Супер-Спарта
Супер-Спарта (англ. Super-Sparta, Sparta Speech, ивр. נאום ספרטה) — фраза, которая была произнесена премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху 15 сентября 2025 года на конференции генерального бухгалтера в Иерусалиме. В этой речи Нетаньяху описал то, что, по его мнению, является растущей дипломатической и экономической изоляцией Израиля на фоне продолжающейся войны железных мечей. Он призвал Израиль придерживаться подхода «Супер-Спарта» для решения возникших проблем в сфере безопасности и экономики. Это выступление вызвало широкую политическую и общественную дискуссию в Израиле[1].
В своей «спартанской» речи Нетаниягу призвал израильтян приспосабливаться к политической и экономической изоляции.
Содержание[править]
Нетаньяху выделил несколько факторов, способствующих усилению дипломатической изоляции Израиля. Он подчеркнул политическое влияние мусульманских иммигрантских общин в Европе, которые, по его словам, оказывают давление на свои правительства, заставляя их занимать критическую позицию по отношению к Израилю в связи с конфликтом в Газе. Нетаньяху также подчеркнул роль цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, которые используются такими государствами, как Катар и Китай, для проведения операций по оказанию влияния в социальных сетях. По его словам, это создаёт «медийную осаду» Израиля.
Премьер-министр предупредил о возможных торговых ограничениях, вызванных дипломатическим давлением, которые могут ограничить доступ Израиля к вооружению компонентам. Он подчеркнул важность расширения внутреннего производства оружия для обеспечения национальной безопасности. В завершение своего выступления Нетаньяху призвал к развитию «экономики супер-Спарты», которую он определил как экономическую модель, характеризующуюся повышенной самодостаточностью (автаркией). Хотя Нетаньяху называл себя сторонником принципов свободного рынка, он утверждает, что нынешние геополитические обстоятельства требуют большей экономической независимости.
"Надо будет приспосабливаться к экономике с элементами автаркии", - предупредил Нетаньяху, признав, что Израиль сейчас имеет дело с "новой и сложной дипломатической реальностью".
Нетаньяху привел в примеры древнегреческие города-государства: «Нам нужно будет стать Афинами и супер-Спартой». «То, что работало до сих пор, теперь не будет», - признал глава израильского правительства.
«Нам нужно будет развивать нашу оружейную промышленность», — сказал Нетаньяху.
«Мир делится на блоки, и мы не являемся частью ни одного из них. Это облегчает нашу изоляцию. Возможно, мы окажемся заблокированными не только в исследованиях и разработках, но и в производстве. Наши оборонные предприятия могут быть парализованы, и тогда нам придётся быть Афинами и супер-Спартой, приспосабливаясь к автаркической экономике», — заявил премьер-министр.
По словам Нетаньяху, технологическое и научное преимущество Израиля всё же создаёт зависимость от него, поэтому другим странам будет выгодно поддерживать отношения. Но в ближайшие годы, подчеркнул он, необходимо развивать способность самостоятельно справляться с давлением.
Реакция внутри Израиля[править]
Это выступление вызвало неоднозначную реакцию в Израиле. После высказываний Нетаньяху на Тель-Авивской фондовой бирже произошёл спад. Несколько видных деятелей выступили с политической критикой:
- Лидер оппозиции Яир Лапид назвал концепцию автаркической экономики нереалистичной, утверждая, что изоляция Израиля была результатом ошибок в политике правительства, а не неизбежным следствием.
- Рам Бен-Барак сравнил предложение Нетаньяху с экономической моделью Северной Кореи.
- Мерав Бен Ари раскритиковала правительство за то, что оно ставит под угрозу будущее страны.
- Яир Голан, председатель Лейбористской партии, предположил, что такая политика отвечает личным политическим интересам премьер-министра.
- Гади Айзенкот из партии «Национальное единство» предупредил о долгосрочных последствиях изоляции и призвал Нетаньяху уйти в отставку, если он не сможет разрешить кризис.
Помимо политических вопросов, руководители высшего звена израильской высокотехнологичной отрасли предупредили, что этот сектор сильно зависит от мировых рынков и доверия инвесторов. Они предупредили, что снижение уровня международной интеграции может подорвать экономическую устойчивость Израиля и его преимущества в сфере безопасности.
На следующий день после выступления Нетаньяху созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что его слова в «Спарте» были вырваны из контекста и что израильская экономика очень сильна, поражает весь мир, а шекель, вопреки всем прогнозам, стоит дороже, чем до войны.
Международная реакция[править]
В своей речи Нетаньяху отметил:
«Такие страны, как Китай и Катар, вкладывают огромные средства в то, чтобы влиять на западные СМИ, продвигая антиизраильскую повестку. Включаешь телефон — и тебя бомбардируют. В соцсетях это происходит с большей интенсивностью, чем в традиционных СМИ. И традиционные СМИ также присоединяются к международным меньшинствам. Таким образом, это загоняет нас в своего рода изоляцию. Нам придётся с этим бороться».
В ответ, Посольство Китая в Израиле резко раскритиковало заявления, которые сделал в своей «спартанской» речи премьер-министр Биньямиин Нетаниягу об «информационной блокаде» Израиля Китаем и Катаром:
«Китай глубоко удивлён заявлениями израильского лидера в отношении Китая, — сказал представитель. — Эти заявления лишены какой-либо фактической основы, наносят ущерб китайско-израильским отношениям, и Китай решительно выступает против них. Израильские обвинения в адрес Китая в том, что действия Израиля критикуют в социальных сетях — пример того, как лечат симптомы вместо болезни, неверно выбирая цель и давая не то лекарство.
«Международное сообщество внимательно следит за ситуацией в секторе Газа, и большинство стран надеются на скорейшее прекращение огня, которое также позволит израильским гражданам безопасно вернуться в свои дома, — продолжил представитель посольства Китая. — Да, на международной арене все громче звучат голоса тех, кто считает, что Израилю нужна не бесконечная война, а дипломатия, приносящая мир. Нужна политическая мудрость и творческая дипломатия, а не только военные операции и беспрестанные атаки».
И далее представитель Китая перешел к выводам: «Нужно видеть источник болезни, а не только ее симптомы. Палестинская проблема — корень всех проблем на Ближнем Востоке, безопасность Израиля и арабских государств тесно переплетена, и односторонняя безопасность не может длиться долго. Только общая безопасность обеспечит стабильный и устойчивый мир. Необходимо уважать потребности Израиля в безопасности, а также право палестинцев на государственность и развитие».