Выставка произведений Геворка Котьянца 1979 года

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Выставка произведений Геворка Котьянца 1979 года»
Место проведения:Ленинград,
ЛОСХ, Большая Морская, 38
Время проведения:1979

Выставка произведений ленинградского живописца Геворка Вартановича Котьянца (1909—1996), открывшаяся в декабре 1979 года в выставочных залах Ленинградского Союза художников на Большой Морской, 38, стала заметным событием в художественной и культурной жизни Ленинграда.[1][2]

Организация[править]

Организацией выставки произведений Г. В. Котьянца и изданием каталога занимались Ленинградская организация Союза художников РСФСР при участии автора.

Иллюстрированный каталог выставки под редакцией Л. В Мочалова и со вступительной статьёй А. К. Антоновой был выпущен издательством «Художник РСФСР». Составителем каталога была И. А. Александрова.

Выставка 1979 года стала первой персональной выставкой Г. Котьянца. В общей сложности в экспозицию вошло свыше ста живописных произведений, выполненных художником с 1950 года по 1975 год включительно.

Во вступительной статье к каталогу выставки А. К. Антонова пишет, что все более ранние работы Г. Котьянца, выполненные в 1930-1940-е годы, погибли во время войны и блокады. Все работы для выставки были предоставлены автором.

Произведения[править]

В жанровом отношении в экспозиции выставки доминировал натюрморт, что не было случайным и отражало устойчивый интерес Г. Котьянца к декоративной живописи и экспериментам с тепло-холодностью. Помимо натюрморта в экспозиции был представлен портрет и несколько работ в жанре пейзажа, интерьера («Интерьер Русского музея», 1950 года) и тематической картины («Матросы», 1970 года).

Котьянц Г. Девушка с персиками. 1970

Жанр портрета был представлен серией автопортретов художника 1950, 1954 и 1956 годов, портретом дочери «Татьяна» (1953), работами «Натурщик» (1960), «Голова девушки» (1962), «Мать» (1962), «Портрет Костромеевой» (1964), «Девушка в красном» (1965), «Дочь художника» (1965), «Голова девушки» (1966), «Девочки» (1968), «Девушка в жёлтом» (1968), «Девочка» (1969), «Студентка» (1969), «Учительница» (1969), «Наташа» (1970), «Портрет» (1970), «Устала» (1970), «Девушка с персиками» (1970), «Студентка» (1971), «Голова девушки» (1972), «Портрет» (1972), «Продавщица» (1972), «Люда» (1973) и некоторыми другими работами.

Из ста семи работ, представленных на выставке и описанных в каталоге, свыше семидесяти были исполнены в жанре натюрморта. К сожалению, Г. Котьянц не затруднял себя придумыванием для них оригинальных названий, чем создавал большие сложности для исследователей своего творчества. Так, из более чем семидесяти работ этого жанра девяносто процентов или шестьдесят пять работ имели простое название «Натюрморт» и только семь картин имели в названии уточнение: «Зелёный натюрморт» (1966 год и целых три «Зелёных натюрморта» 1970 года), «Розовый натюрморт» (1968), «Натюрморт на пленэре» (1969), «Натюрморт. Завтрак тракториста» (1973).

В то же время среди работ, датированных в каталоге выставки, например, 1974 годом, присутствует сразу десять просто «Натюрмортов», различающихся в каталоге только размерами. Девять простых «Натюрмортов» датированы 1970 годом, семь - 1968 годом. Кроме того, Г. Котьянц неохотно делал надпись с указанием названия, размеров и даты создания на обороте картин и ещё реже подписывал свои работы. Здесь есть и известное упущение со стороны составителей каталога.

О творчестве[править]

Несмотря на наличие в экспозиции выставки достаточно большого числа работ, относимых к портретному жанру, фигуративная живопись и психологический портрет не были сильной стороной творчества художника. Его стихией был декоративный камерный натюрморт, достаточно условный по композиции, с повторяющимся годами и десятилетиями набором предметов, с бесконечным варьированием цветовых и тональных отношений, с очень условным разделением на натюрморт в интерьере и в экстерьере.

Котьянц Г. Натюрморт. 1960

Начав в конце 1920-х годов с исторической живописи, Г. Котьянц к середине 1950-х находит свой жанр, связав творческую судьбу и самовыражение с возможностями декоративного натюрморта. Развивая и совершенствуя своё мастерство, преодолевая немалые трудности на этом пути, Г. Котьянц постепенно приходит в своих работах к условной обобщённости и монументальности камерной формы, раз за разом ища и добиваясь красоты декоративных цветовых отношений.[3]

По мнению А. К. Антоновой, выразительные возможности цвета всё больше занимают живописца, а натюрморт привлекает неограниченной свободой в выборе и варьировании сочетаний предметов, создающих возможности для богатейших цветовых гармоний. Предмет рассматривается им прежде всего как «участник» ансамбля композиции, заявляющий о себе цветовым пятном определённой интенсивности и формы. При этом гораздо меньше Г. Котьянца интересуют такие индивидуальные свойства предмета, как его конструкция, функциональная форма, фактура.[4]

Цвет остаётся основным интересом Г. Котьянца и в тех случаях, когда он работает над портретом. Для лучших произведений этого жанра художнику позировали чаще всего жена Костромеева Екатерина Сергеевна, преподаватель французского языка, и дочь Татьяна. Большинство портретов написаны Г. Котьянцем во время летнего отдыха, на юге, на фоне щедрой южной природы.

О выставке[править]

Выставка Г. Котьянца вызвала живой интерес и неоднозначные оценки творчества художника, о чём свидетельствуют многочисленные записи в книге отзывов. Она вошла в историю как первый ретроспективный показ произведений оригинального мастера, за которым спустя шесть лет последовала его новая персональная выставка в Москве. Большинство работ, экспонировавшихся на выставке, сегодня находятся в музейных и частных собраниях в России, США и других странах.

Высокую оценку выставка и творчество Г. Котьянца получили у коллег по Ленинградскому Союзу художников в ходе обсуждения, состоявшегося 28 декабря 1979 года. Так, по мнению художника П. А. Сидорова, «Г. Котьянц относится к редким художникам, которые обладают чутьем бытового колорита. Это редкий дар. Мы радуемся этой выставкой, потому, что каждый холст построен, задуман, в нем есть свой ключ, гамма. В жизни художника, который пишет и думает, гамма - одна из труднейших проблем построения холста. Здесь есть зеленый, синий, розовый натюрморты, каждый живет своей жизнью и представляет эстетическую находку. Поэтому обогащает и радует нас. Г. Котьянц обладает хорошим глазом. У него хорошее ощущение, он хорошо видит. Это спасает от информационной живописи, которая часто процветает.»[5]

Художник А. П. Левитин, обращаясь к Г. Котьянцу и участникам обсуждения, отметил, что «выставка работ Г. Котьянца - настоящий праздник для всех, кто любит и понимает живопись. Работы смотрятся прекрасно с любого расстояния, качество редкое, говорящее за абсолютную ценность Ваших работ как живописца. Интенсивность и насыщенность цвета нигде не переходит в краску, декоративность их не условна, а живописна в лучшем смысле этого слова, они не слащавы, прекрасно и неожиданно скомпонованы. Что касается теплохолодности, то всем не мешает поучиться у Вас. Нам, художникам, многому стоит поучиться у Вас. О Вашей самобытности пишут в этой книге отзывов все. Годы работы сделали свое дело. С годами Вы пишете все лучше, тоньше, острее. Ждем от Вас еще много-много прекрасных произведений!»[6]

В своём выступлении художник Г. А. Савинов отметил, что Г. Котьянц ему представляется «отраднейшим, очаровательным явлением в нашей жизни. Я был у него в мастерской, интересовался, как живет, какие тряпки выбирает, как из этих тряпок, подобно Сезану, творит вещи с разным отношением к тому, что делает, с разным цветовым строем. Это человек, который вызывает хорошую зависть во мне лично, в первую очередь как художническая личность. Это не часто у нас бывает. Тут Энгельс Васильевич Козлов говорил - идет собрание членов Союза, говорят, что Худфонд такой-сякой, столько заработал, это несправедливо, туда-сюда, все говорят умно, толково, вдруг выходит Котьянц и говорит о живописи. Ха-ха! Это прелестно с его стороны, и плохо - с нашей».[7]

Упоминания о выставке Г. В. Котьянца и экспонировавшихся на ней произведениях встречаются в ряде публикаций, посвящённых творчеству художника и истории ленинградской живописи.[8][9][10] Многие произведения, впервые показанные на выставке, пополнили собрания художественных музеев и частные коллекции в России и за рубежом.

См. также[править]


Примечания[править]

  1. Геворк Вартанович Котьянц. Выставка произведений. Каталог. Автор вступит. статьи А. К. Антонова, составитель каталога И. А. Александрова. Редактор Л. В. Мочалов. Л.: Художник РСФСР, 1979.
  2. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.383, 409, 438.
  3. Геворк Вартанович Котьянц. Выставка произведений. Каталог. Автор вступит. статьи А. К. Антонова, составитель каталога И. А. Александрова. Редактор Л. В. Мочалов. Л.: Художник РСФСР, 1979. С.4.
  4. Геворк Вартанович Котьянц. Выставка произведений. Каталог. Автор вступит. статьи А. К. Антонова, составитель каталога И. А. Александрова. Редактор Л. В. Мочалов. Л.: Художник РСФСР, 1979. С.4.
  5. Стенограмма обсуждения выставки Г. В. Котьянца в ЛОСХ 28 декабря 1979 года.
  6. Стенограмма обсуждения выставки Г. В. Котьянца в ЛОСХ 28 декабря 1979 года.
  7. Стенограмма обсуждения выставки Г. В. Котьянца в ЛОСХ 28 декабря 1979 года.
  8. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.400, 420, 443.
  9. Иванов С. В. Котьянц Геворк Вартанович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб.: Петрополис, 2014. С.563-565.
  10. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.383, 409, 438.

Литература[править]


Ссылки[править]