Строительная жертва
Строительная жертва — распространённый по всему миру обряд жертвоприношения совершавшийся при закладке различных строений — домов, крепостей, ворот, насыпей, замков, мостов и иных сооружений, когда жертву закладывали в фундамент или основание строения, или же замуровывали в стены здания.
В качестве жертвы могла выступать человеческая кровь, различные животные, однако в основном обычай касался человеческой жертвы, — чаще детей или молодых женщин, и в такой форме строительная жертва была распространена даже в христианской Европе, официально церковь только смягчала этот обряд. Жертва приносилась с целью сделать постройку долговечной, стены замков нерушимыми а города неприступными, предотвратить смерть строителей здания и его первых хозяев. В некоторых случаях считалось, что жертва своей смертью или кровью скрепляла стены, или же становилась демоном-покровителем здания, охраняющим его от падения и разрушения. Обычай с различными искажениями происходит от языческого поклонения деревьям как тотемам, и является искуплением греха срубания деревьев на строительство.
История возникновения обычая[править]
Данный обычай распространён среди европейских, высококультурных народов, так и среди культурно отсталых племён, в той или иной форме, по всему миру, поэтому невозможно объяснить распространение обычая противопоставлением культурных и отсталых сообществ ни в коей мере[1].
|
Широкое распространение обычая и в христианской Европе породило различные объяснения и трактовки, одобряющие и поясняющие обычай исходя из христианских традиций. В частности Р. Андре проводил аналогию между смертью невинного человека и сына божьего[2]:
|
Этнографы конца 19-го века пытались пояснить этот обычай исходя только из его существования во времена феодального строя в Европе, и его трактовки как жертвы духам земли, в качестве арендной платы за эту землю духам, и в то же время душа жертвы становится духом-охранителем здания[3]. Однако, по мнению Д. К. Зеленина, Вильгельма Ессе, обычай имеет намного более глубокие и намного более древние корни и не может быть пояснён с таких позиций[4]. По его мнению, обычай происходит из тех времён, когда постройки возводились преимущественно из дерева, а к деревьям в те времена было исключительное отношение как к тотемам, поэтому рубка деревьев для строительства была нарушением неприкосновенности тотемов, и деревья карали строителей или первых хозяев здания смертью. Дабы избежать этой участи, строители предупреждали месть предоставлением жертвы, ребенка, женщины, позже раба или животного, заранее[5]. По мнению Д. К. Зеленина, что объяснение строительной жертвы, как жертвы духам земли возникло в связи с каменными постройками. Когда изымается земля для закладки фундамента, для деревянных построек фундамента обычно не сооружали, и поэтому жертва приносилась именно для заглаживания вины нарушения табу на рубку деревьев[6]. Так поясняется связь между дошедшим до нас описанием ритуала освящения нового дома в Вавилоне[7], в котором необходимо изгнать из дома демона кирпичей, который, по мнению Д. К. Зеленина пришёл на смену демону деревьев[8].
Варианты жертвы[править]
В качестве строительной жертвы в различное время и различных странах могли выступать люди: дети[9], молодые женщины[10], рабы[11], человек любого пола[12], брачные пары[13], реже мужчины[14], просто человеческая кровь ребёнка или взрослого[15],
Обряд иногда может редуцироваться просто до положения хозяина здания во время стройки на землю[16].
Вместо жертвы могут применяться фрагменты костей, черепа, различные предметы быта[17].
В России обычно строительной жертвой становилась молодая женщина и по обычаю было необходимо положить с замуровываемой жертвой всё, что находилось при ней[18].
Иногда строительная жертва перед смертью сама накладывала заклятья на строения[19] и строителей.
Целью жертвоприношения может быть примирение с духами земли, на которой возводится строение, приобретение духа-охранителя строения, заклятье против враждебных надземных сил (враги и т. д.), или не через жертву как таковую, а через приношение различных предметов, благо которых должно переходить на людей и здание[20][21]. Причём в случае строительной жертвы, представления о таком духе-охранителе резко расходятся с традиционными представлениями о духах. людей. Обычно, в европейских сказаниях, духи становятся озлобленными, сохраняли земные привычки, и нрав и поэтому в качестве защитников зданий сами по себе, духи женщин и детей служить не могли[22], тем более жертва умирала в мучениях и не могла быть примирена со своей судьбой, а только мстительна и озлоблена[23]. Иногда жертвы изначально закладывались как духи-охранители, но в таком случае и способ жертвоприношения был иной: в Сиаме, когда некоему правителю понадобилась жертва, для охраны крепостных ворот, он лично накормил досыта и напоить трёх мужчин, дабы они примирились со своей судьбой стражей, после чего они были обезглавлены и замурованы в фундамент здания[24].
Отношение Христианства к строительной жертве[править]
Изначально, в древнем христианстве, убийство человека для строительной жертвы не каралось сурово. Древнехристианский номоканон гласит[25]:
|
В средние же века христианская церковь в Европе пыталась вывести оправдание такому обычаю исходя из библейской идеологии (нового завета), то есть между смертью невинного человека, ради блага многих, проводилась аналогия с жертвой Иисуса Христа, смертью своей искупившего грехи всего человечества[26].
Примеры строительных жертв в мире[править]
В Элладе и Риме[27]:
- Александр Великий при основании города Александрии принес в жертву девицу Македонию
- Император Август при основании Анкиры — девицу Грегорию
- Император Тиверий при постройке большого театра в Антиохии принёс в жертву девицу Антигону
- Император Траян, восстановляя после землетрясения разрушенный город Антиохию, принес в жертву красивую антиохийскую девицу Каллиопу.
В Европе[28]:
- Польский князь Радзивилл не мог закончить постройку крепости в городе Биржи, башня постоянно рушилась, тогда он объявил, что одарит приданым девушку, которая захочет сейчас же выйти замуж. Девушка нашлась и её выдали замуж, и тут же воины Радзивилла схватили молодожёнов и замуровали в стену башни.
- Рыцарь фон Ухтенгаген затеял строительство замка в Нейенгагене. С архитектора был взят зарок — построить так, как он не смог бы повторить, а если не исполнит этого обещания, то его заживо замуруют. Когда замок был построен, Ухтенгаген спросил архитектора: не можешь ли ты сделать еще лучше? Тот полушутливо ответил: «да!», и он тут же был замурован в стену.
В России[29]:
- В кремле Нижнего Новгорода была замурована Алена, молодая жена местного купца Григория Лопаты. В день трагедии она проспала утром, спешила принести воды и возвращалась с ведрами воды на коромысле не обходным путём, вдоль городской стены, а срезала путь и пошла тропинкой по склону горы. В стороне от тропинки она увидела яму и из любопытства подошла. Строители отвлекли её, попросив напоить их, затем схватили, и, привязав к доске окружили ее здесь, попросив для вида напоить их водой. Молодицу крепко привязали к доске и спустили в эту яму. Туда же положили коромысло и ведра: по обычаю в яму клалось всё, что было с жертвой. Рабочие отказались зарывать несчастную, это сделал главный мастер, приговаривая:
«Пусть погибнет она за весь город одна, Мы в молитвах ее не забудем; Лучше гибнуть одной, да за крепкой стеной От врагов безопасны мы будем!»
В Африке[30]:
- Король Дагомеи Такудону бросил в яму живого человека по имени Да и на нем основал свой дворец. По имени этого человека получила название вся страна.
В Северной Америке[31]:
- У индейцев Северной Америки, племени Гайда, был обычай убивать рабов и класть их под угловые столбы новых зданий.
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ Зеленин, 147
- ↑ Зеленин, 147 стр
- ↑ Зеленин, 147 стр
- ↑ Зеленин, 148 стр
- ↑ Зеленин, 148 стр
- ↑ Зеленин, 160 стр
- ↑ Тураев 1935, т. 1, с. 139
- ↑ Зеленин, 161 стр
- ↑ Зеленин, 157 стр
- ↑ Зеленин, 153 стр
- ↑ Зеленин, 148 стр
- ↑ Зеленин, 151 стр
- ↑ Зеленин|155 стр
- ↑ Зеленин, 155 стр
- ↑ Зеленин, 156 стр
- ↑ Зеленин, 157 стр
- ↑ Зеленин, 157 стр
- ↑ Зеленин, 154 стр
- ↑ Зеленин, 155 стр
- ↑ Зеленин, 158 стр
- ↑ Вильгельм Ессее, «Строительная жертва и жертва мертвецам» 1930 г.
- ↑ Зеленин, 159 стр
- ↑ Зеленин, 160 стр
- ↑ Зеленин, 160 стр
- ↑ Зеленин, 156
- ↑ Зеленин, 147
- ↑ Зеленин, 156
- ↑ Зеленин, 156
- ↑ Зеленин, 156
- ↑ Зеленин, 157
- ↑ Зеленин, 157
Литература[править]
- Зеленин Д. К., Строительная жертва (Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934—1954) — М., — 2004, — С. 145—175
- Кассирер Эрнст, Жертвоприношение (Кассирер Э. Философия символических форм. В 3-х тт, том 2) — М.; СПб., — 2002, — С. 230—242
- К ВОПРОСУ О «СТРОИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЕ» И «КУТНОМ БОГЕ»
- Формозов А. А. Строительные жертвы на поселениях и в жилищах эпохи раннего металла, Советская археология, 1984, № 4.