Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Поездка Ельцина в троллейбусе

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ельцин в трамвае. Кадр из документального фильма I Knew Boris Yeltsin
Ельцин выходит из трамвая. Кадр из документального фильма I Knew Boris Yeltsin
I Knew Boris Yeltsin

Поездки Ельцина в троллейбусе — популистская акция Ельцина в бытность его первым секретарем московского горкома КПСС. Хотя наиболее популярна версия о поездке в троллейбусе, документальные кадры запечатлели Ельцина в трамвае.

Из интервью Ельцина[править]

— И всё же, Борис Николаевич, вы были сброшены с моста?

— Скажите, я могу рассчитывать на то, что люди сами во всём разберутся?

— Безусловно!

— Спасибо. Вот на это я и рассчитываю. А министру Бакатину я сказал, что для себя я сделал совершенно определённый вывод: никуда один ходить и ездить больше не буду…

— А вот сегодня вы ехали на работу в гостиницу «Москва» на троллейбусе…

— Ну, бывает, конечно… Но в троллейбусе я не один, я там с народом, не страшно.

В сообщениях современников и биографов[править]

…в родной редакции первым делом услышал множество интереснейших вещей про нового первого секретаря горкома. Мне страшным шепотом поведали, что, оказывается, Ельцин, пользуясь тем, что в столице его почти никто не знает в лицо, ездит инкогнито в общественном транспорте и заводит разговоры с попутчиками. Заходит в магазины, на рынки, записался в обычную районную поликлинику, в общем, лично выясняет, как на самом деле живут москвичи, а потом устраивает подчиненным разбор полетов. В общем, ведет себя совершенно неординарным образом.

Поначалу во все это не очень верилось. Но вскоре одна моя коллега — дама весьма солидная и отнюдь не склонная верить слухам — ворвалась утром в редакцию чрезвычайно возбужденная со словами: «Я только что видела Ельцина в троллейбусе!»

Из ее сбивчивого рассказа выяснилось, что она случайно знала Ельцина в лицо, более того, слышала, что живет он в доме неподалеку от Белорусского вокзала. «Еду я на 20-м троллейбусе по улице Горького (так тогда еще называлась Тверская), — продолжала она, — и на первой остановке после Белорусского входит высокий такой, солидный мужчина, седоватый, я сразу подумала: „Как он на Ельцина похож!“ Смотрю на него, смотрю и думаю: „А ведь это Ельцин и есть“. Когда я собралась выходить, не удержалась, подошла к нему, благо стоял он на задней площадке возле двери, и шепотом спрашиваю: „Простите, пожалуйста, а вы тут у нас случайно не Ельциным работаете?“ Он смотрит на меня хитро и тоном заговорщика, тоже шепотом, отвечает: „Но об этом никому ни слова“».

Почему все это вызвало такой энтузиазм, хотя в реальной жизни города не так уж многое изменилось с приходом Ельцина?

Причина, на мой взгляд, в том, что тогда существовал колоссальный разрыв между властью и обществом (который, кстати, опять нарастает в наши дни). Престарелые члены Политбюро воспринимались как небожители, как портреты, которые носят на демонстрациях, как живые мумии на трибуне Мавзолея. А тут еще весной того же 1986 г. на очередном съезде КПСС почти всех этих стариков опять избрали в руководство партии, отчего в обществе вырвался вздох разочарования. Было много речей и мало перемен. Народ ждал живого, деятельного лидера, который этот разрыв преодолеет, который будет не столько говорить, сколько что-то делать.

Ельцин очень точно это настроение угадал. То, что он делал, сегодня принято пренебрежительно называть дешевым популизмом. Многие наши политики и сегодня стесняются пользоваться этим испытанным оружием. А зря. «Поездка на троллейбусе» по-прежнему работает безотказно, что сравнительно недавно в очередной раз продемонстрировал Владимир Путин, когда в самом начале своей политической карьеры решал сложнейшую задачу — за несколько месяцев стать не просто популярным лидером — популярным настолько, чтобы победить на президентских выборах.

— Как и Ельцин на троллейбусной остановке с подписью: «Голосуй сердцем».

— Да, не отрекаюсь, это тоже была моя идея. И тоже явившаяся в результате мозгового штурма. История из серии «Теперь об этом можно рассказать». Стоит он, естественно, не на остановке, а под деревом на даче. Лозунг «Голосуй сердцем» был уже придуман, но не было под него достойного фото, даже съемку запланировали. И тут я увидел эту фотографию на столе у ельцинского советника Виктора Илюшина — и тут же стал выпрашивать негатив. Потому что эта фотография как раз идеально попадала в тему «Голосуй сердцем».

Я уверен, в Москве будет сооружен грандиозный памятник первому президенту России. Но будь моя воля, я поставил бы другой — бронзовую фигуру относительно молодого Ельцина в натуральную величину, поджидающего троллейбус на остановке около отеля «Шератон» на 1-й Тверской-Ямской.

Напротив остановки — дом, где Ельцин поселился, став первым секретарем Московского горкома КПСС в конце 1985 года. Вскоре поползли слухи, что новый хозяин города делает удивительные вещи. Пользуясь тем, что его еще не знали в лицо, Ельцин изучал московскую жизнь: ездил на троллейбусах и ходил по магазинам, химчисткам и мастерским, чтобы поговорить с людьми об их повседневной жизни.

Это не просто какая-то популистская легенда. Много лет спустя, работая над документальным фильмом «Президент всея Руси», я нашел архивные кадры одной западной телекомпании: на них Ельцин действительно разговаривает с пассажирами в троллейбусе, прогуливается по улицам без охраны, входит в обычную поликлинику и рассматривает продукты на прилавке магазина.

Сегодня многие, искушенные политикой, и впрямь сочтут такое поведение примитивным популизмом. Наверное, они будут правы. Но в условиях Советского Союза, который тогда еще даже не начал выползать из застоя брежневских времен, этот столь неожиданный и свежий подход быстро сделал Ельцина популярным среди москвичей.

Почему-то тогда решили мы, что Ельцин более «прогрессивен», чем Горбачев, хотя данных за это не было никаких. Из свердловского прошлого шлейф тянулся довольно тусклый: недолго проработав строителем, вышел наш любимец в профессиональные строители коммунизма. Про воздвигнутые им дома ничего неизвестно — отличился в основном по части сноса. Когда Ельцин стал начальником Москвы, он вполне дружески встречался с «Памятью» Д. Васильева, любимыми писателями открыто называл Юрия Бондарева и Егора Исаева. В общем, природно-социальная сущность Бориса Николаевича была, думается, ближе к национал-большевизму, чем к демократической модели, и в межрегиональной группе после снятия с высших постов он оказался волею политического случая и конъюнктурного расчета — расчета с обеих сторон. Именно тогда совершает Ельцин демонстративную поездку по Москве в троллейбусе — но все-таки в троллейбусе не простом, а волшебном: заходит в него человек антипатичным партийным бюрократом, а выходит таким демократическим красавцем, что ни в сказке сказать ни пером описать. Был ли у демократической общественности, подсадившей его в троллейбус, другой, более достойный кандидат в пассажиры? Это вопрос уже для дотошных историков.

И все-таки, говоря о Ельцине как о политике, нельзя не заметить, что он был в душе настоящим артистом, и каждый ход партийного карьериста оказывался продуман до мелочей. Как бы не было абсурдно это сравнение, но талант умения себя продвигать, доставшийся беспалому человеку, можно сравнить лишь с даром Аллы Пугачевой, привыкшей делать спектакль из каждой песни. Вся карьера Ельцина – удачно разыгранные им самим (пиарщиков тогда еще не существовало) ходы. Чего стоит его появление в обычном троллейбусе, когда он возглавил московский горком партии или подписание в прямом эфире указа о лишении должности генерала Лебедя.

Ельцин — уникальный человек, это феномен народной психологии. Сидят люди, и вдруг они в кого-то начинают верить. Им кажется, что этот человек приведет их к процветанию. Я не сторонник Ельцина, но когда я его начинаю критиковать, у меня жена спрашивает: <Почему ты голосовал в 90-м году за Ельцина?>. И вот я, как аналитик, думаю, почему я за него голосовал. Слухи по Москве ходили о том, как он допрашивает шоферов, куда они возили секретаря райкома, сидит по ночам, притворяясь, что он работает, показательно едет на троллейбусе. Когда шла борьба с привилегиями и Ельцин рассказывал, что он покупает все в магазине, продавщицы в этой <кормушке>-распределителе — для номенклатуры среднего звена — рассказывали моей жене, как привередлива Наина Иосифовна: вот ее открепили от политбюровской <кормушки>, и она требует и все говорит: ничего у вас нету. Может быть, дядя Вася какой-нибудь этого не знал, но я знал — и за него проголосовал. Вот это страшно и сейчас.

На новом посту Ельцин взялся за «чистку» партии на всех уровнях. Боролся с привилегиями партийной номенклатуры, ездил вместе с народом на трамвае, покупал колбасу в обычном магазине.

Многие почему-то представляют Ельцина медведем, рвущимся к цели напролом, всем смертям назло. Это далеко не так. Тот прежний, «дореформенный» Борис Николаевич был политиком весьма осторожным — прежде чем ступить на лед, он непременно пробовал носком ботинка ледяную корку на прочность. Просто ему удавалось сделать этот шаг раньше всех остальных, без оглядки на обстоятельства. Все свои громкие акции, казавшиеся со стороны сгустком эмоций и лихости, Ельцин обязательно тщательно подготавливал. (На встречи с влюбленным населением он приезжал, например, на трамвае, куда предусмотрительно пересаживался за два квартала из персональной машины.)

Борис Ельцин образца второй половины 80-х годов на 100 процентов отвечал запросам общества. Что бы в тот момент Ельцин ни делал — падал с моста в реку, снимал с должности директора Елисеевского магазина, ездил в трамвае или ходил по обычным районным поликлиникам — молва делала из этого фетиш, геройский поступок.

Публицистика[править]

Въехавший в другую политику и историю на троллейбусе Ельцин проторил дорогу тем, кто «Волгам» и «Чайкам» предпочитает самые шикарные иномарки, а партийным спецателье — наряды от лучших мировых кутюрье. Кому даже и не надо прикидываться бескорыстными и аскетичными «слугами народа». … В отличие от порождавших завистливые пересуды совгражданок одеяний Раисы Горбачевой и недовольства россиян чрезмерными тратами на ельцинскую реставрацию Кремля, ни доходы, ни расходы Владимира Путина никто не считает. Квартира в Израиле, купленная им, очевидно, на сэкономленную за несколько лет президентскую зарплату в подарок бывшей учительнице, как и прочие царские дары и жесты Путина, вызывают у обывателей лишь восторг и умиление. Троллейбус Ельцина давно отправлен на металлолом.

Лет десять назад льготы и привилегии номенклатуры были излюбленной темой журналистов. С поездок на троллейбусе и борьбы со спецполиклиниками и спецраспределителями начался политический взлет Бориса Ельцина, не так давно законодательно обеспеченного этими самыми льготами до конца жизни. Это говорит о том, что на госслужбе мало что изменилось.

Свежую историю надо использовать как урок. Вспомним, какими примитивными масками нас очаровали. В 1988-1989 гг. Ельцину слепили маску «человек из народа — против номенклатуры». Это одна из простых масок, политтехнологи ее разработали в США еще в 1960-е годы. Ельцин проехал разок на троллейбусе, записался в районную поликлинику, втиснулся в «Москвич» и упал с моста в реку. Все! Больше от него ничего не потребовалось, остальное доделали режиссеры-постановщики. Надо было ему стать президентом России — совершается превращение, маска меняется. Теперь он «простой и крутой русский мужик».

В наши дни «знатоки» истории первых лет революции, не будучи непосредственными свидетелями событий того периода пытаются доказать, ссылаясь, в частности, на «документы» 1992 г. что руководители Советской власти объедались деликатесами в то время как народ голодал. И это вполне закономерно: ведь надо как-то отвлечь внимание населения от «сверхроскошной» жизни нынешних правителей.

Конечно, масштабы здесь далеко не те, что были присущи, скажем, Кирову, Ленину с его постоянными приемами многочисленных крестьян — ходоков, выступлениями на заводах и т. д. И тем не менее, это не идет ни в какое сравнение с той же поездкой Ельцина на трамвае (или троллейбусе). По крайней мере роскошь современных правителей страны, их богатство несравнимы с материальным положением тех же советских бюрократов, когда за хищения в особо крупных размерах судили а то могли и расстрелять по существующим тогда законам.

К сожалению не все еще знают, как делалась эта карьера и завоевывалась эта искусственно созданная популярность. Начав с дешевых приемов: поездок на трамвае в районную поликлинику под лозунгом борьбы с привилегиями, он в итоге окружил себя и своих приближенных неслыханной роскошью. Пообещав за 100 дней достичь всеобщего благоденствия, он, не задумываясь, отдал на разграбление все, что было создано трудом нескольких поколений советских людей.

Почему-то когда я думаю о двоемыслии, в моей памяти всплывают лики красавиц — Кондолизы Райс, Мадлен Олбрайт. Югославов с иракцами побомбят, а потом пакетики с мукой сбросят. Добрые тётеньки. И красавцев. То Клинтона, про Монику что-то говорящего, и про ценности семьи. То Б. Н. Ельцина на трамвае, добирающегося на работу, как все! Сокрушающегося, что у бабушки таблетки нет. «Не могу пить лекарства из номенклатурного распределителя, у бабушки-соседки нет таких лекарств». Знали бы бабушки, дедушки, да и все другие, какая участь им уготована. Но телекран этого не показал.

Мнение простых людей[править]

Теперь другой факт. Почему первый раз большинство населения голосовало за Ельцина? Здесь также очень простой ответ. Во-первых, Ельцин очень хорошо использовал горбачёвский развал дисциплины и искусственно созданные пустые магазины, хотя сам представлял власть. Во-вторых, все каналы телевидения ежедневно показывали и говорили, как Ельцин ездил на трамвае, ложился на рельсы, падал с моста, ходил в церковь, обещал по две «Волги» и лишить чиновников привилегий, улучшить жизнь простых людей и так далее. Так какой же дурак не хотел бы иметь две «Волги» и хорошо жить?

Другие энциклопедии[править]

  • Кругосвет:[2]

В Москве Ельцин предпринял энергичные, но зачастую показушные и неумеренно жесткие меры по обновлению партийных комитетов районов столицы. За короткое время по его инициативе сменилась почти половина первых секретарей райкомов партии (их в городе было 32). Новые и не всегда подготовленные люди появились в аппаратах горкома и райкомов, исполкомов советов народных депутатов. Кадровая «чистка» не обошла стороной ни одной властной городской структуры. Первый секретарь горкома боролся с привилегиями, часто встречался с людьми, посещал различные коллективы, находил общий язык с любой аудиторией. Практически не умея водить автомобиль, он однажды проехался по Москве за рулем «Москвича», а также несколько раз ездил в трамвае. Эти рекламные картинки показало телевидение, они повышали его личный рейтинг у избирателей, но никакого влияния на борьбу с привилегиями не оказывали.

Юмор[править]

  • Вчера Б.Ельцин приехал на работу в троллейбусе. на остановке его встречали: Р. Хасбулатов, А. Руцкой и другие официальные лица.[3]
  • Встречаются в трамвае два президента…[4]

Другие руководители в общественом транспорте[править]

См. также[править]

Источники[править]

 
Биография

Борис ЕльцинБуткаБорис, ты не правПоездка в троллейбусеПопытки самоубийстваПадение с мостаСлучаи из жизниУпотребление алкоголяДвойникиПодаркиНаграды и званияСмерть и похороны

Президентство

ЕльцинизмИнаугурация (1991)Августовский путчБерите суверенитета столько, сколько сможете проглотитьПарад суверенитетовА вот почитайте!Распад СССРКонституционный кризисЧемоданы РуцкогоСобытия сентября — октября 1993 года в МосквеЧеченский конфликт38 снайперовВо всём виноват ЧубайсИнаугурация (1996)Рукопожатие крепкоеЗамена Ельцина двойником (теория) • «Семья»Мятеж РохлинаНе так селиЧехарда премьеровПопытки импичментаБанду Ельцина — под суд!Лихие 90-е

Внутренняя политика

Декларация о государственном суверенитете (1990)Экономические реформыЛиберализация ценПриватизацияРеформы ГайдараНевыплаты зарплатНевыплаты пенсий и социальных пособийМладореформаторыДенежная реформаЭкономический кризисДеноминацияЗагогулина

Внешняя политика

Беловежские соглашенияСНГБольшая семёркаПриштинский бросок

Выборы и
предвыборные кампании

Президентские-1991Парламентские-1993Парламентские-1995Президентские-1996Парламентские-1999
Всенародно избранныйГолосуй или проиграешьКоробка из-под ксероксаСемибанкирщина

Референдумы

О сохранении СССРО введении поста президента РСФСРО доверии президентуО конституции

Книги

Исповедь на заданную темуЗаписки президентаПрезидентский марафон

Увековечение памяти

Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина»Фонд первого Президента России Б. Н. ЕльцинаУральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. ЕльцинаКиргизско-российский славянский университет имени Бориса ЕльцинаПрезидентская библиотека имени Б. Н. ЕльцинаПрезидентский центр наследия Б. Н. ЕльцинаТеннисная академия имени первого Президента России Б. Н. ЕльцинаПик Бориса ЕльцинаУлица Бориса Ельцина (Екатеринбург)Памятник (Екатеринбург)Памятник (Чолпон-Ата)Кубок Бориса Ельцина по волейболу

Семья

Наина ЕльцинаЕлена ОкуловаТатьяна ДьяченкоВалентин ЮмашевПолина ДерипаскаОлег ДерипаскаВиктория Бражник