Музыканты в Древней Месопотамии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Музыканты в Древней Месопотамии
 Просмотреть·Обсудить·Изменить

Музыканты играли большую роль в культуре Древней Месопотамии были повсеместно представлена на протяжении всей истории Месопотамии, играя важную роль как в религиозном, так и в светском мире[1]. Изображения музыкантов появляются в IV тысячелетии до н. э., а позднее, в городе Урук, пиктограммы «арфа» и «музыкант» присутствуют среди самых ранних известных примеров письменности. Известны два разных типа музыкантов — гала и нар[2].

Образование[править]

Как и в Древнем Египте, в месопотамских школах обучали музыке[3]. Эти школы, известные в шумерском языке как эдубы, были созданы к III тысячелетию до н. э. и предназначались главным образом для обучения писцов и жрецов[3][4]. Дошедшие до нас глиняные таблички часто содержат информацию о занятиях учащихся в эдубе и указывают, что экзамены включали вопросы по дифференциации и определению инструментов, технике пения и анализу композиций[5]. Другие таблички содержат информацию о том, как играть на музыкальных инструментах[6][7]. Шумерские тексты указывают на то, что хоровое обучение происходило к 3000 году до н. э. в храме Нингарсу в Лагаше; хоровые выступления переросли в очень сложные респонсорные песнопения с инструментальными партиями, которые, как отмечает музыковед Чарльз Пламмеридж, «должны были требовать квалифицированного обучения и руководства»[3].

В XVIII веке до н. э.[8] в Мари существовала зарождающаяся музыкальная школа, где молодых музыкантов, возможно, целенаправленно ослепляли[9][8]. То, что месопотамцы связывали слепоту с музыкальностью, нашло отражение в литературе[10]. Габбай пишет: «В шумерском мифе „Энки и Нинмах“ богиня Нинмах создаёт различных человеческих существ, а их судьбу затем определяет бог Энки. Когда Нинмах создаёт слепого человека, Энки наделяет его „искусством музыканта“»[11]. Тексты показывают, что непропорционально большое количество месопотамских музыкантов были слепыми[8].

Вне классной комнаты обучение музыке происходило путём наставничества один на один[8]. Обучались как мужчины, так и женщины[8], некоторые из них жили со своими учителями[8]. Контракты на обучение были либо официальными, как среди царских особ, либо частным соглашением между двумя семьями; музыке также учили внутри семьи[8]. Среди элиты дети получали всестороннее образование по чтению, письму, религии, наукам, праву и медицине, среди прочих тем; входила ли в это обучение музыка, во многом неясно[3]. Некоторые свидетельства говорят о том, что у месопотамцев были игрушечные инструменты[12].

Общественная роль[править]

Тексты на шумерском и аккадском языках дают представление о роли музыкантов в обществе[2]. Известны два разных типа музыкантов — гала и нар[2]. Оба класса музыкантов высоко ценились и ассоциировались с религией и царской властью, но их роли различались[2]. Музыкант гала (аккад.: kalû)[13] был тесно связан с храмовыми ритуалами; музыковед Пётр Михаловский предположил, что их работа была «обычно менее гламурной и, возможно, временной»[2]. Музыкальные инструменты, связанные с жрецами-гала, включают малый барабан (шумер.: ub, аккад.: appu), литавры (шумер.: lilliliss)[14][15], и систр или цимбалы (шумер.: meze)[16], хотя об этих инструментах известно немного[17]. Существуют сотни отдельных имён музыкантов, таких как музыкант гала Ур-Уту, которые известны из административных документов. В некоторых случаях археологические находки позволили обнаружить дома и семейные истории этих музыкантов, что свидетельствует об их высоком статусе в обществе[9]. Гала-музыканты ассоциировались с богом Энки[2].

Музыкант нар (аккад.: nāru)[13], тесно связанный с царской властью, был известен тем, что играл и перевозил музыкальные инструменты и состоял в тесной переписке с царём. Главный музыкант дворца руководил музыкальными представлениями, а также обучал учеников-музыкантов[2]. В царском гареме, куда входили жёны, наложницы, дети и слуги царя, царь также держал молодых учеников-музыкантов[2]. Наличие музыкантов было признаком статуса, и музыкантами торговали на больших расстояниях, в том числе в качестве дипломатических подарков и во время войны[2]. Когда ассирийские военные завоёвывали город, они щадили музыкантов и отправляли их в Ниневию вместе с добычей[13]. Эпический рассказ «Смерть Гильгамеша» рассказывает о том, как Гильгамеш приносил дары богам от имени своих жён и детей, а также от имени своих музыкантов[18]. Музыканты иногда сопровождали царственных особ в их могилах[19]. На царском кладбище в Уре археолог Леонард Вулли обнаружил девушку-музыканта, лежащую с арфой в руках внутри гробницы царицы Пуаби[20].

Гендер древних месопотамских музыкантов является предметом споров[2]. Некоторые источники указывают на то, что жрецы-гала, например, были либо гендерно-свободными, либо рассматривались как третий пол[21]. Габбай пишет: «Термин „гала/калу“ следует понимать как общее понятие, относящееся к третьему полу, который разделяет черты как женского, так и мужского, но является независимой гендерной категорией»[21]. Другие источники предполагают, что они могли быть гомосексуальными или интерсексуальными. В других текстах, в том числе в учебниках по музыке, проводится различие между мужчинами и женщинами-учениками[2]. Некоторая двусмысленность гендерной принадлежности гала может быть объяснена историей молитв-плачей, которые могли возникнуть из погребальных причитаний женщин. Самое раннее документально подтверждённое исполнение гала было связано с похоронами, причём женщины-плакальщицы сопровождали гала в трауре. Эти причины могут объяснить, почему женские черты и диалект, ассоциирующийся с женщинами, эмесаль, долгое время ассоциировались с гала и храмовыми молитвами[22].

Конкретные персоны[править]

Богиня Иштар, которой Энхедуана сочинил множество гимнов[23]. Старовавилонский период, 1800—1750 гг. до н. э. Британский музей, Лондон

Шульги из Ура, правивший ок. 2094 — ок. 2046 гг. до н. э. во времена Третьей династии Ура, был щедрым покровителем искусств, особенно музыки. В самовосхваляющих текстах он признавался искусным музыкантом, утверждая, что усердие, с которым он изучал музыку, не позволяло ей быть слишком трудной[24]. Он перечислил множество инструментов, которыми, как он утверждал, овладел[24]: algar, sabîtum, mirîtum, urzababîtum, harhar, "Великий Лев, « dìm и magur[24]; он также утверждал, что овладел искусством композиции таких жанров, как tigi и adab[24]. Шульги, по всей видимости, наслаждался игрой на всех инструментах, кроме тростниковой трубы, которая, по его мнению, навевала печаль на дух, тогда как музыка должна приносить радость и веселье[24]. Шульги щедро финансировал две крупнейших эдубы Шумера — в Уре и Ниппуре; в ответ шумерские поэты слагали в его честь прославляющие гимны[24].

Самый известный музыкант эпохи Третьей династии Ура, Дада, был богатым человеком, носившим титул гала[25]. Его карьера началась во время правления Шульги, и судя по всему, он был гала особого рода, который выступал в качестве гала царского двора или даже государства и отвечал за других гала[25]. Дада организовывал музыкальные мероприятия, заботясь как об инструментах, так и о сопутствующих развлечениях[2], включая уход за медвежонком. Он и его семья владели резиденциями в Гирсу и Уре, а двое детей Дады, Хедут-Амар-Син и Шу-Син-мигир-Эштар, развлекали царя собственной музыкой. Главным помощником Дады, а возможно, и главным исполнителем, был музыкант-нар по имени Ур-Нингублагу. Хотя история Дады позволяет взглянуть на жизнь месопотамского музыканта, вполне вероятно, что он был неким исключением, а большинство музыкантов на гала-вечерах выполняли более обыденные роли[25].

Композиторы[править]

Среди самых ранних известных композиторов в истории музыки была аккадская жрица Энхедуана[26], жившая около 2300 года до н. э. Дочь Саргона Аккадского, основателя Аккадской империи[27], Энхедуана была одновременно принцессой, жрицей и поэтессой, написавшей цикл гимнов для храмов Шумера и Аккада, включая посвятительные гимны богам Сину и Инанне, тексты которых сохранились[26]. Её творчество было обильным, а также хорошо документированным; сохранилось до пятидесяти копий некоторых из её гимнов[27], но ни одного из её музыкальных произведений[26]. Она была автором nin-me-sar-ra, короткой (153 строки) поэмы, в которой она может ссылаться на своё собственное песнопение в критический момент произведения[27]. Она является вероятным автором гимна под названием „Миф об Инанне и Эбихе“ (in-nin me-huš-a). Некоторые из её произведений были связаны с достижениями её отца[27], а другие автобиографичны — по крайней мере, один раз она говорит от первого лица[27]. Её стихи были весьма популярны в Вавилоне, а организация её гимнов, вероятно, повлияла на многие поколения композиторов[27]. Она упоминается по имени в гимне Думузи, что свидетельствует о её популярности в этом регионе[27].

Примечания[править]

  1. Боровская, Наталия Федоровна Музыкальная культура древней месопотамии по памятникам изобразительного искусства и клинописным текстам рус.. search.rsl.ru. Проверено 3 декабря 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Mirelman, 2009
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Plummeridge, 2001, §I "Ancient Traditions"
  4. Bowen, 2020, с. 20
  5. Lucas, 1979, с. 317
  6. Музыка и танцевальное искусство времён расцвета Великого шёлкового пути. Том 1 рус.. Libs.ru. Проверено 3 декабря 2024.
  7. Kilmer, Tinney, с. 54
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Ziegler, 2010
  9. 9,0 9,1 Kilmer, Mirelman, §5 "Old Babylonian period"
  10. Gelb, 1973
  11. Gabbay, 2015
  12. Sachs, 2012, с. 71
  13. 13,0 13,1 13,2 Wellesz, 1990
  14. Polin, 1974
  15. Krispijn, 2010, §3.4
  16. Krispijn, 2010, §4.1
  17. Bowen, 2020, с. 70
  18. Kramer, 1946
  19. Kramer, 1960
  20. Galpin, 1929
  21. 21,0 21,1 Bowen, 2020, с. 68–69
  22. Cooper, 2006
  23. Какая музыка звучала в Древней Греции, Шумере и Аккаде: реконструкция. Проверено 3 декабря 2024.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 24,5 Kramer, 1967
  25. 25,0 25,1 25,2 Michalowski, 2006
  26. 26,0 26,1 26,2 Burkholder, Grout, с. 7
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 27,5 27,6 Hallo, van Dijk

Литература[править]

  • Art of the First Cities: The Third Millennium B.C. from the Mediterranean to the Indus. — New York: Metropolitan Museum of Art, 2003. — ISBN 978-1-58839-043-1.
  • Bowen Joshua Learn to Read Ancient Sumerian: An Introduction for Complete Beginners. — Digital Hammurabi Press. — ISBN 978-1-7343586-0-5.
  • Bowen Joshua Learning to Pray in a Dead Language: Education and Invocation in Ancient Sumerian. — Digital Hammurabi Press, 2020. — ISBN 978-1-7343586-6-7.
  • Burkholder J. Peter, Grout Donald Jay A History of Western Music. — 9th. — New York: W. W. Norton & Company, 2014. — ISBN 978-0-393-91829-8.
  • Dorf Samuel Ancient Mesopotamian Music, the Politics of Reconstruction, and Extreme Early Music // Open Access Musicology. — Lever Press. — P. 31–59. — ISBN 9781643150215.
  • Duchesne-Guillemin Marcelle A Hurrian Musical Score from Ugarit: The Discovery of Mesopotamian Music. — Malibu, California: Undena Publications, 1984. — Т. 2. — ISBN 978-0-89003-158-2.
  • Dumbrill, Richard (2011). "Proceedings of the 2011 International Conference of Near-Eastern Archaeomusicology (Senate House, University of London, 1-3 December 2011)".. 
  • Engel Carl The Music of the Most Ancient Nations, Particularly of the Assyrians, Egyptians, and Hebrews: With Special Reference to Recent Discoveries in Western Asia and in Egypt. — London: J. Murray.
  • Franklin John Kinyras: the divine lyre. — Washington, D.C.: Center for Hellenic Studies, Trustees for Harvard University. — ISBN 978-0-674-08830-6.
  • Hallo William W., van Dijk J. J. A. The Exaltation of Inanna. — New Haven and London: Yale University Press.
  • Krispijn Theo J. H. Music and Healing for Someone Far Away from Home HS 1556, A Remarkable Ur III Incantation, Revisited // Studies in ancient Near Eastern world view and society : presented to Marten Stol on the occasion of his 65th birthday,10 November 2005, and his retirement from the Vrije Universiteit Amsterdam. — Bethesda, Maryland: CDL Press, 2008. — P. 173–194. — ISBN 978-1-934309-18-6.
  • Krispijn Theo J. H. Musical Ensembles in Ancient Mesopotamia // Proceedings of the International Conference of Near Eastern Archaeomusicology (ICONEA 2008), The British Museum, London, December 4–6, 2008. — Iconea Publications, 2010. — P. 125–150.
  • Lawergren Bo Extant Silver Pipes from Ur, 2450 BC // Music Archaeology of Early Metal Ages, Studien zur Musikarchäologie: Studies in Music Archaeology. — Rahden: Verlag Marie Leidorf.|year=2000|volume=2: Papers from the 1st Symposium of the International Study Group on Music Archaeology, Monastery Michaelstein, Blankenburg, Sachsen-Anhalt, Germany, May 18–24, 1988|pages=121–132|isbn=978-3-89646-637-2|editor1-last=Hickmann|editor1-first=Ellen|editor2-last=Laufs|editor2-first=Ingo|editor3-last=Eichmann|editor3-first=Ricardo|chapter-url=https://www.hunter.cuny.edu/physics/faculty/lawergren/repository/files/Silver%20Pipes%20from%20Ur%20-Lawergren.pdf}}
  • Lawergren Bo Pre-Islamic Iran. — Encyclopaedia Iranica (online ed.).
  • Lord Maria The story of music from antiquity to the present. — H.F. Ullmann.
  • Lucas, Christopher J. (Autumn 1979). «The Scribal Tablet-House in Ancient Mesopotamia». History of Education Quarterly 19 (3): 305–332. DOI:10.2307/367648.
  • Malm William P. Music cultures of the Pacific, the Near East, and Asia. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
  • Nettl Bruno The Study of Ethnomusicology: Thirty-Three Discussions. — 3rd. — Champaign: University of Illinois Press, 2015. — ISBN 978-0-252-09733-1.
  • Ossendrijver, Mathieu (2020), "The Moon and Planets in Ancient Mesopotamia", Oxford Research Encyclopedias, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-064792-6, doi:10.1093/acrefore/9780190647926.013.198, <https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190647926.013.198>. Проверено 31 января 2023. 
  • Polin Claire C.J. Music of the Ancient Near East. — Greenwood Press. — ISBN 0-8371-5796-X.
  • Sachs Curt The History of Musical Instruments. — Mineola: Dover Publications, 2012.
  • Sadie Stanley The New Grove Dictionary Of Music And Musicians 5 Ed. 2nd. — 2001.
  • Spencer Lauren Iran: A Primary Source Cultural Guide. — New York: Rosen Publishing Group.
  • van der Merwe Peter Origins of the Popular Style: The Antecedents of Twentieth-Century Popular Music. — 3rd. — Oxford: Clarendon Press, 1989. — ISBN 978-0-19-316121-4.
  • van der Woude A.S. Prophets, Worship and Theodicy. — Leiden: Brill Publishers, 2022. — ISBN 978-90-04-49459-6.
  • Wellesz Egon New Oxford History of Music Volume I: Ancient and Oriental Music. — Oxford: Oxford University Press.
  • Woolley Leonard Ur Excavations, Volume II.
  • The Epic of Gilgamesh. — London: Penguin Classics, 1999.
  • Ziegler Nele Teachers and Students. Conveying Musical Knowledge in the Kingdom of Mari // Musiker und Tradierung: Studien zur Rolle von Musikern bei der Verschriftlichung und Tradierung von literarischen Werken. — Vienna: Wiener Offene Orientalistik. — ISBN 978-3-643-50131-8.
Статьи
Другое
Древняя Месопотамия
Исторические области,
крупные царства
Важнейшие города
Население
Языки и письменность
Наука
Культура и быт
Наиболее известные
личности

Портал «Древний Восток»

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Музыканты в Древней Месопотамии», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».