Кочевая дорога в горах Алатау

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Кочевая дорога в горах Алатау.jpg

«Кочевая дорога в горах Алатау» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842—1904), написанная в 1869—1870 годах. Размер полотна — 36,5 × 27 см. Работа написана маслом на холсте, наклеенном на холст. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Описание[править]

На полотне изображены наездники, которые служили Верещагину проводниками по горным дорогам и охраняли его от нападений разбойников. Верховые мужчины остановились на горной дороге, вероятно, ожидая художника, который был занят очередной зарисовкой заинтересовавшего его пейзажа[1].

С правой стороны от дороги скалистыми уступами возвышается гора, слева зритель видит пологий спуск в цветущую долину. Вдали видны серо-голубые горы. Изображение высокого бледно-голубого неба дарит картине ощущение простора, наполненного светом и воздухом[2].

История создания[править]

Полотно относится ко второму путешествию Василия Васильевича в Туркестан. Во время своей поездки живописец написал большое количество этюдов и зарисовок с натуры. В 1869 году Верещагин приехал в Семиречье, где с интересом объезжал окрестности. Художник был восхищён яркой и разнообразной природой этого благодатного края, который, будучи обласканным теплом и солнцем, раскинулся от гор Тянь-Шаня и Джетысуйского Ала-Тау на юге до озера Балхаш на севере. Благоухающие цветущие долины пересекались большими и маленькими реками, вдоль которых можно было встретить аулы с осёдлыми местными жителями. А на горных склонах художник часто видел чабанов-кочевников, перегоняющих отары овец. Чем ближе к югу, тем выше поднимались горы, постепенно вырастая до горных перевалов, покрытых снегом. В своём путевом альбоме художник оставил много зарисовок местных жителей верхом на лошадях. Обычно, это были кыргызы или казахи, которых легко можно было узнать по особым войлочным головным уборам белого цвета, называемых калпаками[1].

Отзывы и критика[править]

Вернувшись из своего путешествия, в 1871 году Василий Васильевич уехал в Мюнхен, где остановился в доме своего товарища Теодора Горшельда. Проживая в доме Горшельда, Верещагин приступил к разработке материала, привезённого им из Туркестана.

…Калмыцкие храмы и жилища, монгольские, киргизские, китайские и туркестанские дворцы, дома, палатки, караван-сараи и кладбища и с этим вместе — громадное количество писанных красками или рисованных карандашом народных типов, мужских и женских, а также азиатских пейзажей в городах, степях и долинах, — так описывал полотна Верещагина, посвящённые его поездке в Среднюю Азию известный художественный критики Владимир Стасов[3].

Все работы, посвящённые путешествию художника в Среднюю Азию, вошли в Туркестанскую серию. Полотно «Кочевая дорога в горах Алатау», так же как и работы «В горах Алатау», «Калмык на лошади в степи», «Перекочёвка киргизов», «Верблюд во дворе караван-сарая», «Дети племени солонов», «Садовая калитка в Чугучаке», «Развалины в Чугучаке», «Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде», «Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром», «Политики в опиумной лавочке», вошло в Туркестанскую коллекцию. Всего в Туркестанскую коллекцию вошли тринадцать полотен, 81 этюд и 133 рисунка. Весь цикл произведений был выставлен в 1873 году в Лондоне в Хрустальном дворце.

Все полотна Василий Васильевич решил привезти в Россию. По этой причине он сразу предупредил лондонских коллекционеров, что работы продаваться не будут. В каталоге к экспозиции художник разместил комментарии к каждой картине. Кроме того, Верещагин написал очерк «Поездка по Средней Азии», посвящённый его путешествию в Туркестан. Очерк был опубликован французским журналом Le Tour du Monde, а, спустя время, он был размещён в английской прессе.

В 1874 году работы Туркестанской серии были представлены зрителям на персональной выставке Верещагина в Санкт-Петербурге и Москве. Желающих увидеть полотна Верещагина было много. Залы Министерства внутренних дел, где проходила выставка, с трудом вмещали посетителей. Тираж каталогов экспозиции — 30 тысяч экземпляров — был полностью раскуплен.

Однако мнение современников о полотнах живописца не были однозначным. Произведения художника не получили одобрения от высших государственных чинов, поскольку ожидалось, что Верещагин покажет картины с победными атаками российских войск, портреты доблестных воинов с орденами. Но Василий Васильевич, наряду с видами азиатской природы, местными жителями, изображал обратную сторону войны, показывающую её чудовищность и жестокость. Верещагин был обвинён в антипатриотизме[4].

Владимир Стасов, необыкновенно уважающий творчество Верещагина, в своей статье «Двадцать пять лет русского искусства» отмечает, что живописец отличается необыкновенной непоседливостью и «стремлением вдаль», что не могло не отразиться в его картинах.

Ни у одного из них всех нет того беспокойного духа, той непоседливости, того стремления вдаль, в неизвестные страны, к чуждым людям и народам, той жажды личной деятельности, той потребности в приключениях, событиях, опасностях, той охоты поминутно рисковать собственной жизнью, часто ни за грош, какие наполняют натуру Верещагина. … И это придало свою особую печать его произведениям. … — пишет Стасов[3].

Русский художник Илья Репин вначале отнёсся к полотнам Верещагина отрицательно, резко высказав мнение, что Василий Верещагин всего лишь «нахватавшийся дилетант, настоящего художника в нём нет».

Вообще — это нахватавшийся дилетант, настоящего художника в нём нет, то есть есть и художник, только второго сорта; вещи его впоследствии значительно упадут в цене. Его сильно вывозит новизна сюжета и настроение. Он сам хорошо чувствует свои слабости и держится поодаль от художников, он не глуп, — делится Репин со Стасовым своим первоначальным мнением о полотнах Верещагина[5].

Но, спустя время, Репин изменил своё мнение о творчестве Василия Васильевича, о чём не преминул сообщить своему другу Владимиру Стасову.

Теперь нашёл я в нём гораздо больше, чем ожидал. Я смотрел неверно, Я не позаботился прошлый раз стать на точку зрения автора. Теперь только я понял его и оценил эту свежесть взгляда, эту оригинальную натуральность представлений. Какие у него есть чудеса колорита, живописи и жизни в красках! Просто необыкновенно! Простота, смелость и самостоятельность, которые я прежде не оценил, — пишет Репин Стасову 9 июня 1877 года[5].

Картины Верещагина, вошедшие в Туркестанскую коллекцию, понравились известному московскому промышленнику и коллекционеру Павлу Третьякову, который приобрёл всю серию в свою галерею.

Третьяков приобрёл коллекцию, будучи глубоко убеждён, что Верещагин — крупнейший русский художник, которого он ценил не только за содержание его картин, но и за живописные достоинства, — пишет советский искусствовед Ольга Лясковская в своей монографии «В. Г. Перов. Особенности творческого пути художника»[6].

Советский и российский востоковед, журналист и историк Лев Дёмин в своей книге «С мольбертом по земному шару» приводит слова известного советского и российского искусствоведа Андрея Лебедева, который высказывает мнение, что полотна, вошедшие в Туркестанскую серию, «представляют собой большой шаг вперёд в развитии верещагинской живописи».

…Они правдивы, точны и предельно закончены во всех деталях. Эти вполне зрелые, исполненные с мастерством живописные произведения Верещагина ныне украшают наши лучшие художественные музеи. Их отличает строгий рисунок, отсутствие какой-либо искусственности в композиции, нарочитости в выборе ракурса и пр., — приводит Дёмин слова искусствоведа[7].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Кочевая дорога в горах Алатау. Моя Третьяковка. Проверено 2 марта 2025.
  2. Кочевая дорога в горах Алатау. Артхив. Проверено 2 марта 2025.
  3. 3,0 3,1 Стасов Владимир Васильевич Двадцать пять лет русского искусства. Lib.ru. Проверено 2 марта 2925.
  4. Василий Верещагин. Культура РФ. Проверено 2 марта 2025.
  5. 5,0 5,1 Репин И.Е. Воспоминания о В.В. Верещагине. Вooksite.ru. Проверено 2 марта 2025.
  6. О.А. Лясковская В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. Товарищество передвижных художественных выставок. Проверено 2 марта 2025.
  7. Лев Дёмин С мольбертом по земному шару. Кniga-online. Проверено 2 марта 2025.

Литература[править]

  • Демин, Лев Михайлович. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В. В. Верещагина / Лев Демин. — Москва : Мысль, 1991. — 373, [2] с.
  • Лясковская Ольга Антоновна. В. Г. Перов. Особенности творческого пути художника. Биографии и мемуары; Биография. Год выпуска 1979.
  • Репин, Илья Ефимович (1844—1930). Переписка [Текст] / И. Е. Репин, В. В. Стасов ; Письма подгот. к печати и примеч. к ним. сост. А. К. Лебедевым и Г. К. Буровой ; Под ред. А. К. Лебедева. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1948—1950. — 3 т. : 22 см — (Письма И. Е. Репина).
  • Стасов, Владимир Васильевич (1824—1906). Избранные сочинения : в 2 томах / В. В. Стасов; cтатьи и примеч. С. Н. Гольдштейн. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1937—1938.
[]
Работы Василия Верещагина
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Кочевая дорога в горах Алатау», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».