим министром иностранных дел Израиля Голдой Меир, которая пообещала безоговорочную поддержку Израиля в борьбе за независимость Курдистана. Израиль начал оказывать помощь курдской Пешмерге в борьбе против иракского государства во время Первой иракско-курдской войны, которая длилась с 1961 по 1970 год и привела к подписанию Иракско-курдского соглашения об автономии. Иранское разведывательное управление САВАК было успешно убеждено Израилем оказать помощь курдам в 1961 году, и Израилю было разрешено использовать иранскую территорию в качестве канала для своей деятельности, которая включала транспортировку оружия и продовольствия.
По данным Элиезера Цафрира, экс-офицера Моссада в 1963—1975 года, Израиль направлял военных советников в штаб муллы Мустафы Барзани, которые тренировали и снабжали курдские подразделения огнестрельным оружием и противовоздушной артиллерией.
В 1964 году премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион разрешил Моссаду поставлять деньги и зенитное вооружение курдам в Ираке. В мае 1965 года заместитель директора Моссада Давид Кимхе и военный руководитель Израиля Цви Цур посетили Курдистан, где встретились с Барзани в городе Хаджи Омеран.
Израильское ТВ в одной из передач транслировало передачу, где были показаны фотографии 1960-х годов, на которых отец Масуда Барзани, Мустафа Барзани обнимался с израильским министром обороны Моше Даяном.
Рехавам Зееви в 1960-х годах был ответственным за создание израильского полевого госпиталя в иракском Курдистане.
Известно, что Барзани дважды лично посещал Израиль в 1968 и 1973 годах.
Иранско-израильско-курдский альянс просуществовал до тех пор, пока Алжирское соглашение 1975 года не было подписано между Ираном и Ираком после ожесточённых столкновений между двумя государствами из-за Шатт-эль-Араба. Одним из условий договора было согласие Ирана прекратить поддержку курдов в Ираке. Выполнение Ираном этого условия привело к ухудшению его отношений с Израилем. Израильтяне хотели продолжать поддерживать курдов и в течение предыдущих лет оказывали давление на США, чтобы те увеличили военную помощь для этих целей. Израиль считал подписание соглашения Ираном предательством и полагал, что Иран будет использовать бедственное положение курдов в качестве разменной монеты в переговорах с Ираком. В ответ на подписание договора премьер-министр Израиля Ицхак Рабин заявил: «Шах предал курдов».
В 1982 году в Израиле был опубликован план Инона. В нём утверждалось, что ирано-иракская война в конечном счёте приведёт к разделению Ирака на три государства и, таким образом, принесёт Израилю стратегическую выгоду.
Еврейские организации лоббировали кампании по оказанию помощи курдам в Иракском Курдистане в период операции «Буря в пустыне», чтобы остановить преследования со стороны иракского правительства. Израиль также предоставлял через Турецкий Курдистан предметы первой необходимости в Иракский Курдистан, а израильский премьер Ицхак Шамир во время встречи с госсекретарём США Джеймсом Бейкером призвал американское правительство защитить курдов.
21 век
В 2004 году СМИ сообщали о встрече израильских официальных лиц с курдскими политическими лидерами: Масуд Барзани, Джаляль Талабани и бывший израильский премьер Ариель Шарон публично подтвердили наличие хороших отношений между Израилем и регионом Иракского Курдистана.
В июне 2004 года Сеймур Херш написал статью для The New Yorker, в которой утверждал, что Израиль оказывает курдам военную поддержку, чтобы противодействовать иранским прокси-группам, и что сотрудники израильской разведки присутствуют в Курдистане в Ираке. Хотя представитель ЦРУ подтвердил это заявление. «New Yorker Magazine» сообщил, что по непроверенной информации израильские военные и оперативники разведки действуют в курдских районах Ирана, Сирии и Ирака, тренируя спецподразделения и проводя спецоперации. В ответ израильское посольство в Вашингтоне отвергло эти утверждения, источником которых были бывшие и действующие официальные лица разведывательных управлений Израиля, США и Турции.
В 2005 году Yedioth Ahronoth сообщила, что Курдистан получил большое количество оборудования израильского производства и что Motorola Israel и Magal Security Systems обучали пешмерга, привлекая бывших израильских солдат.
Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани ответил на вопрос во время посещения Кувейта в мае 2006 года о курдско-израильских отношениях: «Иметь отношения с Израилем — не преступление. Если Багдад установит дипломатические отношения с Израилем, мы могли бы открыть консульство в Эрбиле».
В 2006 году BBC сообщает, чир есть доказательства отправки израильских экспертов в Иракский Курдистан для тренировки Пешмерга. Курдские официальные лица отказались комментировать это сообщение, а Израиль заявил, что не знает ни о каком подобном сотрудничестве.
Министр иностранных дел Курдистана Фалах Мустафа Бакир заявил в 2010 году: «У нас нет проблем с Израилем. Они не причинили нам вреда. Мы не можем ненавидеть их только потому, что их ненавидят арабы».
В своей политической речи, произнесённой в 2014 году израильский премьер Биньямин Нетаньяху поддержал установление независимого курдского государства. Он заявил, что: «Курды — борцы, которые доказали политическую приверженность и политическую умеренность, и они также достойны своей политической независимости.
В сентябре 2014 года после нападений ИГИЛа (запрещенная в РФ террористическая организация) на северный Ирак, израильская общественная организация IsraAid объявило о предоставлении срочной помощи христианам и езидам в Иракском Курдистане совместно с Американским еврейским комитетом (American Jewish Committee). В октябре 2014 года агентство IsraAID предоставило гуманитарную помощь беженцам в курдском регионе Ирака, которые спасались от террористических действий действий ИГИЛ. IsraAid предоставило помощь 1 000 семей в Дахуке перед зимой, включая постели, детское молоко и одеяла. Помощь IsraAid была предоставлена в сотрудничестве с канадским агентством ONEXONE и координировалась РПК. Финансовый директор IsraAID Шахар Захави рассказал в интервью Arutz Sheva (7-й канал израильского ТВ), что израильтян очень тепло принимали в курдских районах лагеря беженцев. К началу 2015 года IsraAid доставило 3 000 единиц помощи в Дахук в Иракском Курдистане, помогая христианским беженцам и езидам.
По последним сообщениям в регионе Иракского Курдистана проживают от 400 до 730 еврейских семей. 18 октября 2015 года Региональное правительство Курдистана назначило курдского еврея Шерзада Омара Мамсани на должность еврейского представителя в Министерство по религиозным фондам и делам.
Израиль поддержал референдум о независимости Иракского Курдистана, однако не признал независимость этого государственного образования.
В 2017 году почти половина нефти, добытой на курдских месторождениях, была экспортирована в Израиль. Израильские покупатели курдской нефти — это в основном частные компании, которые ежедневно получают в среднем около 300 000 баррелей нефти.
14 августа 2017 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил свое положительное отношение к созданию независимого государства в Иракском Курдистане. Данное заявление Нетаньяху сделал во время встречи с 33 членами Республиканской партии США, что, по мнению аналитиков, может говорить о некой поддержке со стороны консерваторов Соединенных Штатов предстоящему референдуму о независимости в Иракском Курдистане. Курды являются «смелыми, прозападными людьми, разделяющими наши ценности», подчеркнул израильский премьер-министр.
26 августа 2017 года в Кельне митинге, в котором приняли участие около 20 тыс. курдов из разных уголков мира, выразивших поддержку независимого Иракского Курдистана, были подняты израильские флаги.
В октябре 2017 года депутат Кнессета Акрам Хасон («Кулану») встретился с Дильшадом Барзани, братом президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. Встреча состоялась при посредничестве Международного центра общественной дипломатии.
Также в октябре 2017 года министр внутренних дел Ирана Абдолреза Рахмани Фазли заявил:
«Сионистский режим поддержал референдум о независимости в Курдистанском регионе Ирака исключительно из соображений ослабления своих противников на Ближнем Востоке, — высказался глава иранского МВД на пресс-конференции в Тегеране. — Мы живем в регионе, где сионистский режим вопиющим образом поддерживает перекройку государственных границ».
В начале июня 2018 года по приглашению министерства обороны Израиль посетила делегация представителей курдских силовых структур.
В сентябре 2021 года в Эрбиле прошёл съезд сторонников присоединения Ирака к соглашениям Авраама и нормализации отношений с Израилем, в котором приняли участие ~ 300 локальных шиитских и суннитских лидеров из разных частей Ирака. После проведения саммита власти Ирака выдали ордера на арест его организаторов и главных участников.
В ноябре 2023 года, комментируя войну в Газе, президент Иракского Курдистана Нечирван Барзани призвал оказать гуманитарную помощь Газе, разрешить кризис с заложниками в Газе путём освобождения заложников и реализовать решение о создании двух государств. Позже в том же месяце он снова призвал к прекращению огня и созданию двух государств, добавив, что не хочет, чтобы «Ирак каким-либо образом был вовлечён в эту войну».
В марте 2025 года Дильшад Барзани, представитель регионального правительства иракского Курдистана в Германии, посетил мероприятие по случаю Навруза, которое организовал посол Израиля в Германии Рон Просор в своей берлинской резиденции.