Норман Голб

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Норман Голб (англ. Norman Golb — американский историк-источниковед, профессор еврейской истории и цивилизации Восточного института Чикагского университета.

Ранний период[править]

Появился на свет в семье евреев, выходцев из Украины[1].

В 1948—1950 гг. изучал иврит, арамейский и арабский в Восточном институте Чикагского университета. Специализировался на археологии и истории Иудеи. В 1954 г. получил докторскую степень в Университете Джонса Хопкинса.

Академическая карьера[править]

В 1955—1957 гг. трудился по стипендии Варбурга для исследований в иудейской и семитской тематике при Иерусалимском университете.

В 1958—1963 гг. преподавал иврит и семитские языки в Висконсинском университете.

В 1958—1963 гг. преподавал иврит, арабский язык и средневековую еврейскую философию в Хибру юнион колледже.

С 1963 г. читал лекции по ближневосточным языкам и культурам в Чикагском университете; с 1988 г. — профессор еврейской истории и культуры им. Людвига Розенбергера в Восточном институте Чикагского университета.

Кроме того, состоял приглашённым исследователем в Гарвардском (1966) и Тель-Авивском (1969—1970) университетах.

Вклад в науку[править]

Выявил Овадию Прозелита как автора одной из старейших известных музыкальных рукописей на иврите (12 век).

Открыл наиболее ранний из сохранившихся юридический протокол евреев Сицилии, новый документ, касающийся 1-го Крестового похода, и ранее неизвестные тексты, связанные с руанскими евреями.

Нашёл документа 11 века, описывающий переход европейца в иудейство.

Изучал Кумранские рукописи. Стоит указать, что с момента их находки в середине 20 века и вплоть до 1990-х они были скрыты для широкого круга учёных. Публикации избранных текстов узкой и замкнутой группы исследователей шли очень избирательно и крайне медленно, что привело к распространению и господству единственной Кумрано-ессейской теории о происхождении рукописей, утверждающей, что все рукописи были созданы общиной ессеев, жившей в поселении Кумран на берегу Мёртвого моря. В 90-х Голб выступал за преодоление академической замкнутости исследований в этой области и предоставление доступа к изучению свитков широкому кругу учёных, что и было сделано.

Является сторонником современной оппозиционной теории иерусалимского происхождения Рукописей Мёртвого моря. В доказательство своих взглядов Голб приводит данные текстологического изучения рукописей и археологических исследований Кумранского плато. Необходимость поиска новых подходов к изучению рукописей стала очевидной после проведенных Ицхаром Гиршфельдом археологических раскопок в Кумране и Эйн-Геди в 1996—2002 гг. Результаты раскопок показали, что строения, находящиеся около пещер, ранее считавшиеся остатками трех кумранских поселений, на деле некогда представляли собой большое сельхоз и ремесленное поселение, специализировавшееся, например, на изготовлении керамики. Под землёй выявлена сложная водопроводная система, состоящая из бассейнов и цистерн, где глина проходила необходимые этапы технологического процесса. Утверждение о проживании в Кумране многочисленной общины современными археологами было поставлено под сомнение, так как к тому моменту, когда римляне разрушили Кумран (68 г.), центр гончарной промышленности находился в этой местности более века. Голб сделал вывод о том, что, свитки Мёртвого моря из Кумрана не были сочинением ессеев или какой-либо другой отдельной религиозной общины, а выражали воззрения широких кругов иудейства общества эпохи 2-го Храма.

Вклад в хазароведение[править]

В 1962 г. открыл Киевское письмо, о котором вместе с О. Прицаком написал книгу.

Обратил внимание на то, что имён хазарских евреев из письма необычен: они брали имена патриархов, либо родоначальников колен, либо древних израильских царей, либо пророков, брали имена названия еврейских праздников и т. д., но при этом ни в одном из хазарских писем нет “имен из агиографов и имён раввинистов”. Всё это, по его мнению, говорит о том, что хазары были прозелитами.

Скандал из-за сына[править]

Рафаэль Хаим Голб, сын Норманна Голба был арестован за попытку дискредитировать коллегу и конкурента своего отца, профессора Нью-Йоркского университета Лоренса Шифмана[2].

Труды[править]

Источники[править]