Мятеж Александры против Ирода
Мятеж Александры против Ирода
Конфликт | Мятеж Александры против Ирода |
Дата | ~ 28 г. до н. э. |
Место | Иудейское царство |
Итог | Победа Ирода |
Мятеж Александры против Ирода — заговор против Ирода Великого[1].
Предыстория[править]
После войны с набатеями и разгрома гладиаторов, иудейский царь Ирод Великий сопровождал Октавиана Августа в Антиохию.
Вернувшись в Иудею, Ирод застал свою семью в ссоре: его жена, Мариамна Хасмонейка обвинила сестру и мать Ирода в низком происхождении. Когда же Ирод, обуреваемый сладострастием, пригласил Мариамну на ложе, она отказала ему, попрекая его в убийстве её отца и брата.
Услышав крики, сестра ирода Саломея послала к нему заранее подготовленного к тому виночерпия, которому было приказано сказать Ироду, будто Мариамма просила снабдить его любовным питьем для царя. Когда виночерпий принёс питьё Ирод, тот пришёл в неописуемое бешенство, подозревая, что его хотят отравить. Он приказал пытать самого преданного Мариамме евнуха. Под пыткой евнух ничего не смог сказать относительно любовного питья, но зато рассказал, как у царицы появилась ненависть к Ироду вследствие разоблачений, сделанных ей Соемом.
Не успел евнух произнести эти слова, как Ирод громко закричал, что, всегда бывший верным ему и царству, Соем не осмелился бы проговориться о полученном поручении, если бы не был в близких отношениях к Мариамме. Ирод немедленно приказал схватить и казнить Соема, а свою жену предал суду самых преданных своих друзей, обвиняя её в приготовлении любовного питья и отравы. «При этом Ирод нисколько не сдерживал себя и был вспыльчивее, чем бы следовало при судебном разбирательстве».
Друзья Ирода приговорили Мариамму к смерти. После произнесения этого приговора как сам Ирод, так и некоторые из судей решили не сразу приводить его в исполнение, но пока посадить царицу в одну из темниц при дворце. Однако Ироду пришлось внять настойчивым требованиям Саломеи, советовавшей ему убить Мариамму, «чтобы тем самым избегнуть народных смут, которые могли бы возникнуть, если бы народ узнал, что царица ещё жива».
Из-за слов Саломеи выясняется истинная причина казни Мариамны: как Хасмонейка, она была более популярна в народе, чем Ирод с его идумейскими родственниками. Опасаясь народного восстания, Ирод и убил свою жену. Мариамма была казнена.
Ход событий[править]
Александра, мать Мариамны, понимая, что Ирод в свой войне с Хасмонеями не пощадит и её, даже на казни дочери прикидывалась страстной сторонней Ирода.
Тем временем, Ирода стала тяготить тоска по любимой жене, безумие его было настолько сильно, что он приказал своим слугам громко звать Мариамму, как будто она этого могла вернуться с «того света».
В это же время страну охватила эпидемия чумы, от которой погибло множество людей, в том числе из высшего сословия. По-видимому в народе появились слухи о том, что чума была наказанием Бога за казнь Мариамны, и Ирод решил удалиться в пустыню. С Себастии, в Самарии, он ударился видимо затылком, что усилило его душевное расстройство.
Тем временем пребывавшая в Иерусалиме Александра, успев узнать о болезни Ирода, подняла мятеж, стараясь завладеть укреплёнными пунктами города. Этих пунктов было два. Один из них располагался в самом Иерусалиме, другой же в Храме. Каждый, кто овладевал ими, тем самым подчинял себе и весь иудейский народ: кроме этих пунктов не могли совершаться жертвоприношения, без которых не мог жить ни один еврей. Поэтому Александра вступила в переговоры со стражей, указывая на необходимость передать эти укрепления ей и детям Ирода, чтобы в случае смерти последнего никто не мог предупредить их и захватить власть. В случае же, если бы Ирод выздоровел, по её мнению, опять-таки самыми надежными людьми явятся члены его собственной семьи. Командиры гарнизонов отнеслись к этому предложению Александры скептически и, остались верными Ироду. Они были преданы ему, к тому же один из них, Ахиаб, даже доводился племянником Ироду. Поэтому они немедленно донесли последнему о планах Александры.
Ирод сразу приказал казнить Александру.
Источники[править]
- ↑ Иосиф Флавий «Иудейские древности». Книга XV. Глава 7.