Борис Михайлович Гессен

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Борис Михайлович Гессен

Борис Гессен.jpg
Дата рождения
28 августа 1893 года
Место рождения
Елисаветград, Российская империя
Дата смерти
20 декабря 1936 года
Место смерти
Москва, СССР










Борис Михайлович Гессен — философ и историк науки, физик, член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук (без защиты диссертации), первый декан физического факультета МГУ, член редколлегии журнала «Успехи физических наук» и «Большой советской энциклопедии».

Работы Гессена по философии науки имели значительный резонанс на Западе. В физике он проявил себя как популяризатор новейших теорий (специальная и общая теория относительности, квантовая механика) и организатор-администратор.

Биографические данные[править]

Борис Гессен родился 16 августа (28 августа) 1893 года в Елисаветграде в Херсонской губернии в семье Михаила Борисовича Гессена, управляющего Елисаветградским отделением Русского банка, товарища председателя городского биржевого комитета, имевшего звание личного почётного гражданина. Еврей.

Учился в гимназии, где познакомился с одноклассником И. Е. Таммом, в том же классе учился будущий академик Б. М. Завадовский. Затем вместе с Таммом поехал учиться дальше за границу: изучал математику, физику и естественные науки в 1913—1914 г.г. в Эдинбургском университете. Продолжить учебу в Эдинбурге не смог из-за начавшейся Первой Мировой войны, которую он застал, приехав на каникулы в Россию. В армию не был призван по зрению. Поступил на экономическое отделение Петроградского политехникума, получив отказ в приеме на физико-математический факультет Петроградского университета, занимался математической статистикой. Занятия на физико-математическом факультете Петроградского университета посещал в 1914—1917 г.г. в качестве вольнослушателя. Также самостоятельно занимался философией и историей математики.

В 1917 году уехал к отцу в Елисаветград, где принял участие в революционных событиях. В августе 1917 года стал одним из основателей и секретарем Елисаветградской организации меньшевиков-интернационалистов и сторонников линии газеты «Новая жизнь» («новожизненцев»). В сентябре 1917 г. был избран членом и секретарем Елисаветградского Совета рабочих депутатов, вошел вместе с И. Е. Таммом в состав Елисаветградского ревкома. Участвовал в национализации того банка, отделением которого заведовал его отец. Покинул партию меньшевиков, когда узнал, что лидеры меньшевиков осудили Октябрьскую революцию. В 1918 году перешел на нелегальное положение с приходом к власти на Украине гетмана Скоропадского. Жил в городе Шполы Киевской губернии, где ему помогла обустроиться его первая жена Е. Е. Поволоцкая.

В апреле 1919 года вернулся в Елисаветград, где работал заместителем заведующего Отделом народного образования и членом коллегии Отдела труда.

Участник Гражданской войны — сражался в составе Елисаветградского коммунистического отряда на Украине при подавлении мятежа атамана Григорьева, захватившего в мае 1919 года Елисаветград. В 1919 году вступил в РКП(б).

В 1919—1921 годах работал в Политуправлении Реввоенсовета в Москве.

В 1921—1924 годах работал в Коммунистическом университете им. Свердлова.

По окончании Гражданской войны продолжил занятия физикой в Институте красной профессуры.

В 1928 году окончил Институт красной профессуры. Затем некоторое время работал в этом институте.

В 1930—1931 г.г. в СССР состоялись философские дискуссии, сопровождавшиеся политическими обвинениями (разгром деборинцев — сторонников А. М. Деборина, «меньшевиствующего идеализма»), в ходе которых философские взгляды Гессена на современную физику подверглись критике, переходящей в травлю, после чего Б. М. Гессен практически прекратил публиковаться (до этого он выступил с рядом работ, в которых давалось философское обоснование современных физических теорий). Так, была принята резолюция, в которой Гессен обвинялся в том, что он «отождествлял новейшие работы буржуазных естествоиспытателей с марксизмом» и утверждал, что положения «теории относительности в основном совпадают с диалектическим материализмом», в вину ему были ставилась механистическая трактовка проблемы случайности, «неправильное» определение материи и подпись под «платформой десяти». Из резолюции, подготовленной А. М. Максимовым:

Проявлением буржуазного влияния следует считать печатание в журнале «Успехи физических наук» (редакторы Гессен и Шпольский) официальных и переводных статей махиствующего характера или статей, приводящих к мистике (статьи Мизеса о причинности, Дирака об электронах, Бронштейна о релятивистской космологии и т. д.).

Гессену пришлось формально признать свои ошибки, покаяться в отрыве теории от практики. Его продолжали разоблачать в увлечении буржуазными науками, среди которых называлась теория относительности, обвиняли в «математическом идеализме», «немарксистском подходе к законам термодинамики» (обвинения написал его бывший соавтор В. П. Егоршин, которого это не спасло от исключения из партии). В итоге Гессен не просто перестал публиковать новые статьи по проблемам физики, но и не окончил уже начатые работы «Механический материализм и современная физика», «Статистический метод в физике и новое обоснование теории вероятностей Р. Мизеса».

Единственным исключением из по-видимому вынужденного «молчания» Гессена в этот период стал его доклад о Ньютоне и изданная на его основе книга. Доклад Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» был зачитан в 1931 году на втором Международном конгрессе по истории науки и техники в Лондоне. Этот доклад послужил важным стимулом в развитии экстерналистского подхода к написанию истории науки и получил значительное признание на Западе.

С конца 1920-х годов Гессен занимается преподаванием, а с начала 1930-х — и административной работой.

С 1 июня 1928 г. по ходатайству физико-математического факультета МГУ Б. М. Гессен был назначен Государственным ученым советом штатным старшим ассистентом по кафедре истории и философии естествознания МГУ. 20 июня 1928 г. стал доцентом и председателем этой кафедры на физмате (старшим среди преподавателей кафедры, которые вели на этом факультете занятия), а в 1929 году занял должность профессора кафедры.

Разрабатывал курс «Введение в историю и философию естествознания».

С 1931 года — профессор физики МГУ. С октября 1930 — директор НИИ физики МГУ. При нем по оценкам ряда авторов НИИ физики переживал период своего расцвета. За несколько лет число сотрудников в нем выросло с 20 до 80. В институте, руководимом Гессеном, развивалась научная школа Л. И. Мандельштама. Теоретическим отделом Института руководил И. Е. Тамм, где решался широкий круг проблем, связанных с квантовой физикой. Группа работ, выполняемая под руководством М. А. Леонтовича, была связана с проблемами статистической физики. Руководство Гессена высоко оценивалось Л. И. Мандельштамом. А. Ф. Иоффе сказал, что Гессен — единственный философ, который знает современную физику.

С мая 1931 года (когда в МГУ была ликвидирована факультетско-кафедральная система и введены отделения) — заведующий физического отделения МГУ. Со времени создания физического факультета МГУ (1 мая 1933) и до 15 декабря 1934 года — декан этого факультета (был освобожден от этой должности по собственному желанию, по-видимому, чтобы стать замдиректора ФИАН, переехавшего летом 1934 из Ленинграда в Москву). Вел методологический семинар у аспирантов, в методологической секции НИИ физики вел семинар по теории относительности и семинар по методологии физики.

1 февраля 1933 года был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению общественных наук (философия).

В феврале 1935 года был утвержден в ученой степени доктора физических наук без защиты диссертации.

С 1935 года совмещал должности директора НИИФ МГУ и заместителя директора ФИАН (на этот пост его пригласил С. И. Вавилов).

На своей кафедре истории и философии естествознания Б. М. Гессен давал работу людям, ранее преследовавшимся за участие в троцкистской оппозиции. В связи с этим 3 марта 1936 г. партком МГУ вынес решение о том, что заведующий кафедрой И. П. Роцен (1897—1937) и председатель Физической предметной комиссии Б. М. Гессен проявили притупление партийной бдительности.

Не один год с Гессеном дискутировали механисты философ А. И. Варьяш (1885—1939), а также физик и философ А. К. Тимирязев, не признававшие теории относительности и квантовую механику. В марте 1936 г. А. И. Варьяш обратился в НКВД с требованиями оградить его и А. К. Тимирязева от нападок, которым они подвергались со стороны «группы реакционной профессуры» во главе с Б. М. Гессеном. При этом он назвал Г. С. Ландсберга, И. Е. Тамма и аспирантов Б. М. Гессена «врагами партии», которые по его мнению пытаются проводить в МГУ свои «реакционные установки».

В итоге 22 августа 1936 года Б. М. Гессен был арестован по сфабрикованному обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации и подготовке террористических актов. При аресте у него были изъяты 4 книги Троцкого. Гессена обвинили, что он «до последнего времени поддерживал личную связь с арестованными по делу троцкистско-зиновьевского террористического центра Каревым Н. А. и Лурье Н. и вел к/р троцкистскую работу». Единственная улика из дела Гессена — показание Н. А. Карева (заместителя председателя Плановой комиссии АН СССР) от 5.6.1936: «В центр зиновьевской организации к этому времени помимо Бакаева и Евдокимова входили Каменев, Зиновьев и Гессен. … Гессен вел организационную работу среди молодежи».

20 декабря 1936 года осужден закрытым заседанием Военной коллегии Верховного суда под председательством В. В. Ульриха, на котором признал свою вину. В тот же день расстрелян. По этому делу также был расстрелян аспирант Гессена школьный учитель А. О. Апирин (свою вину не признал), и осужден к 10 годам лишения свободы А. М. Рейзин (умер в заключении в 1939 году).

В декабре 1936 г. состоялось общее собрание научных работников и аспирантов НИИ физики МГУ, обсуждался вопрос «о последствиях вредительской работы контрреволюционера-троцкиста Гессена». И. Е. Тамм и Г. С. Ландсберг, как констатирует опубликованный отчет о собрании, тем не менее, взяли под защиту Гессена. В отчете говорится, что «собрание единодушно осудило подобные высказывания, показав проф. Тамму и Ландсбергу всю их нелепость», и наметило ряд конкретных мероприятий «к устранению последствий вредительской деятельности Гессена».[1] В дальнейшем И. Е. Тамм и Г. С. Ландсберг за связь с осуждённым потеряли свои кафедры в МГУ. Аналогичное собрание прошло и в ФИАНе в апреле 1937 г., где оправдываться пришлось С. И. Вавилову, а также тем же Г. С. Ландсбергу и И. Е. Тамму (их С. И. Вавилов взял под свою защиту).

Вскоре была репрессирована вдова Б. М. Гессена Анна Ивановна Яковлева (1897 г.р.), которая была в 1937 году исключена из партии, уволена, выслана в Архангельскую область как «член семьи врага народа», а в 1938 году Особым совещанием отправлена в лагеря на 8 лет. В 1943 году она вышла на свободу по инвалидности. В декабре 1954 года с нее сняли судимость, и она стала бороться за реабилитацию своего мужа.

21 апреля 1956 года Б. М. Гессен посмертно реабилитирован определением Военной коллегией Верховного суда СССР.

Авторы сборника о Гессене отмечают, что сфабриковавшие дело Гессена сотрудники НКВД сами были репрессированы: в 1939—1940 гг. за фабрикацию дел были расстреляны начальник Московского управления НКВД С. Ф. Реденс, подписывавший ордер на арест Б. М. Гессена, а также следователи Г. М. Якубович, И. Г. Сорокин и А. С. Журбенко, которые его пытали. По мнению д.ф.н. С. Н. Корсакова и д.ф.-м.н. А. В. Козенко, настоящая вина за смерть Гессена лежит «на Сталине и непосредственно на сталинистах и антисемитах из МГУ и Института философии».

Мнения[править]

Доклад, прочитанный Гессеном в 1931 году о механике Ньютона, получил большую известность как на Западе, так и в СССР, вызвал целый ряд откликов, обсуждение идей Гессена продолжается до настоящего времени.

Так Р. Олвел считает, что содержание доклада Б. М. Гессена оказало сильное воздействие на историю науки, стало фактором, в наибольшей степени повлиявшим на развитие этой дисциплины в XX веке, инициировало дискуссии, которые продолжаются до наших дней.[2]

В сборнике «Борис Михайлович Гессен, 1893—1936» указывается, что Гессен стоял вместе с Р. Мертоном у истоков создания социологии науки. Сам Р. Мертон писал, что опирался на работу Гессена:

В обсуждении технических и научных проблем, вызванных определенным экономическим развитием, я близко следовал техническому анализу профессора Б. Гессена, данному им в его провоцирующем эссе «Социально-экономические корни механики Ньютона».

П. Уерга Мелкон называет Гессена бесспорным пионером социальной истории науки.[3]

В своей книге «Социальная функция науки» Дж. Д. Бернал писал, что доклад М. Гессена стал «для Англии начальной точкой новой оценки истории науки».[4] Доклад Б. М. Гессена стимулировал Дж. Д. Бернала ознакомиться с марксизмом и заняться социальной историей науки.

Несмотря на признание, полученное работами Гессена на Западе, ряд советско-российских авторов критикует основополагающую книгу Гессена о механике Ньютона за вульгаризаторский характер. С этой критикой не согласны авторы сборника о Гессене. В. А. Бажанов говорит, что в докладе Б. М. Гессена, «по существу, речь шла об открытии нового направления в философии науки, своего рода принципиально новой парадигмы».[5]

Авторы сборника о Гессене (2015) оценивают итог научной деятельности Б. М. Гессена, что благодаря нему наступило «существенное повышение уровня физических исследований в стране и расцвет школы Л. И. Мандельштама», а после гибели Б. М. Гессена «МГУ потерял лидерство в физических исследованиях», выпестованные Б. М. Гессеном кадры перешли в Академию наук.

Труды[править]

  • Основные идеи теории относительности. М.-Л. 1928. 176 с.
  • К вопросу о проблеме причинности в квантовой механике. В кн. Гааз А. Волны материи и квантовая механика. М.-Л. 1930, с. V—XXXII.
  • Социально-экономические корни механики Ньютона. М.-Л. 1933. 77 с.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Горелик Г. Е. // Вопр. истории естествознания и техники. 1992. № 1. С. 19.
  2. Olwell R. // Sci. Soc. 1996. Vol. 60, N 1. P. 11.
  3. Huerga Melcón P. // El Catoblepas. 2010. № 100. June.
  4. Bernal J.D. The social function of science. London, 1939. P. 46.
  5. Бажанов В. А. // Эпистемология и философия науки. 2007. № 1. С. 152.

Литература[править]

  • Борис Михайлович Гессен, 1893–1936 / сост. С.Н. Корсаков, А.В. Грачева ; авт. вступ. ст. С.Н. Корсаков, А.В. Козенко. М.: Наука, 2015. – 222 с. – (Материалы к биобиблиографии ученых : философия; вып. 15). – ISBN 978-5-02-039040-9
  • Центральный архив ФСБ РФ. Д. № 11–29017.

Ссылки[править]

 
Российские и советские философы
Классики

Андрей БелыйНиколай БердяевВладимир БехтеревАлександр БлокСергей БулгаковНиколай БухаринМаксимилиан ВолошинГеоргий ГурджиевФёдор ДостоевскийВячеслав ИвановИван ИльинВладимир ЛенинМихаил ЛомоносовВсеволод МейерхольдДмитрий МережковскийНиколай ПироговИван СеченовВладимир СоловьёвСергей СоловьёвЛев ТолстойЛев ТроцкийНиколай ТрубецкойФёдор ТютчевНиколай ФёдоровПавел ФлоренскийКонстантин ЦиолковскийГеоргий ЧелпановЛев Шестов

Доктора философских наук

Юрий АбрамовОлег АгаповФеликс АжимовРафига АзимоваАлександр ВнутскихАнатолий АникевичАнатолий АрлычевАдиль АсадовОлег БаргАнатолий БеловАрон БрудныйЛюдмила Булавка-БузгалинаВиктор ВазюлинДмитрий ВинникАлексей ВоеводинАндрей ГерасимчукПавел ГуревичАнтонина ДавыденковаАбрам ДеборинЛюбовь ДенисоваАлександр ДугинЕлена ЕвстифееваВладимир ЖилинВладимир ЖириновскийОльга ЖуковаГригорий ЗавалькоАлександр ЗиновьевНиколай ИвановСветлана ИвановаВладилен ИзраительЭвальд ИльенковВасилий ИлюшечкинАнатолий КанарскийИлья КасавинЮрий Кирьянов (Бхарат)Александр КлюевЛев КоганГалина КолесниковаЭдуард КолчинскийИгорь КонБорис КузнецовЮрий КурносовГилер ЛившицРудольф ЛившицМихаил ЛифшицГеннадий ЛобастовДьёрдь ЛукачАндрей МакаровМераб МамардашвилиЭлеонора МартыноваИрина МатковскаяЛия МерзонЛариса МинасянГеоргий МироновМарк МитинИгорь НевважайФаниль НегановБорис НовиковЮрий НосковЁллы ОвлякулиевТеодор ОйзерманАлексей ОсиповАлександр ПоповБорис ПоршневГалина ПурынычеваМария РахманиноваВадим РоговинНаталья РозенбергИнна РоманенкоАндрей РуденкоМихаил РуткевичВладимир СапрыкинСветлана СоколоваЭдуард ТадевосянИгорь ТантлевскийГазиз ТелебаевВладимир ФофановАлександр ХамидовЕвдокия ХолостоваОльга ХомушкуИван ХоринГалина ХотинскаяНиколай ЦыбраСергей ЧерепановИзида ЧудиноваЮлий ШрейдерНасруди Ярычев

Философы математики и физики

Александр Есенин-ВольпинБорис ГессенЭрнест КольманВасилий ПерминовСергей ФедосинАбрам ФетСофья Яновская

Философы-медиаперсоны

Олег ГуровДарья Дугина (Платонова)Татьяна МикушинаАлександр СегалОльга УроженкоМихаил Михайлович Шолохов