Иуда, сын Яакова

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Иуда, сын Иакова»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иуда
Yehuda, son of Jacob.jpg
Пол: мужской
Период жизни: сер. II тыс. до н.э.
Отец: Иаков
Мать: Лия
Супруг(а): Бат-Шуа
Дети: Ир, Онан, Силом, Фарес, Зара

Йеуда бен Яаков (Иехуда, англ. Judah, ивр. ‏יהודה, Yəhūda — yəhûḏāh — «хвала Яхве») — библейский персонаж, 4-й сын Яакова, родоначальник одноимённого колена, от которого, в свою очередь, получила название страна Иудея[1].

Биография[править]

Сын Яакова от Лии[2]. Он один из тех братьев, о которых в книге Бытие сообщаются относительно значимые подробности.

Получил от отца право первородства (вместо старшего брата).

В повествовании об Иосифе Иуда выступает от имени всех сыновей Яакова[3].

Очевидно, он был самым святым из них, и когда братья решили убить своего брата Иосифа, Иуда нашёл более интересный вариант — продать родного брата в рабство арабам:

И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам[4].

Затем, по неизвестной причине, Иуда оставил братьев и переселился к хананеям («Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира»).

Более того, он женился на некой дочери хананея («дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа»); из трёх его сыновей от этого брака два старших, Эр и Онан, умерли бездетными, а младший, Шела, оставил многочисленное потомство[5].

У Эра, старшего сына, пока он был жив была то ли жена, то ли невеста Фамарь (Тамар). Эр умер бездетным, и Иуда отдал Фамарь в жёны следующему сыну, Онану, сказав последнему «женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему». Однако, Онан «изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему». Онан тоже вскоре умер.

Иуда отправил Фамарь к её родителям, пообещав ей, что она станет женой третьего сына, Шела.

Когда умерла жена Иуды, он, решил пойти за утешением к блуднице; Фамарь прознала об этом, «покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну».

Иуда принял свою сноху за блудницу[6] и сошёлся с ней, не узнав её так как её лицо было закрыто.

Фамарь забеременела от Иуды. Тот решил сначала, что его сноха блудница и повелел её сжечь, но затем понял, что она забеременела от него, посчитал, что это оправдывает Фамарь, хотя формально она совершила прелюбодеяние, будучи невестой Шелы, сына Иуды (кстати, и праведный Иуда явным образом нарушил закон: «Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы её»[7]):

И Иуда пошел в дом отца ее, и сказал ее родителям и братьям: "Выведите ее, чтобы она была сожжена, ибо она совершила нечто нечистое в Израиле".

ЕЭБЭ пишет:

Когда через три месяца ему сообщили, что его невестка забеременела, он, разгневанный, сначала приказал ее сжечь, но затем, узнав, что виновником ее греха является он сам, оставил ее в живых.

Фамарь родила Иуде близнецов Переца и Зераха[8]; к первому из них, по традиции, восходит род израильских царей[9]. От Зераха происходил влиятельный клан «Бне-Зерах»[10].

Когда Яаков не желал отпустить Вениамина с братьями в Египет за хлебом, Иуда склонил его на согласие тем, что поручился за полную безопасность Вениамина. Он предложил братьям остаться рабами у Иосифа вместо Вениамина, когда в мешке последнего оказался драгоценный кубок. Когда же Иосиф отказался оставить их у себя заложниками, Иуда рассказал Иосифу, как он поручился за брата перед отцом. Своим искренним рассказом Иуда вызвал у Иосифа слезы и признание[11].

Иуду Яаков послал вперёд, чтобы уведомить Иосифа о своём выступлении с семьей из Ханаана.

В благословении Яакова, которое должно быть собственно отнесено ко всему колену Иуды, Иуда обрисован самыми яркими красками. За его могучую силу, проявляемую в преследовании врагов, Иуду будут восхвалять его братья; он подобен льву и леопарду, покой которых никто не смеет нарушать. Ему предсказана в будущем не только политическая власть над остальными его братьями («не отойдет скипетр от Иуды»), но и высокая и благородная деятельность в области религиозной литературы и наставления народа в путях Бога. Он будет так богат, что будет мыть «в вине одежду свою и в соке гроздьев одеяние своё», довольство и счастье будут окружать его[12].

О последних годах жизни Иуды Библия ничего не сообщает; переселившись вместе со своим отцом в Египет, он здесь, очевидно, и умер.

В агадической литературе[править]

По легендам, Иуда родился в 15 день 3-го месяца (Сивана) 2195 года по сотворении мира в Харане, а умер 119 лет от роду, на 18 лет раньше Леви[13]; но были и другие исчисления[14].

Жену Иуды звали Илит бат Шуа (согласно мидрашу «Сефер Хаяшар») либо Бефазуел (согласно Книге Юбилеев).

Фамарь (Тамар) была из рода Шема; Иуда женился на ней[15].

Талмуд предполагает, что Эр хотел сохранить красоту своей жены Фамарь, которую испортила бы беременность, и поэтому навязывал ей «противоестественные» отношения, поэтому у них не было детей. Книга Юбилеев утверждает, что Эр просто не спал с женой, так как не любил её.

Так как Фамарь была дочерью священника, как сообщают Таргум Псевдо-Ионафан, Раши и Тосфот, её полагалось за блуд казнить через сожжение[16].

В мидраше «Сефер га-Яшар» упоминается жена Иуды Алияф.

Агадисты считали Иуду владыкой между братьями, которые повиновались ему во всём беспрекословно, титулуя его «царём»[17]. На него поэтому и падала вся ответственность за поступок братьев, когда они послали отцу окровавленную рубашку Иосифа[18].

Иуда, конечно же, не хотел вступать в интимную связь с Фамарь, но по воле Бога «повернул к блуднице как бы против собственной воли»[19]. Он спросил у женщины, не замужем ли она, и она ответила: «Я незамужняя». Он спросил, не находится ли она в периоде, когда близость запрещена, и она ответила: «Я чиста»[20]:

В трактате Сота (10а) сказано: прежде, чем Йеуда «зашёл» к Тамар, он выяснил у неё, еврейка ли она, не является ли она замужней женщиной, не является ли она нидой. Тамар отвергла все опасения Йеуды. Прежде, чем Йеуда «зашёл» к Тамар.

В книге «Зоар» сказано, что Фамарь была предназначена Иуде уже с шести дней Творения, подобно тому, как Вирсавия была предназначена царю Давиду.

Предание рисует Иуду богатырём, наделенным огромной силой; он — любимый герой пылкой фантазии еврейского Востока. Когда Иуда в Египте спорил с Иосифом, его голос был подобен львиному рыку, разнесся на 400 парасангов и был слышен в Ханаане. Железо у него во рту обращалось в пыль[21].

Иуда — выдающийся герой войны, вспыхнувшей между семьёй Яакова и хананеянами после разрушения Шхема. Война эта живо описана в «Sefer ha-Jaschar»[22].

Его первым подвигом было единоборство с Яшубом, царем Татсуаха. Закованный в железо, верхом на коне, тот ринулся на Иуду, меча стрелы обеими руками. На расстоянии 30 локтей Иуда бросил в него камень, весом в 60 сиклей, и свалил его с лошади. В рукопашной схватке Иуда убил его. Пока он снимал с убитого оружие, на него напали 9 человек из воинов Яшуба, но Иуда убил одного и обратил в бегство остальных.

При Хацаре и Гааше он вновь показал чудеса храбрости и первый взобрался на городской вал.

Мидраш Wajissa заключает в себе рассказ о битве между сыновьями Яакова и Исава, где главную роль играет Иуда.

Ещё фантастичнее предание о драке, происшедшей между братьями и слугами Иосифа. Последний пожелал задержать Вениамина. Иуда издает крик, и его слышит Хушим, сын Дана, в Ханаане. Он мчится в Египет и, вместе с Иудой, выражает желание опустошить страну. Иуда бросает вверх камень весом в 400 сиклей, а затем ударом ноги обращает его в пыль. Нафтали поручается сосчитать провинции Египта. Он возвращается с ответом, что их 12. Тогда Иуда берёт на себя три, остальные делятся по одной на брата. Египту грозит гибель. Спасая страну, Иосиф открывается братьям.

В конце времён именно потомки Иуды одержат решительную победу над полчищами потомков Эсава, и народ Израиля навсегда освободится от ига народов мира[23]. От Иуды берёт начало цепь поколений, ведущая к Машиаху[24].

В христианских преданиях[править]

В Новом Завете Иуда является родоначальником колена, к которому принадлежит Иисус Христос: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина»[25]. Иуда, таким образом, упомянут в родословии Иисуса Христа[26].

Мхитар Айриванеци упоминает жену Иуды Тамару и сыновей: Фареза и Ару.

Взгляд критической школы[править]

Библейские критики установили , что Иуда — эпонимный предок колена того же имени и что весь рассказ о нём в книге Бытия является историей этого колена, представленной в виде истории отдельного лица.

Очевидно также, что колено Иуды сильно смешалось с хананеями, на что указывает его женитьба на дочери ханаанейца Шуи. И действительно, к Иудиному колену присоединилось кенитское племя, становясь, по-видимому, одним из его кланов[27].

Вильдебур отмечает:

Рассматривая этот отрывок (38 главу) этнологически, мы приходим к заключению, что… Иудино колено соединилось уже в древности с ханаанейцами[28].

Поэтому рассказ про Иуду как бы разделяется: сначала он вместе с братьями, а затем выступает отдельно, живя среди хананеев.

Другая бросающаяся в глаза вещь — это то, что Фамарь занимается блудом, проституцией, причём её называют кдеша — корень q-d-š обозначает «святость», то есть «святая». То есть, занималась религиозной проституцией для служения некоему божеству:

В стихе 21 она названа кдеша - "женщина посвященная". Кдеша как понятие означает "женщина, посвященная для служения божеству". В древнем мире отношения с такой посвященной божеству женщиной считались служением тому или иному идолу. Особенно широко этот отвратительный обычай был распространен в древней Финикии и Вавилонии. Отдельный закон Торы запрещает выделять женщину для развратных связей, тем более, если это рассматривается как служение идолу[29].

Михаил Израйлевич Зильберман отмечает:

По одной из древнееврейских легенд Фамарь (Тамар) перед замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам[30].

Об исполнении в течении 7 дней обычая такой проституции Фамарью сообщают Заветы 12 патриархов[31].

Сам термин qədeša («святая») говорит об одобрении данного обычая. О нём рассказывает и пророк Осия: «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, ибо хороша от них тень; поэтому блудят (tiznena) дочери ваши и прелюбодействуют (təna’ap̄na) невестки ваши». Осия называет израильтянок, занимавшихся этим блудом «святыми» (qədešot).

«Святыми» они считались, так как их оргии были угодны богам плодородия Баалу и Астарте.

Иуда совокупился с Фамарь, пообещав прислать ей в оплату козлёнка. Однако, когда его друг Хира по его просьбе пошёл отдать козлёнка, он не нашёл Фамарь. Из дальнейшего рассказа становится ясно, что она выдавала себя не просто за блудницу, а за «святую»: «И спросил [Хира] жителей того места, говоря: где святая (qədeša), которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было святой (qədeša). И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашёл её; да и жители места того сказали: здесь не было святой (qədeša)».

Фамарь была, следовательно, такой же почитаемой «святой». Недаром, Фамарь — одна из четырех женщин, упомянутых в генеалогии Иисуса Христа[32].

Смысл этих хананейских культов заключался в том, что они магическим образом стимулировали урожай:

Согласно ханаанейской теологии, если подражать сексуальной деятельности божества на высотах (т. е. культовых местах, расположенных обычно на холмах, но иногда и на высоких или больших жертвенниках), через симпатическую магию это усилит сексуальные возможности божества. Отсюда появились должности «священного мужчины» (qādēš) и «священной женщины» (qĕdēšâ). Помимо всего прочего, они занимались сакральной проституцией, а если и не проституцией (сексом за плату), то как минимум ритуальным сексом. Людей призывали вступать в ритуальные сексуальные отношения со служителями культа, подражая сексуальной деятельности богов. Джеки Нодэ резюмирует эту распространенную научную интерпретацию: «Многие полагали, что природные процессы контролируются отношениями между богами и богинями. Вступая в сексуальные отношения со служителями святилища, они верили, что это стимулирует богов и богинь поступать аналогично, и в результате стада станут обильнее, поля – плодороднее, а в семье будет больше детей»[33].

Этот хананейский культ привлекал израильских девушек и женщин, таких как Фамарь. Израильские мужчины кроме Иуды в них не участвовали. Однако, рассказ о том, что Иуды был отцом детей Фамарь носит явно сказочный и чудесный характер, поэтому его участие в этом сомнительно. Из других мест Библии, видно, что в этих культах участвовали лишь израильские девушки и хананейские мужчины (например, пророк Даниил говорит, что израильские девушки спали с хананейскими мужчинами), так как согласно обычаю, в те времена господствовавшему на Ближнем Востоке, девушки в этих ритуальных оргиях должны были отдаваться именно чужеземцу, а не соплеменнику. То, что Библия приписывает Иуде отцовство над детьми Фамарь следует понимать как «Божью волю», подобно тому, что Библия говорит про сына Шимона, указывает что его [биологический] отец хананей («She then bears him a child named Saul, son of the Canaanite, hinting to her previous act of laying with a Canaanite man»[34]). Не исключено, что дети рожденные жёнами от их таких добрачных отношений с иноплеменниками считались собственными[35]. Даже в Библии сказано, что никаких отношений у Иуды с Фамарь больше не было[36].

В результате, племя Иуды смешивалось с хананеями, так как закономерным итогом участия в этих культах было то, что израильтянки рожали детей от хананеев[37].

См. также[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 2. Кол.: 768–769.
  2. Быт. 29:35
  3. Быт. 37:26–27; 43:3–5, 8–10; 44:16–34
  4. Быт., 37, 26 и сл.
  5. Быт. 38:2–10; I Хр. 4:21–22
  6. Берешит 38:12—15
  7. Лев. 18, 15
  8. Быт. 38:12–30
  9. Руфь 4. 18-22; 1 Пар 2. 9-15
  10. Hex., 11, 24; I Хрон., 9, 6
  11. Бытие, 44, 18 и сл. до конца
  12. Быт., 49, 8—13
  13. Кн. Юбил., XXVIII, 15; Seder Olam Zuta; ср. Завещ. Патр., Иуда, 12
  14. Sefer ha-Jaschar, Schemoth, 104б
  15. Сота, 10б
  16. Лев. 21, 9
  17. Beresch. r., LXXXIV, 16; Зав. Патр., Иуда, 1
  18. Бытие, 37, 31—32
  19. Берешит раба 85:8
  20. Сота 10а, Раши; Берешит раба 85:7
  21. Beresch. r., XCIII, 6
  22. ср. также кн. Юбил., 34, 1—9; Завещ. Патр., Иуда, 3—7
  23. Шивтей нахалатэха с. 248
  24. Берешит раба 85:1
  25. Евр 7. 14
  26. Мф 1. 2-3
  27. Суд., 1, 16
  28. Wildeboer, Theologische Studien, 1900, 259 и сл.
  29. р.Й.Герц - издание Сончино
  30. "Земля Ханаанейская"
  31. Завещание Иуды, XII, 2
  32. Мф 1:3
  33. Пламя Яхве. Сексуальность в Библии
  34. Justice in the biblical story of Dinah
  35. Осия, 1, 2
  36. Быт., 38, 26
  37. Быт. 38, 2