Роза Коэн

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Роза Коэн

ивр. רוזה כהן
Роза Коэн с сыном Ицхаком и дочерью Рахилью
Флаг Член городского совета Тель-Авива








Дата рождения
1890
Место рождения
Могилёв, Российская империя
Дата смерти
12 ноября 1937 года
Место смерти
Тель-Авив, Подмандатная Палестина









Роза Коэн (Роза Рабин, Красная Роза, англ. Rosa Cohen, ивр. רוזה כהן) — израильский общественный, военный и политический деятель, активистка рабочего движения в Эрец-Исраэль[1].

Биография[править]

Роза Коэн родилась в 1890 году в Могилёве в в многодетной семье торговца древесиной (и в тоже время ортодоксального раввина, хабадника и противника сионизма) Ицхака (Исаака) Коэна (Кагана), многие члены которой внесли существенный вклад в еврейском заселение Эрец-Исраэль. Вскоре семья переехала в Белосток, а в 1896 году, когда умерла её мать Шейна Рахель, Коэн с 8 детьми (включая Розу) переселился в Гомель, поближе к брату Исаака — Мордехаю бен-Гилелю ха-Коэну — бизнесмену и литератору, активисту «Ховевей Циона», и который в 1907 году с женой, четырьмя сыновьями и тремя дочерьми репатриировался в Эрец-Исраэль, где стал одним из основателей первого квартала будущего Тель-Авива — района «Ахузат-байт».

Несмотря на протесты отца, пошла учиться в христианскую женскую гимназию в Гомеле и сама оплачивала учебу, зарабатывая частными уроками. В юности сблизилась с эсерами. Под влиянием одного из старших братьев, Баруха Коэна, участника революции 1905 года, вступила в Юнг Бунд — молодёжное движение партии «Бунд».

Участвовала в еврейской самообороне.

В 1903 году, будучи 13-летней девочкой, была одним из организаторов отрядов еврейской самообороны во время еврейских погромов в Житомире и Лодзе, вместе с ним участвовала в акциях самообороны.

В 19031905 годах активно участвовала в организации самообороны еврейских кварталов Гомеля против погромщиков.

Под воздействием другого брата, Якова Коэна, участника революции 1905 года, попала под влияние Партии социалистов-революционеров (эсеры).

В 1914 году, в начале Первой Мировой войны с отцом переехала в Санкт-Петербург, где поступила на учёбу на химический факультет Петроградского индустриального института. Поступила работать бухгалтером на кирпичную фабрику в Петергофе. Работала на военном заводе в Петергофе, одновременно была в числе лидеров рабочих этого предприятия. Была избрана делегатом от Петрограда в руководящий совет «Объединения российской учащейся молодёжи».

Поддержала Февральскую революцию 1917 года, однако была противником большевистского переворота. Отказалась вступить в РКП(б), и вследствие конфликта с большевистскими властями подверглась преследованиям (была арестована) и опасаясь преследования ВЧК, бежала в Киев.

В 1919 году решила эмигрировать к друзьям в Швецию, для чего записалась в медсестры «Красного Креста» и выехала в Одессу, но на момент её прибытия в одесский порт единственный пароход «Руслан», который отплывал оттуда за границу, направлялся в Подмандатную Палестину, куда Роза и отправилась 19 декабря того же года.

Таким образом, репатриация не была её изначальной целью (из Палестины она хотела потом переехать в Швецию), и была далека от сионизма, как пишет Элиэзер Смоли:

Ни декларация Бальфура, ни организация Йосефом Трумпельдором «ха-Халуц», ни известие о возрождении Израиля не потрясли Розу и не оказали на неё никакого влияния. Противодействие сионизму росло в Розе непрерывно во все дни её детства и юности. Когда Роза закончила гимназию, она «отправилась в народ» работать надзирательницей над лесорубами в городках, которыми управлял её отец. Таким образом она хотела познакомиться с действительностью, с реальной жизнью народа, «о котором она думала все годы своего детства и во имя которого она сидела долгие годы за партой и глотала книгу за книгой». Борьба с отцом, сиротство, работа в городках и занятие политикой в России – всё это ожесточило её. Её жестокость была (нужна) для дела в маленьком Тель-Авиве. Роза и Нехемия, рождённые болезненными родителями, росли в сиротстве, от которого не освободились до самой своей смерти. В семейной ячейке, которую они построили, возникла атмосфера болезни и смерти.

Сразу же после прибытия в Страну Израиля включилась в рабочее движение и участвовала в создании профсоюзных объединений в Хайфе.

В период арабских беспорядков в 1920 году принимала участие в обороне еврейского населения Иерусалима, где остановилась у своего дяди Мордехая. Именно тогда она познакомилась с бойцом Еврейского легиона Нехемией Рабином, ставшим впоследствии её мужем.

В Хайфе устроилась главным бухгалтером в компанию по доставке древесины и других строительных материалов в Подмандатную Палестину. При этом обратила внимание, что на разгрузке этих товаров в порту работали одни арабские рабочие. По требованию Розы фирма (её владела семья Певзнеров, дальние родственники Розы), где она работала, обратилась к портовому руководству с предложением принять на работу и грузчиков-евреев. Когда же оно отказалось, фирма выкупила собственный пароход, разгружать который нанимал лишь евреев-докеров.

Много сделала для того, чтобы в Хайфе появились первые евреи-полицейские, первой встала на защиту прав еврейских рабочих, не являющихся членами кооперативов, инициировала создание в Хайфе первой больничной кассы.

В 1921 году участвовала в организации в Хайфе отрядов Хаганы во время вспыхнувших арабских беспорядков. Инициировала и оплатила закупку десятков пистолетов и ружей, а также гранат, железных прутьев для Хаганы. Нередко лично объезжала верхом на лошади улицы еврейских кварталов Хайфы для проверки безопасности их жителей.

Была избрана в первый рабочий совет Хайфы.

В 1922 году взяла на себя создание хайфской инфраструктуры Хаганы, и стала её командиром.

В начале 1923 года официально назначена первым руководителем хайфского отделения еврейской самообороны «Хагана».

В 1923 году переехала в Тель-Авив, где стала членом рабочего совета города и многие годы была центральной фигурой в штабе Хаганы, работала бухгалтером в строительной компании «Солель Боне», затем — в банке «Алваа ве-хисахон», одновременно являлась одним из лидеров движения за права еврейских трудящихся, входила в состав руководства сионистско-социалистической партии «Ахдут ха-Авода», а затем партии МАПАЙ.

В 19271937 годах — член совета городского муниципалитета Тель-Авива, и одновременно — член центрального командования Хаганы.

В 19301933 годах — бухгалтер Хаганы.

Имела с мужем сына — Ицхака Рабина и дочь Рахель.

Умерла 12 ноября 1937 года в Тель-Авиве после тяжёлой болезни, о которой писал позднее её сын:

Моя мама страдала от болезни сердца и в моём сердце – глубокие страхи, как бы не случился с ней инфаркт. При каждом подозрении, что с ней случился инфаркт, я бежал изо всех сил, чтобы вызвать врача и боялся найти её мёртвой по возвращении. Моя сестра (Рахель, сегодня член кибуца «Манара») и я жили под этим страхом все годы нашего детства и тщательно старались не злить её. Позднее у мамы обнаружился и рак. Сочетание рака с болезнью сердца были главными событиями, под воздействием которых проходила жизнь нашего дома. Моя мама трезво смотрела на жизнь и понимала своё положение. Мой отец не смирился, приложил все усилия, заботу и старание и увяз в больших денежных долгах, чтобы привести ей врача или, по крайней мере, облегчить её страдания.

Источники[править]

 
Роза Коэн относится к теме Еврейские погромы в Российской империи
Еврейские погромы

БалтаБелостокВоронежГомельЕкатеринослав (1)Екатеринослав (2)Екатеринослав (3)КишинёвОдессаЖитомирКазаньЧерниговБайрамчаФеодосия

Персоналии

Джейкоб ШиффЙехезкель ХенкинНиколай БлиновПинхус ДашевскийРоза Коэн

Прочее

Конфликт греков с евреями в Российской империи