Экономика евреев Османской Палестины (до сионизма)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Экономика евреев Османской Палестины — хозяйственная, торговая и промышленная деятельность евреев османской Палестины с начала XVI и до середины XIX века[1].

Общие сведения[править]

В 1517 году Палестина была завоевана турками.

В XVI—XVII веках еврейское население Палестины было сосредоточено в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тиверии и Цфате.

В Цфате в период расцвета ткацкого производства (1530—1560) большинство жителей города было занято на выделке высококачественных тканей из импортной шерсти с Балкан; остатки шерстобитных машин, приводившихся в действие водой, сохранились до сих пор в русле Нахал Амуд близ города.

Еврей, посетивший Иерусалим приблизительно в 1552 году, нашел в нем четыре еврейские группы. 15 ашкеназских семейств; «мустарабов» — членов древнейшей палестинской общины; «магребитов», выходцев из Магриба, и сефардов — самой влиятельной общины в Иерусалиме. Всего он насчитал, около 300 семейств, «среди которых свыше 200 душ живет на доброхотные подаяния». Эти группы получали денежную помощь из разных мест: «ашкеназские бедняки... существуют на средства, получающиеся из Венеции. Большинство же нуждающихся получает обильные пожертвования из Египта, Турции и других стран».

С 1558 года помощью евреям Палестины активно занимались Грация Наси и Иосиф Наси. Последний активно развивал шелководство в Тверии.

В 1560-е годы в Цфате проживало 10–12 тысяч человек, из них примерно половина — евреи. Тверия при Наси была судя по всему населена практически одними евреями.

В XVI веке Палестина изобиловала садами и огородами, а в деревнях евреи сеяли пшеницу, лен и проч. и занимались разведением шелковичного червя.

В начале XVII века вы Иерусалиме среди евреев появляются немногочисленные ремесленники и купцы.

Путешественник, посетивший Цфат в 1522 году, когда начался сильный приток испанских изгнанников и марранов, сообщает, что в городе «имеется множество еврейских лавок», торгующих «шерстяной одеждой», галантерейных магазинов и ларьков, в которых продаются привезенные из Дамаска товары и ароматные воды. Цфатские купцы ездят в Бейрут и поджидают там корабли из Европы, «чтобы скупать на месте одежду и другие товары. Есть и много евреев-разносчиков, торгующих по деревням». Еврейские коробейники продавали в деревнях галантерейные товары и иные изделия. «Есть также евреи, которые торгуют на базарах фруктами и овощами, маслом и сыром и прочей снедью. Евреи, не обладающие достаточными средствами, становятся в Цфате ремесленниками».

«В стране Израиля имеются четыре прибыльных ремесла: ткачество, ювелирное дело, сапожное и дубильное дело; также и рабочие на строительстве... и портные, снискавшие пропитание».

Община быстро развивалась; в особенности процветало в ней ткацко-прядильное дело. У еврейских предпринимателей работали евреи — рабочие и работницы.

Путешественник из Италии, посетивший Цфат в 1535 году, отмечает внушительный темп развития и концентрации шерстеобрабатывающей промышленности в новых городах:

«В общем я должен сказать, что, как в Италии проводятся улучшения и обновляются насаждения и население увеличивается изо дня в день, — так и в этой стране происходит подобное развитие. А кто видел Цфат десять лет тому назад и видит его теперь, — поражается его развитию. Евреи постоянно стекаются туда, и производство готового платья ширится беспрестанно... и не уступает по качеству изделиям, прибывающим из Венеции... И все трудящиеся мужчины и женщины, занятые на шерстеобрабатывающих предприятиях, находят отличный заработок».

Евреи в Газе занимались различными ремеслами и торговлей. Караваны еврейских купцов достигли Петры.

Христианские путешественники рассказывают также о еврейском селении, находившемся в Эглоне, в районе Гилада, в котором было древнее еврейское кладище. Французский путешественник Ле Бланк повествует о еврейском селении, которое он посетил по пути в Хиджаз в 1658 году.

Маленькие общины существовали ть в Шхеме, Лоде, Акко и Кейсарии. В Шхеме жили в 1690 году 34 еврея-налогоплательщика.

В 1807 и 1811 годах евреи Хеврона купили и арендовали более 80 га земли. Финансовую помощь они получали из диаспоры: филантроп З. Вертхаймер учредил крупный фонд поддержки бедноты Иерусалима, Хеврона и Цфата; в 1814 году опекуном Хеврона стал Хаим Барух из Остравы, организовавший сеть фондов, регулярно и значительно помогавших Хеврону; Мозес Монтефиоре, посетивший Хеврон в 1839 году, сделал большие пожертвования. Евреи Хеврона занимались виноделием, ремеслами и торговлей.

Пожертвования диаспоры[править]

В архивах польско-литовский и моравских ваадов обнаруживаются сопроводительные письма и денежные обязательства, данные евреям-переселенцам в Палестину. В связи с этим постоянно ширится помощь евреев диаспоры, растёт число «Палестинских касс». Перевод денежных сумм совершается ежегодно или каждые два года. На протяжении XVI—XVII веков эта помощь палестинскому еврейству, его общинам и учёным принимает всё более организованные формы.

Посланцы из Эрец-Исраэль посещали страны рассеяния для сбора пожертвований.

Подробные данные о связи с палестинским еврейством сохранились в архивах польских ваадов. До хмельницкой резни 1648 года еврейские общины в Польше из года в год посылали в Палестину несколько тысяч злотых; эти деньги регулярно собирались во всех общинах.

На съезде литовского ваада был установлен постоянный сбор денег во всех синагогах в начале каждого месяца и утверждено решение призывать в праздники Нового года или Судного дня к пожертвованиям в пользу «наших братьев, рассеянных по Святой земле».

Собранные деньги отправлялись в Люблин в дни ярмарки, а оттуда отправлялись в Землю Израиля.

Ваад грозил штрафом общинам, запаздывавшим со сбором денег для Эрец-Исраэль. Из среды видных общественных деятелей в Польше избирался «князь страны Израиля», в ведении которого находился сбор пожертвований и их перевод в Палестину.

Даже после 1648 года польско-литовские ваады прилагали все усилия к сбору денег и отправке их «убогим в стране Израиля».

В XVII веке в еврейской общине Вены имелась постоянная должность сборщика денег, поступавших в пользу Палестины. В его компетенции находились и моравские общины, обязывавшиеся ежегодно переводить ему свои взносы для палестинского еврейства.

Еврейские богачи в Турции, особенно стамбульские, оказывали большую материальную поддержку духовному центру в Цфате.

Экспорт этрогов[править]

Этрог (אתרוג‎) — один из атрибутов иудейского праздника Суккот. Экспорт этрогов из Эрец-Исраэль, был одним из источников доходов старого ишува.

Еврейский учёный и раввин Яков Сапир стал первым евреем-ашкенази, который начал торговать этрогами. Сам Сапир пишет об этом так:

Когда я пришел из города Цфата, да будет он отстроен, в святой город Иерусалим в 1835 г., вся торговля этрогами был в руках у сефардийской общины. Рабби, который заведовал фондом, посылал в месяц Ав двух евреев, родившихся в Израиле, для покупки этрогов. В те дни для евреев было достаточно 500.

По словам Сапира торговля этрогами была монополизирована сефардской общиной ещё до 1835 года, у сефардов был контракт с арабами из города Умм-эль-Фахм, в основном тогда выращивался Балади (один из сортов этрога). В 1740-е годы сефарды способствовали внедрению в сельское хозяйство греческих цитронов, которые стали выращивать и в еврейских хозяйствах.

Особую роль в развитии производства этрогов сыграл раввин Хаим Эллизер Вакс, который в 1876 году купил три сада в селе Хиттин и посадил там несколько сотен этроговых деревьев. Позже хозяйство Вакса разрослось до 13 тысяч деревьев.

Кризис и упадок[править]

Очень быстро относительный порядок, пришедший с турками уступил обычной анархии и разбою, — банды бедуинов сделали дороги опасными.

Со временем росли и налоги.

Производство шерсти, бывшее одной из основ экономики Цфата, пережило кризис. Несколько лет засухи, особенно засуха 1583 года, также нанесли удар экономике. Страдал район Цфата и от нашествий саранчи, разразились эпидемии (1563, 1586, 1587 и 1595), произошли сильные землетрясения (1759, 1837). Рос произвол местной турецкой администрации.

Саббатианское движение, вызвавшее раскол среди евреев, также подорвало их их экономическое положение.

Арабы и друзы устраивали грабежи и погромы.

Усугублялся общий кризис Османской империи, происходили войны и мятежи.

Только немногие евреи Палестины занимались торговлей или ремеслами, подавляющее же большинство (в том числе почти все ашкеназские евреи) жило на счет «халукки» (пожертвований из диаспоры).

Светлым исключением было правление местного палестинского шейха Захира ал-'Омара (Захир аль-Умар), который в 1740 году восстановил еврейскую общину Тверии, желая развивать торговлю и ремесла. Приглашённый им в Тверию Хаим бен Яаков Абулафия разбил новые сады, поля и виноградники, наладил производство кунжутного масла, построил в Тверии синагогу и иешиву, баню, лавки и жилые дома. Он был связан с итальянским «Комитетом Кнесет Исраэль», который оказывал поддержку заселению Земли Израиля. В это же время рабби Шломо Абади занялся восстановлением земледельческого поселения в Кфар-Ясифе. Это еврейское поселение просуществовало более ста лет. Рабби Шломо Абади выезжал в страны диаспоры, чтобы собирать пожертвования для поселенцев, и призывал евреев этих стран совершить алию в Землю Израиля и поселиться в Кфар-Ясифе. В те дни укрепилось и положение еврейских земледельческих поселений в Шфараме (20 семей), Пкиине (50 семей) и в других селениях Галилеи.

Подлинное возрождение еврейской экономики Палестины началось в эпоху сионизма, например в 1884 году было создано Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине — организация в Российской империи, преследовавшая целью развитие еврейской колонизации в Палестине.

Источники[править]

 
Экономика евреев Османской Палестины (до сионизма) относится к Еврейской колонизации Османской Палестины
события

Герцогство НасиЭкономика евреев Османской Палестины (до сионизма)Культура евреев Османской Палестины (до сионизма)Нападения друзов на еврейские поселенияХронология алии, сионистского движения и британского мандатаЕврейская колонизация Палестины в 1869—1914 годахЕврейско-турецкая война

деятели

Иосиф НасиГрация НасиШломо ибн Я‘ишФранциско КоронеллоСаббатай ЦвиХаим АбулафияОсманиды и евреиХаим ФархиМозес МонтефиореТеодор Герцль