Побеждённые (Панихида)
| |
«Побеждённые (Панихида)» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842—1904), написанная в 1878—1879 годах. Размер полотна —179,7 × 300,4 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Описание[править]
Почти всё пространство полотна — огромное поле, уходящее вдаль за горизонт. Это поле полностью покрыто телами мёртвых солдат. Это — солдаты и офицеры русской армии, павшие в жесточайшем бою под Плевной в ходе Русско-турецкой войны. Лишь два живых человека видит зритель на полотне. Это — офицер, который пришёл, чтобы проститься с погибшими, и священник, служащий панихиду по погибшим солдатам[1].
Панихида по павшим воинам проходит под открытым небом. В левой части картины видны свежевырытая братская могила и деревянный крест. При первом взгляде на картину, зритель не может понять, по ком служится панихида. Однако, приглядевшись более внимательно, зритель с ужасом видит лежащие на земле тела убитых. Погибшие солдаты обнажены, руки и ноги у них отрублены, они лишь слегка присыпаны землёй[2].
В своих воспоминаниях Василий Васильевич подробно описывает скорбную панихиду под открытым небом, свидетелем которой он стал, когда поехал в Телиш, чтобы увидеть поле, где пали воины. Художник повествует о том, как, выехав на ровное место, покрытое сухой травой, на первый взгляд ничего не увидел.
Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая, и на тёмном фоне туч две фигуры, ясно вырисовывавшиеся, привлекли моё внимание: то были священник и причетник из солдат, совершавшие божественную службу. Я сошёл с лошади и, взяв её под уздцы, подошёл к молившимся, служившим панихиду.
Только подойдя совсем близко, я разобрал, по ком совершалась панихида: в траве виднелось несколько голов наших солдат, очевидно, отрезанных турками; они валялись в беспорядке, загрязнённые, но ещё с зиявшими отрезами на шеях, — вспоминает Верещагин.
Причетник и батюшка обратили внимание живописца на большое количество маленьких бугорков, разбросанных по полю. Из каждого из этих бугорков торчали головы, руки, ноги. Рядом «возились голодные собаки, а по ночам, вероятно, работали и волки с шакалами».
…Можно было видеть, с какою утончённою жестокостью потешались турки, кромсая тела на все лады: из спин и из бёдер были вырезаны ремни, на рёбрах вынуты целые куски кожи, а на груди тела были иногда обуглены от разведённого огня. Некоторые выдающиеся части тела были отрезаны и сунуты во рты, носы сбиты на сторону или сплющены, а у солдат, имевших на погонах отметку за хорошую стрельбу, были высечены крестообразные насечки на лбах, — с негодованием описывает художник увиденное им зрелище турецкого зверства.
Василий Васильевич отмечает, что созданная им картина, изображающая этот эпизод, написана «в значительно смягчённых красках»[3].
История создания[править]
Василий Верещагин был назначен в штаб русской армии на Балканах во время Русско-турецкой войны по ходатайству художественного критика Владимира Стасова, с которым его связывали тёплые дружеские отношения. Живописец не просто присутствовал на войне. Так же, как и во время пребывания в Самарканде, он принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен на Дунае. В ходе третьего штурма Плевны в августе 1877 года погиб родной брат художника Сергей.
Свидетельства того, как жестоко издевались турки над телами погибших русских солдат, Василий Васильевич увидел в болгарской деревне Телиш, которая была отбита у турок русской армией в октябре 1877 года. Находясь под впечатлением от увиденного, живописец написал полотна «Побеждённые. Панихида» и «Победители».
После того как погиб брат, Василий Васильевич создавал свои произведения, не только желая показать бесчеловечность и ужас войны. В каждой картине, посвящённой войне, ощущается личная боль художника, поскольку помимо чувства горя и скорби о брате, Верещагин тяжело мирится с неизвестностью, погребён ли Сергей или он находится в «открытой могиле». Изображая на холсте православный обряд панихиды по погибшим воинам, Василий Верещагин думает не только об убитых под Телишем воинах, но и гибели брата и тысяч других русских воинов под Плевной. Полотно «Побеждённые. Панихида» стало для живописца символической панихидой по всем погибшим во время войны.
Трудно передать вам впечатление массы в несколько сот егерей, павших под Телишем и изуродованных турками. На земле валялось десятка три-четыре их, хотя и раздетых догола, но не избитых, а в отдельных кучках, прикрытых землёю, лежали тела всячески избитых: у кого перерезано горло или затылок, отрезан нос, уши, у некоторых вырезаны куски кожи, продолговатые или аккуратными кружками. Когда этих несчастных повыкопали из набросанной на них земли, то представилось нечто до того дикое, что словами нельзя сказать, — писал художник Стасову 17 октября, рассказывает русский журналист и писатель, искусствовед Фёдор Булгаков в своей монографии «В. В. Верещагин и его произведения»[4].
Картина, в которой Верещагин представил отпевание этих несчастных, вызвала даже недоверие, упреки в том, что все это «фантазия» художника, «историческая неправда».
По мнению искусствоведов, картина «Побеждённые. Панихида», так же как и «Апофеоз войны», является сильнейшим философским произведением Верещагина[2].
Отзывы и критика[править]
Как пишет художник, картина его многими была встречена с неодобрением.
...И чего-чего не переслышал за неё! И шарлатанство это, и самооплевание, и историческая неправда! Сантиментальные люди из общества, допуская даже правду изображения, упрекали художника за то, что в помощь склонённой над трупами фигуры священника не прибавлено хоть незначительного луча с неба из нависших туч", — с горечью пишет Верещагин, говоря также, что находились и «другие знатоки дела», которые были уверены, что невозможно было проведение панихиды, на которой не присутствовали бы товарищи погибших. Художник при этом поясняет, что сам главнокомандующий объяснил, что оставшиеся в живых солдаты из этого полка не были приведены на панихиду и последующее погребение «из-за общего нервного состояния людей»[3].
Владимир Стасов, говоря о полотнах Верещагина, созданных им на тему Русско-турецкой войны, таких, как «Побеждённые (Панихида)», «Победители», «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», «Император Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», отмечает их совершенство и трагизм.
Ужасы войны, зверство и дикое остервенение в минуты боя; невыразимые страдания невинных, посланных на убой жертв; добродушие и наивность этих жертв, совершающих войну, как любое другое занятие …; целые поля убитых и изуродованных; целые тысячи раненых, погружённых на перевязочном пункте в такие адские страдания, которым нет имени … — вот что создало картины, каких ещё никогда никто не писал в Европе, - пишет Стасов[5].
Фёдор Булгаков рассказывает, как во время выставки к полотну подошёл тот самый священник, который отпевал убитых русских егерей, и во всеуслышание подтвердил, что так всё и было на самом деле, и художник ничего не придумал.
Этот очевидец прямо тут же сказал всем: «Совершенно верно всё, это я был там. Всё так, как было». Что Верещагин не «сочинял» в этой "картине, это доказывают, между прочим, сообщения в «Русской Старине» г. Дагаевым заметки из дневника офицера: «Под Телишем в 1877 году», где поле битвы описывается в самых ужасных красках, — пишет Булгаков[4].
Как пишет искусствовед Светлана Капырина, в картине чувствуется пленэрная передача сырого, тяжёлого осеннего воздуха, покрывающего мрачное поле с пожелтевшей травой и колючим кустарником.
Тяжёлые тёмные тучи проливаются дождём в глубине, словно оплакивая усопших, горизонт сливается с небом и землёй, поле кажется бескрайним, создавая иллюзию бесчисленного множества павших воинов, — пишет искусствовед.
Светлана Капырина отмечает, что на выставке зрители, глядя на полотно, не высказывали никаких рассуждений, не проявляли восторга или возмущения, однако «глубоко потрясённые, хранили благоговейное молчание, словно сами были участниками погребения»[6].
Примечания[править]
- ↑ Побежденные. Панихида, Василий Васильевич Верещагин. Музеи мира. Проверено 3 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Побеждённые (Панихида). Моя Третьяковка. Проверено 3 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Верещагин В. На войне: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 года. Вooksite.ru. Проверено 3 апреля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Булгаков Фёдор Ильич В.В. Верещагин и его произведения. Вooksite.ru. Проверено 6 апреля 2025.
- ↑ Стасов Владимир Васильевич Двадцать пять лет русского искусства. Lib.ru. Проверено 3 апреля 2025.
- ↑ Капырина Светлана Леонидовна Героические поэмы батальной живописи Василия Верещагина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — № 1.
Литература[править]
- Булгаков, Федор Ильич. В. В. Верещагин и его произведения . — СПб: Тип. А.Суворина, 1905. — 197 с.
- Верещагин В. На войне: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 года. — М., 1902.
- Капырина Светлана Леонидовна Героические поэмы батальной живописи Василия Верещагина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — № 1.
- Стасов, Владимир Васильевич. Избранные сочинения : в 2 томах / В. В. Стасов; cтатьи и примеч. С. Н. Гольдштейн. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1937—1938.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Побеждённые (Панихида)», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|