Сергей Васильевич Пузицкий
Сергей Васильевич Пузицкий

- Партия
- РКП(б)
- Профессия
- чекист
- Дата рождения
- 29 октября 1895 года
- Место рождения
- Ломжа, Привислинский край (современная Польша), Царство Польское, Российская империя
Военная служба
Награды и премии
Сергей Васильевич Пузицкий (29 октября 1895, Ломжа — 20 июня 1937 года, Москва) — большевик из дворян, ответственный сотрудник ЧК—ОГПУ—НКВД СССР, комиссар государственной безопасности 3-го ранга (1935). Известный советский разведчик и контрразведчик, активный участник ряда знаменитых контрразведывательных операций ОГПУ СССР. Заместитель начальника Дмитлага НКВД, начальник третьего отдела НКВД ДмитЛАГа. Расстрелян в «особом порядке» в ходе расследования дела бывшего наркома внутренних дел Генриха Ягоды («дело Клубок») и Дело ДмитрЛАГа НКВД, реабилитирован посмертно.
Ранние годы[править]
Родился в русской семье учителя Ломжинской мужской гимназии. Его отец, историк, филолог и педагог В. А. Пузицкий, происходил из семьи ремесленника Смоленской губернии и впоследствии выслужил потомственное дворянство[1].
В 1912 году после окончания Егорьевской гимназии[2] поступил на Юридический факультет Московского университета. С началом Первой мировой войны был призван в Русскую императорскую армию и направлен в Александровское военное училище, по окончании которого назначен прапорщиком дивизиона тяжелой артиллерии в Измайлово.
В 1917 году в чине подпоручика поддержал большевиков. Избран членом Солдатского комитета дивизии. В марте 1918 года направлен в Штаб Московского военного округа на должность Заведующего артиллерийской частью. Затем при содействии родственника, мужа его тётки Софьи Ильиничны по линии матери, члена Реввоенсовета Республики С. И. Аралова перешел на работу в ВЧК, сначала был в резерве, затем на оперативной работе по линии контрразведки[3]. В ноябре назначен следователем революционного трибунала. В этой должности он неоднократно выезжал на Восточный и Юго-Западный фронты для инспектирования военных трибуналов. Одновременно учился; в 1919 году окончил юридический факультет Московского университета.
ВЧК—ОГПУ—НКВД[править]
В мае 1920 года постановлением Совета труда и обороны, продолжая руководить следственным отделом Ревтрибунала, зачисляется в состав ВЧК сотрудником резерва Административного отдела. Член РКП(б) с 1921 года.
В 1921—1922 годах — начальник 16-го специального отделения Особого отдела ВЧК, а с 1923 года — помощник начальника Контрразведывательного отдела ОГПУ[4]. Принимал участие в аресте английского разведчика Сиднея Рейли, задержания и ареста руководителя антибольшевистской организации «Союз защиты Родины и свободы» Б. В. Савинкова в рамках операции «Синдикат-2», похищения главы РОВСа генерала А. П. Кутепова в ходе операции «Трест». В январе 1928 года был командирован вместе с чекистом Г. С. Сыроежкиным в Якутию для ликвидации белогвардейского движения.
В 1930 году был повышен в должности до заместителя начальника Особого отдела ОГПУ СССР.
3 февраля 1930 года Пузицкий был назначен начальником Оперативной группы ОГПУ СССР по руководству операцией «по массовому выселению крестьянства и изъятию контрреволюционного актива»[5].
В 1931 году назначен заместителем полномочного представителя ОГПУ в Северо-Кавказском крае.
С ноября 1931 года — в аппарате Иностранного отдела ОГПУ ССР: помощник начальника ИНО ОГПУ СССР (17 ноября 1931 года — 10 июля 1934 года), помощник начальника ИНО ГУГБ НКВД СССР (10 июля 1934 года по 14 июля 1935 года). После провала ряда резидентур ИНО за границей переведён с понижением из ИНО НКВД в заместители начальника Дмитровского ИТЛ НКВД и начальники 3-го отдела ДмитровЛАГа НКВД (14 июля 1935 года по 28 апреля 1937 года), в период наиболее интенсивного строительства Канала Москва — Волга[3]. Считался доверенным сотрудником Г. Г. Ягоды. После ареста в 1937 году в рамках сфабрикованного НКВД СССР т н «дела ДмитрЛАГа» НКВД Пузицкий в своих показаниях писал, что в своей подрывной к.-р. деятельности применял методы вербовки сотрудников ДмитрЛАГа в террористическую заговорщическую антисоветскую организацию через компрометирующие поступки и поведение потенциального агента[6]. Таким образом он якобы завербовал своего заместителя по отделу капитана ГБ Б. В. Кшановича[7], который, пользуясь служебным положением, склонял к сожительству или насиловал заключённых-женщин, о чем поступали заявления от потерпевших и самому Пузицкому, и его начальнику Фирину. С согласия Ягоды он якобы заверил Кшановича, что этим заявлениям не дадут хода, в обмен на личную преданность. Так же к августу 1936 года был якобы завербован ст. лейтенант ГБ М. П. Коротков[8], который «в лагере пьянствовал, совершал ряд преступлений». «Я им сказал, что им придется по моему поручению совершить террористический акт над руководителями партии и правительства, указав, что наиболее вероятным местом совершения этого акта будет канал. Срока исполнения этого поручения я ни КШАНОВИЧУ, ни КОРОТКОВУ не указал, сказав, что об этом мною им будут даны специальные указания. Такая постановка задачи определялась указанием, которое я имел от ЯГОДЫ», — написал позднее Пузицкий в своих показаниях [9].
Приказом НКВД СССР от 28 апреля 1937 года откомандирован в распоряжение оперативной группы НКВД Л. Г. Миронова на Дальний Восток, однако нет сведений о фактическом участии С. В. Пузицкого в деятельности опергруппы на Дальнем Востоке.
Спецоперации[править]
Арест и осуждение[править]
9 мая 1937 года арестован органами НКВД по обвинению в «принадлежности к троцкистско-зиновьевскому блоку» и «участии в заговоре в органах НКВД» в ходе расследования дела бывшего наркома внутренних дел Генриха Ягоды. На следствии дал «признательные показания», сообщив, что якобы был завербован Ягодой после ухода из Разведуправления, когда нарком, указав, что Пузицкий беспробудно пьёт и «окончательно разложился», пригрозил принять против него «решительные меры» вплоть до того, что передать суду и поставить вопрос о его пребывании в партии. Ягода якобы сообщил ему о желании изменить порядок в государстве через применение к вождям государства крайних мер вплоть до террора, и спросил, готов ли Пузицкий выполнять его поручения, и тот согласился. Из числа работников НКВД, вовлеченных в заговор, Пузицкий на следствии назвал Г. Е. Прокофьева, П. П. Буланова, З. И. Воловича, М. И. Гая и С. Г. Фирина[9]. Как лиц, близких к Ягоде, он также назвал Р. А. Пилляра, М. С. Горба и Л. Г. Миронова[9].
15 июня 1937 года лишён всех государственных наград. Внесен 16 июня 1937 года в Сталинский расстрельный список от НКВД за 16 июня 1937 года («за» 1-ю категорию Сталин, Молотов, Жданов, Ежов).[10] Осуждён к ВМН «в особом порядке», то есть Комиссией НКВД, Прокурора СССР и Председателя ВК ВС СССР, которая рассматривала дела высокопоставленных лиц, преимущественно из чекистского аппарата[11], 19 июня 1937 года и расстрелян в ночь на 20 июня 1937 года комендантом Военной коллегии Верховного суда капитаном И. Г. Игнатьевым в присутствии заместителя Прокурора СССР Г. К. Рогинского, начальника УРО ГУГБ НКВД СССР ст. майора ГБ В. Е. Цесарского и коменданта НКВД СССР капитана ГБ В. М. Блохина[12]. Вместе с ним были расстреляны также другие осуждённые в «особом порядке» по делу Ягоды: М. И. Гай, В. К. Лапин, А. Я. Лурье, Л. Н. Иванов, М. О. Станиславский, Л. А. Иванов, М. Л. Богуславский и др. (в числе расстрелянных был и упомянутый в показаниях Пузицкого его подчиненный по ДмитрЛАГу М. П. Коротков). Место захоронения — «могила невостребованных прахов» № 1 крематория Донского кладбища.[13]
Реабилитация[править]
Определением ВКВС СССР от 2 июня 1956 года реабилитирован посмертно в связи с отсутствием состава преступления.
Документы[править]
- Сталинский расстрельный список
- Предписание В. В. Ульриха к расстрелу и акт о расстреле
Акт о расстреле 17 осужденных в ОП (подписи Г. К. Рогинского, В. Е. Цесарского, И. Г. Игнатьева, В. М. Блохина)
Предписание П. И. Нестеренко на кремацию (подпись С. Я. Зубкина)
Акт о кремации (подпись В. М. Блохина и А. В. Окунева)
Награды[править]
- Орден Красного Знамени от 5 сентября 1924
- Орден Красного Знамени от 1934
- Знак «Почётный работник ВЧК—ГПУ (V)» № 122 от 1924
- Знак «Почётный работник ВЧК—ГПУ (XV)» от 20 декабря 1932
- Золотое оружие[14][15]
Семья[править]

Отец — педагог, директор гимназий в Ломже, Владимире, Москве, Егорьевске Василий Андреевич Пузицкий[16]. Он был женат на Евгении Ильиничне, урождённой Флёриной, дочери священника московского храма Димитрия Солунского Ильи Михайловича Флерина. В семье родилось 5 детей[3].
Братья и сестра[править]
- Николай, умер в 20 лет от заражения крови[3];
- Владимир — врач, работал в Гражданскую войну лекпомом, окончил медицинский факультет МГУ, заведовал медчастью в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. Сунь Ятсена, откуда перешел в Международную Ленинскую школу. В начале 1930-х годов был призван в Красную Армию и направлен в военный госпиталь в г. Кяхту (тогда Бурят-Монгольская АССР). Был арестован в 1938 году, когда после ареста брата Сергея в его бумагах нашлось письмо Владимира с просьбой посодействовать через Тухачевского его возвращению в Москву. Освобождён по первой Бериевской амнистии, продолжил работать по специальности и служить в армии, работал в военном госпитале в Лефортово[3];
- Ольга — мать публициста В. В. Кожинова, жила в семье брата Владимира. Её муж Валериан Фёдорович отвернулся от родственников «врага народа»[3];
- Константин (химик, доктор химических наук (1967))[17].
Супруга[править]
Жена — Середа Лариса Фёдоровна, балерина. После осуждения мужа была также осуждена как член семьи изменника Родины, отбывала наказание вместе с матерью. Потом жила около ст. Лозовая (пос. Панютино ?), не имея права приезжать в крупные города. Тайком бывала в Москве в семье деверя Владимира в конце 1940-х, начале 1950-х годов. Скончалась в возрасте 66 лет в начале 1960-х годов, похоронена в Москве на Востряковском кладбище[3].
Источники[править]
- ↑ Спецсообщение Н. И. Ежова И. В. Сталину с приложением протокола допроса С. В. Пузицкого Архивная копия от 25 сентября 2013 на Wayback Machine В нём указано, что он был дворянином. Его отец дослужился до чина действительного статского советника, что давало право потомственного дворянства.
- ↑ Первоначально учился во Второй московской гимназии, где служил отец. В связи с увольнением отца за его критические высказывания в адрес императора Николая II продолжил учёбу в Егорьевске.
Вадим Кожинов. История семьи — история России Архивная копия от 19 сентября 2013 на Wayback Machine // Русское Воскресение - ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Пузицкий, Евгений Владимирович Пузицкие рус.. Москва: Пузицкий, Евгений Владимирович (2025).
- ↑ 3 февраля 1930 был назначен начальником оперативной группы ОГПУ по руководству операцией «по массовому выселению крестьянства и изъятию контрреволюционного актива».
- ↑ Справка о количестве прибывших и выгруженных кулаков за подписью С. В. Пузицкого (март 1930 г.). // Corporatelie (2018-11-06). Архивировано из первоисточника 5 апреля 2019. Проверено 18 марта 2019.
- ↑ Раззаков, Фёдор Партийная разведка против еврейского клана Ягоды рус.. Книжный день (2024-08-21). — 42' 09".
- ↑ https://nkvd.memo.ru/index.php/Кшанович,_Бронислав_Викентьевич
- ↑ https://nkvd.memo.ru/index.php/Коротков,_Михаил_Петрович
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Спецсообщение Н. И. Ежова И. В. Сталину с приложением протокола допроса С. В. Пузицкого от 29 мая 1937 года рус.. Фонд Александра Н. Яковлева.
- ↑ https://stalin.memo.ru/lists/list25#person-197-7-7.
- ↑ Глинский, Тимур Михайлович О сталинском "особом порядке"... рус.. Исторические материалы (2012-10-14).
- ↑ Петров, Скоркин, 1999
- ↑ Пузицкий Сергей Васильевич ::: Мартиролог: Жертвы политических репрессий, расстрелянные и захороненные в Москве и Московской области в период с 1918 по 1953 год. www.sakharov-center.ru. Архивировано из первоисточника 24 июня 2021. Проверено 20 июня 2021.
- ↑ С надписью «С. В. Пузицкому. За беспощадную борьбу с контрреволюцией. Ф. Э. Дзержинский».
- ↑ Служба внешней разведки Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 27 апреля 2013.[недоступная ссылка] Проверено 5 ноября 2012.
- ↑ Т. Чистякова директор ЦБ, краевед Наш земляк Василий Андреевич Пузицкий – педагог, автор книг и статей по русской литературе и истории рус.. Бельская центральная библиотека.
- ↑ Пузицкий Константин Васильевич. Биографии на Math Net
Литература[править]
- Пузицкий С. В. // Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД, 1934—1941 : справочник / Под ред. Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского. — М.: Звенья, 1999. — 502 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7870-0032-3.
- Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ. 1921—1923/ Вступ. ст., сост. В. Макарова, В. Христофорова; коммент. В. Макарова. — М.: Русский путь, 2005. — С. 479—480.
Ссылки[править]
- Операция «Синдикат»
- Пузицкий Сергей Васильевич | «История повседневности»
- Почтовые марки России 2002 года
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Пузицкий, Сергей Васильевич», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA. Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?». |
---|
- Родившиеся 29 октября
- Родившиеся в 1895 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Ломже
- Умершие 20 июня
- Умершие в 1937 году
- Умершие в Москве
- Комиссары государственной безопасности 3-го ранга
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Награждённые знаком Почётный сотрудник госбезопасности
- Сотрудники НКВД
- Чекисты
- Расстрелянные в «особом порядке»
- Казнённые в 1937 году
- Расстрелянные в Москве
- Похороненные в общих могилах Донского кладбища
- Расстрелянные в РСФСР
- Расстрелянные в СССР
- Участники Гражданской войны в России
- Сотрудники системы ГУЛАГа
- Репрессированные сотрудники НКВД
- Посмертно реабилитированные в СССР
- Дело Генриха Ягоды
- Выпускники юридического факультета МГУ