Погромы в еврейских колониях Российской империи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Погромы в еврейских колониях Российской империи — еврейские погромы которые обрушились на еврейские земледельческие колонии в Российской империи[1].

Ход событий[править]

В 1881 году по стране прокатилась волна погромов. В высочайшем Манифесте от 29 апреля 1881 года новый император Александр ІІІ возложил вину за погромы на пострадавших евреев. По сути, царь в этом манифесте под предлогом «борьбы с погромами» ввёл новые ограничения политических и экономических прав евреев (запрещение евреям содержать питейные заведения и вести винную торговлю, число гласных-евреев в земствах и городских думах ограничить до 1 /10 от «всего числа избирающихся», запретить евреям покупку и аренду земель и лесов).

В мае 1881 года произошёл погром Большом Нагартаве, правда сведений о нём точных не имеется.

Гласный Альбранд, выступая на заседании 29 октября 1881 года, заявил: «В Одесском уезде 1/9 всех земель находится в собственности евреев. Необходимо на будущее время установить правило, чтобы еврейское землевладение не было допускаемо. Евреи должны помнить, что они не хозяева в России, а гости». К счастью, Альбранд оказался в меньшинстве.

В июне 1885 года крестьяне деревни Федоровки Херсонского уезда произвели буйства в колонии Романовке вследствие неудовольствия за произведенные евреями потравы крестьянских полей.

В пасхальные дни 1899 года в Николаеве при бездействии властей и полиции на протяжении трех дней бушевал еврейский погром. Посад Березнеговатое возле еврейской колонии Нагартав, был тесно связан с Николаевом. На протяжении нескольких десятилетий он имел статус адмиралтейского поселения, его жители мужского пола обязаны были ежегодно определенное время выполнять различные работы на Николаевской Адмиралтейской верфи. Поэтому, погромные настроения перенеслись в Березнеговатое.

Погромщики и в Николаеве, и в Березнеговатом, были уверены, что действуют законно. Крестьяне считали, что из Петербурга пришла телеграмма, разрешающая грабить евреев. В эту телеграмму легко поверить учитывая бездействие полиции и властей.

23 апреля 1899 года начался погром в посаде Березнеговатом, перекинувшийся на соседнюю колонию Нагартав. Около 6–7 часов (вечера) толпа с криками «Бей жидов!» двинулась в еврейскую колонию Большой Нагартав. Громилы опрокидывали лотки, врываться в лавки, стали ломиться в дома колонистов и швырять камнями в окна домов. Разделившись на отдельные группы толпа, вооруженная камнями, палками, стала разбивать еврейские дома и лавки, выбивая из них окна и двери, а затем проникая внутрь, стала ломать, портить и уничтожать, все, попавшееся под руку, выбрасывая часть имущества на улицу. Часть продуктов забирали, а остальное уничтожали: обливали керосином, разбивали. Бакалейная лавка Дубинского первая подверглась разграблению, часть бакалеи унесли домой, а оставшееся, например, головки сахара, побросали в колодец. Погромщики шли от двора ко двору — уничтожали мебель, разбивали посуду, хозяйственный инвентарь. Попавшие в руки толпы колонисты Сруль Айбиндер и Меер Ставицкий были избиты.

Вечером, после перерыва грабёж возобновился.

Нагартавский житель Михаил Яковлевич Бибе вспоминает: «На следующий день у больницы собралась большая толпа. Впереди стояли пьяные, с перекошенными от злобы лицами, бандиты. Они хотели проникнуть на территорию, где прятались обреченные нагартавцы, и начать расправу. Но главный врач Герман (немец) с охотничьим ружьем в руках встал во главе штата больницы на защиту евреев и никого из них на территорию больницы не пустил. В больницу можно было проникнуть только через ворота. И, видимо, здесь сыграл решающую роль большой авторитет главврача. Ослушаться его запрета бандиты не посмели. Но погромщики не расходились. Полдня продолжался поединок главврача больницы и погромщиков, и только во второй половине дня толпа мгновенно исчезла, узнав, что в Березнеговатое прибыл из Херсона генерал во главе с соединением казаков, присланных для усмирения бандитов. Так героический благородный поступок главврача Германа спас евреев Нагартава от истребления».

Херсонская газета «Юг» отмечала:

Антиеврейские беспорядки, имевшие место в Херсонском уезде, …явились непосредственным отголоском николаевского погрома. Случайно или нарочно в период николаевских беспорядков, продолжавшихся несколько дней, в Николаев съезжалось население ближайших сел и посадов, которое увозило с собой слух такого рода, что «евреев бьют и евреев бить позволено». С 22 по 26 апреля беспорядки с большей или меньшей силой повторялись в различных пунктах уезда: в колониях Нагартаве, Романовке, Доброй…

Наибольшей интенсивностью отличались беспорядки в колонии Большой Нагартав (сказалась близость к посаду Березнеговатое с населением в 6 тысяч человек). Население Нагартава обращалось к ближайшему начальству в поисках защиты[2].

К вечеру 24 апреля толпа из жителей посада Березнеговатое уже собралась для того, чтобы учинить погром в колонии Малый Нагартав, но ситуацию изменило оперативное прибытие губернатора. По его распоряжению на охрану порядка в колонию отправили 50 человек из числа жителей того же посада, их предупредили, «что при малейшем беспорядке они первые будут отвечать за последствия погрома». Ночью в Березнеговатое введены войска и началось дознание. В ходе проведения дознания в Березнеговатом арестовано 130 человек, из них 50, которых сочли наиболее виновными, в качестве предварительной меры подвергли заключению сроком на 2 недели.

В результате погрома в Большом Нагартаве пострадали 144 дома и лавка Шлемы Дубинского, уничтоженное имущество колонистов оценивалось в 28 тысяч рублей.

24 апреля 1899 года пострадала и Романовка, жители которой, однако, пытались оказать сопротивление:

Разгром имел меcто вечером 24 апреля, но не распространился с такой силой, как в Нагартаве, благодаря тому, что население, с разрешения губернатора, решило дать отпор бунтарям, понаехавшим из соседних сел и деревень». Желающие поживиться стали съезжаться еще засветло и «…в ожидании сумерек располагались лагерем в ближайших к колониям балках и оврагах.

Удалив подальше и в безопасное место свои семьи и частные имущества, романовцы, вооруженные кто чем мог для своей обороны, дружно встретили ворвавшихся на пароконных подводах бунтарей, которые, правда, успели разбить стекла в 18 домах, но не избежали и сами чувствительных побоев, кроме того 13 человек из числа нападавших были задержаны и по требованию губернатора препровождены в Березнеговатое[3].

Полиция не бездействовала только в колонии Доброе, где пресекла погром.

Никакого серьезного наказания погромщики не понесли. Приговором Особого присутствия Одесской судебной палаты одиннадцать человек из числа обвиняемых были оправданы, остальные обвинены, в том числе и Лазарь Веремеев, признанный виновным в подстрекательстве. Веремеев был приговорен к заключению в арестантское отделение сроком на один год и шесть месяцев; остальные – к меньшим наказаниям. Гражданский иск о возмещении убытков вообще был оставлен без рассмотрения.

В 1905 году погромы в еврейских колониях возобновились, но это были мелкие локальные случае на фоне погромов евреев в эти годы в городах.

В ноябре 1905 года херсонская газета «Юг» поместила заметку жителя колонии Добрая с описанием этих событий: «27 октября. Благодаря авторитету местного станового пристава г. Капитанова, у нас предотвращен был погром [или], по меньшей мере, столкновение крестьян с местными колонистами. Дело в том, что в колонии упорно носился слух об имеющем быть нашествии на нашу колонию крестьян с целью разбоя и грабежа. И, действительно, в указанный день, как раз в то время, когда из нашей колонии выезжал становой пристав г. Капитанов, навстречу ему попалось немало подвод с крестьянами окрестных деревень, которые на вопрос пристава о цели их путешествия откровенно заявили, что едут бить и грабить колонистов; были удивлены как самой встречей с приставом, так и его разъяснению в ложности имеющихся у них сведений. Крестьяне, выслушав пристава, все повернули и уехали обратно».

См. также[править]

Источники[править]

  1. Щукин В. В., Павлюк А. Н. Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии (ХІХ - начало ХХ вв.) : очерки истории / В.В. Щукин, А.Н. Павлюк; под ред. М.Д. Гольденберга. - Николаев : Изд. Шамрай П.Н., 2016. - 408 с.
  2. Юг. – 1899. – 12–13 июля (№ 388–389)
  3. Юг. – 1899. – 13 июля (№ 389).
 
Погромы в еврейских колониях Российской империи относится к теме Еврейские погромы в Российской империи
Еврейские погромы

БалтаПогромы в еврейских колониях Российской империиБелостокВоронежГомельЕкатеринослав (1)Екатеринослав (2)Екатеринослав (3)КишинёвОдессаЖитомирКазаньЧерниговБайрамчаФеодосия

Персоналии

Джейкоб ШиффЙехезкель ХенкинНиколай БлиновПинхус ДашевскийРоза Коэн

Прочее

Конфликт греков с евреями в Российской империи