Афганец (картина)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Афганец.jpg
← другие значения

«Афганец» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842—1904), написанная в 1868 году. Размер полотна — 41,5 × 26,8 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Описание[править]

На полотне изображён смуглый молодой афганский воин. Мужчина одет в национальную одежду. На нём длинная белая рубаха с широкими рукавами, без выреза. Из-под рубахи видны широкие белые штаны изар, которые заправлены в лёгкие летние сапоги ичиги. На ичиги, для их сохранности, надеты кожаные персидские туфли с острым длинным мысом. Традиционная одежда афганцев отличалась от национальной одежды других жителей Средней Азии: другие восточные народы такую одежду не носили. На голове у героя картины национальный головной убор — чалма люнги из тонкой яркой ткани. Длина люнги обычно была около пяти-семи метров. Афганец подпоясан широким кушаком красного цвета, за который заткнуты кинжал, длинная сабля и меч кончар с прямым и длинным клинком, конец которого настолько острый, что мог протыкать кольчугу. За спиной у воина висит деревянный круглый щит, обитый кожей. Мужчина опирается на капсюльное ружьё, украшенное пёстрым ремнём[1].

Автор написал воина на фоне высокого прозрачно-голубого неба над выжженной лучами солнца жёлтой пустыней. Справа от героя видны серые очертания какого-то строения. От картины веет ослепительным и ярким солнечным светом, отчего фигура героя кажется более колоритной и объёмной[2].

История создания[править]

Василий Васильевич Верещагин в августе 1868 года, находясь в должности военного художника, уехал в недавно присоединённые к России регионы Средней Азии. Пребывая в Средней Азии, живописец сделал большое количество рисунков и живописных работ непосредственно с натуры, делал подробные записи в путевом дневнике, собирал зоологические и этнографические коллекции и даже организовывал маленькие археологические изыскания.

На Верещагина сильное впечатление производила пестрота и яркость местных жителей, их облик, нравы, традиции, быт, культура.

Художнику приходилось принимать участие в различных боевых действиях и сталкиваться с местными воинами. Среди азиатских солдат Василий Васильевич особенно выделял афганцев, которые снискали славу своей смелостью, презрением к смерти, стойкостью, бесстрашием, верностью и хитростью. Афганские воины выделялись также своей колоритной военной экипировкой, непривычной для европейцев[1].

Отзывы и критика[править]

Появление в русской школе живописи личности нового художника Василия Верещагина вызвало широкий резонанс и было встречено современниками неоднозначно. Известный промышленник, меценат и коллекционер Павел Третьяков был восхищён полотнами Верещагина «Афганец», «Самарканд» и другими, относящимися к Туркестанской серии.

Третьяков приобрёл коллекцию, будучи глубоко убеждён, что Верещагин — крупнейший русский художник, которого он ценил не только за содержание его картин, но и за живописные достоинства, — пишет советский искусствовед Ольга Лясковская в своей монографии «В. Г. Перов. Особенности творческого пути художника».

Многие коллеги по цеху отрицательно отнеслись к произведениям Верещагина. Иван Крамской, которого Третьяков попросил высказать своё мнение о полотнах Василия Васильевича, написал, что картины Верещагина не смогут затронуть у зрителя «сердечного, психологического и умственного мира».

Нужно знать вперёд, что приобретается, чтобы не испытывать чувства разочарования. Приобретается коллекция, которая раздвинет далеко наши понятия и сведения относительно нашего настоящего (то есть его некоторых сторон и именно великорусских особенностей), ещё более нашего прошлого; но коллекция эта ничем не затронет нашего сердечного, психологического и умственного мира (исключая политического), она не раздвинет нам теперешний горизонт и не откроет нового…, — писал Крамской[3].

Отрицательно вначале отнёсся к работам Верещагина и Илья Репин, поделившись своим мнением в письме к художественному критику Владимиру Стасову, с которым был в дружбе.

Вообще — это нахватавшийся дилетант, настоящего художника в нём нет, то есть есть и художник, только второго сорта; вещи его впоследствии значительно упадут в цене. Его сильно вывозит новизна сюжета и настроение. Он сам хорошо чувствует свои слабости и держится поодаль от художников, он не глуп. Новизны и изобретения в нём нет, всё это уже вещи открытые, он их популяризирует и всегда сумеет эксплуатировать, когда ему надо, — пишет Репин 10 октября 1876 года.

Несколько позже Репин кардинально меняет своё мнение относительно полотен Василия Васильевича, о чём сообщает в письме своему другу.

Теперь нашёл я в нём гораздо больше, чем ожидал. Я смотрел неверно, Я не позаботился прошлый раз стать на точку зрения автора. Теперь только я понял его и оценил эту свежесть взгляда, эту оригинальную натуральность представлений. Какие у него есть чудеса колорита, живописи и жизни в красках! Просто необыкновенно! Простота, смелость и самостоятельность, которые я прежде не оценил, — пишет Репин Стасову 9 июня 1877 года[4].

Владимир Стасов в своей статье «Двадцать пять лет русского искусства» отмечает, что Василий Верещагин отличается необыкновенной непоседливостью и «стремлением вдаль», что не могло не отразиться в его картинах.

Ни у одного из них всех нет того беспокойного духа, той непоседливости, того стремления вдаль, в неизвестные страны, к чуждым людям и народам, той жажды личной деятельности, той потребности в приключениях, событиях, опасностях, той охоты поминутно рисковать собственной жизнью, часто ни за грош, какие наполняют натуру Верещагина. … И это придало свою особую печать его произведениям. … Колорит Верещагина долго не достигал такого совершенства. Первые картины на сюжеты из современного быта и войн в Средней Азии … представляли высокое совершенство по правде типов и выражению, но оставляли ещё желать многого по колориту, почти постоянно мутному, жёсткому, суховатому…, — пишет Стасов[5].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Афганец. Моя Третьяковка. Проверено 15 февраля 2025.
  2. Афганец. Артхив. Проверено 15 февраля 2025.
  3. О.А. Лясковская В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. Товарищество передвижных художественных выставок. Проверено 15 февраля 2025.
  4. Репин И.Е. Воспоминания о В.В. Верещагине (1904-1914 гг.). booksite.ru. Проверено 15 февраля 2025.
  5. Стасов Владимир Васильевич Двадцать пять лет русского искусства. Lib.ru. Проверено 15 февраля 2025.

Литература[править]

  • Лясковская Ольга Антоновна. В. Г. Перов. Особенности творческого пути художника. Биографии и мемуары; Биография. Год выпуска 1979.
  • Репин, Илья Ефимович (1844—1930). Переписка [Текст] / И. Е. Репин, В. В. Стасов ; Письма подгот. к печати и примеч. к ним. сост. А. К. Лебедевым и Г. К. Буровой ; Под ред. А. К. Лебедева. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1948—1950. — 3 т. : 22 см — (Письма И. Е. Репина).
  • Стасов, Владимир Васильевич (1824—1906). Избранные сочинения : в 2 томах / В. В. Стасов; cтатьи и примеч. С. Н. Гольдштейн. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1937—1938.
[]
Работы Василия Верещагина
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Афганец (картина)», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».