Матвей Эммануилович Леснов-Израилев

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Матвей Эммануилович Израилев

Деятель страны


Флаг Начальник 4 отдела УГБ УНКВД по Житомирской области








Дата рождения
1905
Место рождения
Киев, Российская империя
Дата смерти
4 ноября 1940 года
Место смерти
СССР






Военная служба

Звание
RA A F3Maj 1943.png


Награды и премии

Почётный сотрудник госбезопасности

Матвей Эммануилович Леснов-Израилев — сотрудник НКВД, старший лейтенант государственной безопасности. Расстрелян. Не реабилитирован[1].

Биография[править]

Родился в 1905 году в Киеве в семье конторщика мыловаренного завода.

В 1914–1918 годах учился в гимназии в г. Сосница Черниговской губернии, в 1932 году закончил неполный 1 курс рабфака в Ростове-на-Дону.

В 1926 году вступил в ВКП(б).

Карьера в органах ОГПУ−НКВД[править]

С 1926 года служил в органах госбезопасности.

В 1927–1928 годах — ответственный секретарь культурно-бытовой комиссии и секретарь комитета ЛКСМУ Киевского окротдела ГПУ, затем уполномоченный СО Киевского окротдела ГПУ.

С 1930 года — райуполномоченный ГПУ по Жукинскому району (Киевский оперсектор ГПУ).

С 1931 года — райуполномоченный ГПУ по Высше-Дубечанскому району (Киевский оперсектор ГПУ).

С июля 1931 года — начальник Богуславского РО ГПУ (Киевский оперсектор-облотдел ГПУ).

С мая 1933 года по июль 1934 года — оперуполномоченный СПО Киевского облотдела ГПУ.

Затем — начальник Сталинского РО ГПУ-НКВД в г. Киеве.

9 февраля 1936 года — лейтенант государственной безопасности.

С апреля 1936 года — начальник 4 отделения СПО — 4 отдела УГБ УНКВД по Киевской области.

С 12 октября 1937 года — заместитель начальника 4 отдела УГБ УНКВД по Житомирской области.

С 5 мая 1938 года до 7 января 1939 года — начальник 4 отдела УГБ УНКВД по Житомирской области.

15 июня 938 года — старший лейтенант государственной безопасности.

Репрессии[править]

Арестован 8 января 1939 года. Обвинение — ст. 206-17 п. «б» УК УССР (массовые аресты по национальному признаку, фальсификация дел)

Виновность осуждённых ФЁДОРОВА М.Е., МАНЬКО Д. И., ЛЕСНОВА-ИЗРАИЛЕВА и МАЛУКИ Д.И. в массовых необоснованных арестах граждан, зачастую по сфальсифицированным справкам; в применении к арестованным незаконных методов следствия, в результате чего имели место особо тяжёлые последствия (дело СКРЫПНИКА, КРУК[А], АЛЕКСЕЕНКО); в применении к арестованным таких издевательских форм следствия, как получившие название «конференции», в понуждении подчинённых им работников к применению к арестованным незаконных методов следствия с тем, чтобы в течение суток каждый из оперативных работников добивался не менее 5-6 признательных показаний от арестованных и т. д. - материалами дела, показаниями свидетелей и частично признанием самих осуждённых - установлена] полностью.
Из материалов дела видно, что ФЁДОРОВ и ЛЕСНОВ-ИЗРАИЛЕВ, будучи начальниками оперативных отделов УНКВД, сами осуществляли незаконные и явно необоснованные аресты граждан; не только не принимали мер к недопущению нарушения основ революционной законности подчинёнными им работниками, но сами культивировали и поощряли это нарушение; личным примером поощряли оперативных работников на применение незаконных методов следствия, фальсификацию следственных материалов; не только не следили за тем, чтобы материалы следствия были всесторонне исследованы и проверены, но и сами передавали для внесудебного рассмотрения дела, следствие по которым окончено не было, и следственные документы соответственно не оформлены и т. д.[2]

.

Военным трибуналом войск НКВД Киевского округа 23 апреля 1940 года приговорен к 10 годам лишения свободы:

ВТ признал ВИНОВНЫМ ЛЕСНОВА в том, что, будучи начальником IV отдела Житомирского УНКВД, злоупотреблял своим служебным положением, грубо нарушал социалистическую законность, что выразилось в нижеследующем:
а) в применении незаконных методов следствия как им, так и подчинённым ему оперативным составом, понуждаемым к тому незаконными требованиями добиться 5-6 признаний от арестованных в сутки.
б) В преступной практике оформления дел путём составления подложных следственных документов, как на Особое совещание, так и на судтройку, причём подписывал обвинительные заключения без рассмотрения дел и после выполнения[6] решения судтроикой, в результате чего имело место осуждение судтройкой к ВМН 6 граждан, обвиняемых в сионистской к-p деятельности, из коих Кислюк расстрелян, а пять остальных освобождены в результате пересмотра дела.
в) Допустил избиение МАЛУКОЙ арестованного Скрыпника, в результате которого последовала его смерть, и для сокрытия следов этого преступления, с ведома его дело Скрыпника было оформлено МАЛУКОЙ задним числом по судтройке.
г) Кроме того, в том, что подложно оформил списание в расход незаконно истраченных 9000 руб., каковые преступления, учитывая их отягчающие обстоятельства, предусмотрены ст. 206-17 п. «б» УК УССР[3].

Военным трибуналом войск НКВД УССР 29 сентября 1940 года приговор изменен на ВМН.

Военной коллегией Верховного суда СССР 20 ноября 1940 года приговор оставлен в силе.

Расстрелян.

В реабилитации отказано.

Источники[править]

  1. Михаил Тумшис, Вадим Золотарёв Евреи в НКВД СССР. 1936–1938 гг. Опыт биографического словаря
  2. https://istmat.org/node/61183
  3. https://istmat.org/node/61182