Эден Нимри
Эден Нимри (англ. Eden Nimri, ивр. עדן נימרי) — израильская спортсменка, убитая палестинцами[1][2].
Биография[править]
Эден родилась 23 ноября 2000 года, средняя из 3 дочерей Шарон Яэль и Махаэля Нимри. Семья проживала в Модиин-Макабим-Реут.
Спорт[править]
В школе занималась спортивным плаванием, по-сути семейный вид спорта, увлечение её родителей. Входила в состав всеизраильской юношеской сборной по плаванию. Самыми сильными дисциплинами для Эден были заплывы на 100 и 200 метров на спине, комплексное плавание на 200 и 400 метров, заплывы в открытой воде на 5 и 10 км.
Нимри был членом юношеской сборной Израиля по плаванию и представляла страну за рубежом, в том числе на чемпионате Европы по плаванию на открытой воде среди юниоров 2018 года и чемпионате мира Международной федерации школьного спорта 2017 года.
В 2019 году выиграла чемпионат Израиля по плаванию в коротких бассейнах.
Служба в армии[править]
Эден могла служить в АОИ как спортсмен-отличник, продолжая спортивную карьеру. После окончания службы могла поехать учиться в колледж в США, получив стипендию по плаванию. Однако Эден прошла отбор в Лётную школу и в 19 лет, оставив спорт, начала службу в АОИ 5 января 2020 года. Однако через несколько месяцев была отчислена, после чего перешла в Артиллерийские войска, в 5353-й дивизион «Рохев Шамаим». Участвовала в операции «Шомер Хомот» («Страж стен», 10-21.05.21).
Позже вышла на офицерский курс, далее занимала должность инструктора офицеров артподдержки («Хонехет КАША», КАША – «Кцин Шитуф Эш») в Огневом центре («Мерказ hа-Эш») Национального учебного центра СВ (МАЛИ – «hа-Мерказ hа-Леуми ле-Имуним бэ-Йабаша») на базе Цеелим. Далее вернулась в 5353 как командир команды.
Весь последний год перед 7/10 Эден и её команда были на севере. В этот период она по своей инициативе создала «Папку горы Дов» («Тик hар Дов»). Как эксплуатировать «Рохев Шамаим» в этом горном районе, где есть удобные площадки для запуска и посадки БПЛА. И уже после начала войны, с 8 октября 2023 годп дивизион использовал эту папку.
4 октября 2023 года команду Нимри перебросили в Нахаль Оз, заменить постоянно дислоцируемую там команду, вышедшую в отпуск. Было тихо и за весь период до утра 7/10 Эден ни разу не получала приказа поднять свой БПЛА в воздух. Более того, когда в 05:30 утра 7/10 на базе прошло совещание командиров, Эден не пригласили.
Гибель[править]
Эден Нимри, командир женской команды элитного подразделения «Небесные всадники», погибла 7 октября во время боя с боевиками ХАМАС, атаковавшими бомбоубежище на базе. Ее гибель спасла жизни 11 других солдат.
В тот день (т.е. 07.10.23) на базе «Нахаль Оз» постоянно находилась команда РОХАШ из 5 человек. Во время праздника Суккот команда была отправлена в отпуск, а её заменила другая, состоящая из женщин, во главе со старшим лейтенантом (посмертно – капитаном) Эден Нимри (22). В 06:29 утра начался ракетно-миномётный обстрел базы. Спавшие в женской казарме («Мигурей hа-Банот») бойцы команды в пижамах, захватив с собой оружие, перебежали в убежище возле казармы. Там скопилось около 30 девушек – кроме бойцов РОХАШ, все остальные были не боевым персоналом без оружия: наблюдательницы, оперативные сержанты, связистки, санитарки. Через короткое время громкоговорители на базе объявили: «Вторжение на базу» («Пшита»). Эден взяла командование на себя, успокоила девушек и заняла позицию на левом входе в убежище, направив своих подчинённых на правый вход (ближе к казарме). Когда началась атака на убежище, Эден смогла застрелить первого террориста и задержать остальных. Боевики применили гранаты, Эден погибла. Однако заминка позволила 4 девушкам из её команды и 7 другим перебежать из убежища назад в казарму и забаррикадироваться там. В течении 7 часов все 11 оставались в казарме и смогли выжить, дождавшись эвакуации. Тело Эден было найдено и вывезено из «Нахаль Оз» через сутки.
Эден успела послать 4 сообщения по WhatsApp: в 07:15 – семье («С нами всё в порядке, зайдите в защищённое помещение», имея в виду ракетные обстрелы страны; кстати, её семья спала и проснулась только в 08:30, когда бой Эден уже закончился) и 3 в группу своей роты в 07:21-07:23 («Нас обстреляли из миномётов», далее фото убежища с подписью «Вот что произошло» и «Команда Нимри охраняет убежище»).
Действия Эден спасли 17 девушек-военнослужащих. Это подразумевает как 11, о которых сказано выше, так и 6 из 7, попавших в плен. Вскоре после начала войны одну из них освободили в рамках спецоперации (Ори Мегидиш, освобождена ночью 29/30.10.23), а далее наши тело второй, убитой в плену 09.11.23 (Ноа Марциано). Ещё 5 были освобождены в рамках обмена в начале 2025 г. (Наама Леви, Лири Эльбаг, Карина Ариев, Даниэла Гильбоа и Агам Бергер).
Погибшая капитан Эден Нимри спасла 17 солдаток в бою в укрепленном укрытии на базе Нахаль Оз, которая стала одним из символов бойни 7 октября. В интервью 12 каналу её отец, Михаэль Нимри, раскрывает новую сторону героизма дочери, о которой стало известно благодаря рассказам наблюдательниц, вернувшихся из плена: «Эден была убита выстрелом во время рукопашной схватки с террористами».
Эден Нимри служила в подразделении «Небесный всадник» («Рохев Шамаим»), специализирующемся на управлении разведывательными беспилотниками. В апреле 2022 года она дала интервью 12-му каналу — тогда на условиях анонимности.
В нём она рассказывала об участии в операции «Страж стен», не подозревая, что впереди ее ждет куда более суровое испытание — и новые спасенные жизни, героизм и, в конечном итоге, гибель в бою.
Подвиг[править]
Её отец рассказал не только о жизни и характере дочери, но и о новой информации, которую семья продолжает узнавать о тех страшных часах — даже сейчас.
Недавно Лири Эльбаг и Наама Леви — наблюдательницы, пережившие плен — рассказали родителям Эден потрясающие подробности её действий. «Она спасла 17 из 29 солдаток, находившихся в укрытии. Осталась до конца, чтобы дать другим шанс убежать», — говорит Михаэль.
В том самом интервью в 2022 году Эден говорила: «После всего этого я по-настоящему поняла, какая ответственность лежит на нас, какая сила у нас в руках. Мы действительно спасаем жизни. Мы работали под огнем, ракеты свистели над головами, сирены выли, а мы наводили огонь для наземных частей, находясь совсем рядом с границей».
«Выходить наружу во время сирен и обстрелов — тяжело. Но именно к этому нас готовили как бойцов. Это часть риска, и именно для этого мы проходили боевую подготовку», — добавила она.
«Меня не поднимают в воздух»
4 октября 2023 года Эден прибыла на базу Нахаль Оз, чтобы заменить дежурную смену, ушедшую в отпуск. Она приехала с севера. На базе было спокойно. Ей не дали ни одной задачи по запуску БПЛА от находившихся там частей «Голани».
Как рассказывали ее сослуживицы, вместо того чтобы отдыхать, Эден каждый день приходила в оперативный штаб и просила дать ей задание. Позже она позвонила домой и горько сказала: «Меня не поднимают в воздух».
Как стало известно впоследствии, беспилотники «Рохев Шамаим» вообще не запускались 4, 5 и 6 октября — этот факт не вошел в опубликованный армией краткий отчёт.
«Это очень её расстраивало. Не потому, что она ожидала войны, а потому что ей было важно, чтобы солдатки ощущали значимость своей службы даже в праздничные дни, и чтобы сохранялась боеготовность», — объясняет отец.
«Даже аэростаты не работали. Было бы совершенно логично запустить их. Она бы сразу увидела весь этот “карнавал”, который шёл из Газы, сказала моя жена Шарон», — добавил он.
Безмолвным свидетельством того времени стала находка в сгоревшем штабе базы: «Её боевой журнал уцелел. Обложка обгорела, но страницы сохранились. И что сразу бросилось в глаза — с 4 октября страницы были пустыми».
«Мы увидели сообщение, когда бой уже закончился»
Когда утром 7 октября прозвучали сирены, Эден и еще четверо бойцов «Рохев Шамаим», прибывшие на базу всего за три дня до этого, вскочили с кроватей — в пижамах, но с оружием.
Они направились в укреплённое укрытие рядом с женскими казармами, где находились около 30 невооруженных солдаток. Только у Эден и её команды было оружие. «По нам бьют из гранатометов», — написала она в WhatsApp-группу. «Команда Нимри охраняет укрепленную зону», — добавила она и прикрепила фотографию.
В 7:15 она отправила семье в Модиине единственное сообщение: «С нами всё в порядке, зайдите в укрытие». Семья в тот момент еще спала.
«Мы проснулись в 8:30, когда бой уже закончился, — с болью вспоминает отец. — Она была занята боем. Мы увидели сообщение только потом. Это всё, что она нам написала. В то время как другие наблюдательницы звонили домой и прощались».
Эден заняла позицию у левого входа в укрытие — ближе всего к точке проникновения террористов. Оттуда она, почти молча, координировала бой, направляя своих бойцов, занявших правый фланг.
«Это была высшая степень самопожертвования. Она пошла одна навстречу выстрелам и крикам на арабском», — сказала одна из выживших.
Около 7:20 Эден сделала фотографию четырёх своих бойцов у входа в укрытие. Она разместила их ближе к женским казармам, а сама направилась ко входу, откуда шел прорыв.
Когда первый террорист ворвался в укрытие, Эден и её бойцы открыли огонь и ранили его. Затем другая группа террористов открыла стрельбу и бросила гранаты. Эден удерживала врага, выиграв критически важное время.
Благодаря этому 11 солдаток, включая её команду, успели убежать через правый проход. Остальные были похищены или убиты.
Подробности, которые раскрыли Лири и Наама
Утром 7 октября с базы были похищены 7 наблюдательниц. Шестеро из них — Наама Леви, Лири Эльбаг, Даниэла Гальбоа, Агам Бергер, Карина Ариев и Ори Магидиш — вернулись живыми. Ноа Марчиано погибла в плену.
«Когда Лири и Наама вернулись, мы думали, что, может быть, через год попросим их поговорить с нами. Но они сами настояли на встрече», — рассказывает Михаэль. «Они пришли к нам домой и рассказали: когда у Эден закончились патроны, она осталась в укрытии, чтобы задержать террористов и позволить 11 другим сбежать», — сказал он.
Таким образом открылась новая глава истории: «Она вступила в рукопашную схватку с террористами — именно это нам рассказали Лири и Наама. Её застрелили в тот момент, когда она боролась с ними. Она не сдалась и не выпустила оружие из рук. Ее могли похитить. Это разрывает душу — как в кино: герой погибает, а потом вдруг оказывается жив».
«Лири была с ней всё полтора часа в укрытии. Они действовали как одна команда: Эден следила в прицел, а Лири передавала через Telegram, что происходит в Сдероте, где идут прорывы, где слышны сирены. До этого мы даже не знали, что Эден была в курсе общей картины. Командный центр в ту минуту не работал и даже не сообщил “Голани”, что в укрытии находятся 29 солдаток», — говорит отец.
Связь с Эден прервалась около восьми утра. «Только в понедельник к нам пришли с извещением. Мы всё надеялись, что она, может быть, в плену или тяжело ранена и находится без сознания», — вспоминает Михаэль.
«Это безумие — надеяться, что твой ребёнок тяжело ранен и в коме. Но это надежда. Мы думали, что, может быть, она была не в форме, и её просто не опознали».
«Она не хотела поблажек»
После гибели Эден была посмертно повышена до звания капитана. Ей было всего 22 года, когда её похоронили. У нее остались родители и двое сестер — старшая Хадар и младшая Нога. В Модиин-Макабим-Реуте в её честь назвали тропу, ведущую к её родному дому и бассейну, где она когда-то плавала. Тропа была открыта 9 февраля 2024 года — в день, когда Эден должна была демобилизоваться из ЦАХАЛа.
Начальник Генштаба Эяль Замир, на церемонии у Стены Плача сказал: «В те судьбоносные часы она вскочила с постели на базе Нахаль Оз. Когда террористы “Нухбы” ворвались внутрь, они столкнулись с огненной стеной Эден. Она сражалась с отвагой и решимостью до самого конца. Она выбрала службу, несмотря на то что была выдающейся спортсменкой. Она не позволяла себе поблажек — до последних мгновений».
«Она сказала: “Мне выпала честь участвовать в операции” — и это меня поразило. У неё всегда было чувство миссии. Она не делала различий — ни на марш-бросках, ни в повседневности… В прошлый День памяти у могилы стоял человек в форме, без погон. Он служил в разведке Северного округа. Он никогда не встречал Эден лично, но общался с ней часами по рации во время операций. Он специально приехал из Бейт-Шеана, чтобы рассказать нам об этом. Из всех офицеров и генералов, что пришли — именно он тронул нас больше всех», — сказал отец Эден[3].
Память[править]
В конце апреля 2025 года в ознаменование Дня памяти Олимпийский комитет Израиля изменил свой официальный логотип, включив в него почерк капитана Эден Нимри, профессиональной пловчихи, погибшей на базе ЦАХАЛа Нахаль-Оз во время атаки ХАМАС 7 октября 2023 года.
Слово «Израиль» на иврите написано почерком Нимри на логотипе, которым Олимпийский комитет и многие израильские спортсмены-олимпийцы поделятся в социальных сетях на этой неделе, когда страна будет вспоминать своих павших.
«Это второй День памяти без Эден, но ее вдохновение и ее храбрость всегда с нами», — говорится в заявлении ее матери Шарон, распространенном Олимпийским комитетом. «Решение увековечить ее память через ее почерк трогательно и глубоко»[4].
Источники[править]
- ↑ https://oleggranovsky.livejournal.com/1510994.html
- ↑ https://www.mako.co.il/news-n12_magazine/6a6d777d11485910/Article-792a46a50bd5691026.htm
- ↑ https://detaly.co.il/istoriya-eden-nimri-ona-srazhalas-s-terroristami-v-rukopashnoj/
- ↑ https://stmegi.com/posts/126366/olimpiyskiy-komitet-izrailya-vklyuchil-pocherk-pavshey-7-oktyabrya-voennosluzhashchey-tsakhala-v-svo/