Калмык на лошади в степи
| |
«Калмык на лошади в степи» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842—1904), написанная в 1869—1870 годах. Размер полотна — 25,2 × 35 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Калужском музее изобразительных искусств в Калуге.
Описание[править]
Картина «Калмык на лошади в степи» выполнена художником во время его второй поездки в Туркестан. На полотне изображена выжженная жарким летним солнцем степь. Вдали, возле пригорка стоит юрта. Зритель видит, что на самом пригорке также находятся какие-то сооружения. На переднем плане на рыжем коне сидит пожилой мужчина в красном халате, в шапке, держащий в руках хлыст[1].
Автор мастерски написал световоздушную среду с помощью светлых, слегка приглушённых оттенков. Короткая тень, упавшая за спиной всадника, указывает, что дело происходит в полуденное время. Художник передал на холсте атмосферу покоя, тишины и упругую свежесть горячего воздуха, наполненного ароматом степных трав[2].
История создания[править]
В марте 1869 года в Петербурге в зале Министерства государственных имуществ состоялась «Туркестанская выставка», на которой экспонировались частные этнографические коллекции. На выставке зрителям были представлены живописные работы Василия Верещагина, посвящённые первому путешествию художника в Туркестан. Яркие, колоритные, необычные полотна молодого художника произвели впечатление на зрителей, не оставив никого равнодушным[3]. Благодаря полотнам Верещагина посетители выставки смогли увидеть Среднюю Азию, азиатскую природу, повседневную жизнь, национальные традиции, особенности одежды местного населения.
После завершения выставки Василий Васильевич вновь уехал в Туркестан. В этот раз его поездка проходила через Сибирь, Киргизию, Западный Китай. Во время своего пребывания в Киргизии живописец какое-то время жил в богатой юрте своего товарища Байтика Канаева, с которым познакомился в Санкт-Петербурге. Часть этюдов Верещагин написал в юрте своего друга. В поисках интересных пейзажей художник ездил в горы возле Иссык-Куля, на перевалы горного хребта Алатау, в Боомское ущелье. Работая над полотнами, живописец использовал насыщенные, яркие цвета и тонкий мазок, желая как можно точнее передать жаркий зной азиатской природы.
Полотно «Калмык на лошади в степи», так же как и работы «Перекочёвка киргизов», «Верблюд во дворе караван-сарая», «Дети племени солонов», «Садовая калитка в Чугучаке», «Развалины в Чугучаке» , «В горах Алатау», и другие, вошло в Туркестанскую коллекцию. Всего в Туркестанскую серию вошли тринадцать картин, 81 этюд, 133 рисунка[4].
«…Калмыцкие храмы и жилища, монгольские, киргизские, китайские и туркестанские дворцы, дома, палатки, караван-сараи и кладбища и с этим вместе — громадное количество писанных красками или рисованных карандашом народных типов, мужских и женских, а также азиатских пейзажей в городах, степях и долинах», — так описывал художественный критик Владимир Стасов полотна Туркестанской серии[5].
В 1871 году Василий Васильевич уехал в Мюнхен. Здесь, в доме своего друга Теодора Горшельда Верещагин писал свои полотна, посвящённые Средней Азии. Все работы, вошедшие в Туркестанскую серию, были выставлены в Лондоне в Хрустальном дворце. В 1874 году работы Туркестанской серии экспонировались в Москве и Санкт-Петербурге[4].
Отзывы и критика[править]
Мнения современников о полотнах Верещагина почти кардинально разошлись. В то время, когда некоторые специалисты утверждали, что работы художника отличаются яркостью, необычностью и новизной, их оппоненты утверждали, что картины совершенно чужеродные в русском живописном искусстве. Русский художник, искусствовед и писатель Александр Бенуа в своей монографии «История русской живописи в XIX веке», говоря о произведениях, вошедших в Туркестанскую серию, отмечает, что работы художника являются «шагом вперёд» в том, насколько ярко и точно в них изображены солнце, свет и воздух, они являются «скорее, каким-то научным, а не художественным шагом вперёд».
«Нельзя даже сказать, что его этюды Индии и Средней Азии, очень верные и точные, яркие и светлые, имели бы влияние на развитие русской пейзажной живописи. Для этого они были слишком чужды настоящим художникам, они были для них столь же поучительны, как анатомические атласы, гербарии или фотографии. В них отсутствуют нерв, трепет, восторг: это сухие географические и этнографические документы», — высказывает своё мнение Бенуа[6].
Но Владимир Стасов, который был поклонником творчества Василия Верещагина, отмечает, что у живописца «есть искренняя, ни с чем не сравнимая любовь к человечеству вообще и к народу в особенности», и сам Верещагин отличается от других художников своей необыкновенной непоседливостью и «стремлением вдаль», что не могло не отразиться в его картинах.
«…Громадная разница между Верещагиным и всеми остальными русскими живописцами лежит ещё и в другом — в личном характере. Ни у одного из них всех нет того беспокойного духа, той непоседливости, того стремления вдаль, в неизвестные страны, к чуждым людям и народам, той жажды личной деятельности, той потребности в приключениях, событиях, опасностях, той охоты поминутно рисковать собственной жизнью, часто ни за грош, какие наполняют натуру Верещагина», — пишет Стасов[5].
Известный современный искусствовед Галина Аббасова в своей работе «Две выставки изобразительного искусства Узбекистана в Москве: от 1934 к 1937 г.» отмечает, что Средняя Азия привлекала внимание русских художников, начиная с середины XIX века, ещё до того, кка состоялось присоединение Туркестана к Российской Империи. Верещагин же был одним из первых живописцев, которые показали зрителям яркие образы среднеазиатского Востока.
«В этот период художественного освоения Средней Азии, сопряжённого с таким масштабным явлением, как ориентализм, создаётся образ притягательного своим экзотическим колоритом Востока», — пишет Аббасова[7].
Примечания[править]
- ↑ Верещагин В.В. (1842 – 1904). Калмык на лошади в степи. 1869 – 1870. Izi.travel. Проверено 21 февраля 2025.
- ↑ В.В. Верещагин. «Калмык на лошади в степи». Калужский музей изобразительных искусств. Проверено 21 февраля 2025.
- ↑ Верблюд во дворе караван-сарая. Моя Третьяковка. Проверено 21 февраля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Василий Верещагин. Культура РФ. Проверено 21 февраля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Стасов Владимир Васильевич Двадцать пять лет русского искусства. Lib.ru. Проверено 21 февраля 2025.
- ↑ А.Н. Бенуа История русской живописи в XIX веке. Товарищество передвижных художественных выставок. Проверено 21 февраля 2025.
- ↑ Аббасова Галина Эльбрусовна Две выставки изобразительного искусства Узбекистана в Москве: от 1934 к 1937 г // Вестник Московского университета. Серия 8. История. — 2018. — № 3.
Литература[править]
- Аббасова Галина Эльбрусовна Две выставки изобразительного искусства Узбекистана в Москве: от 1934 к 1937 г // Вестник Московского университета. Серия 8. История. — 2018. — № 3.
- Бенуа Александр Николаевич (1870—1960). История русской живописи в XIX веке / Александр Бенуа; товарищество «Знание». — Санкт-Петербург : Типография Спб. акц. общ. печатного дела в России Е. Евдокимов, 1902. — 285 с.
- Стасов Владимир Васильевич (1824—1906). Избранные сочинения : в 2 томах / В. В. Стасов; cтатьи и примеч. С. Н. Гольдштейн. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1937—1938.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Калмык на лошади в степи», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|