Семибанкирщина — Крутые Нулевые 1 фильм (Эфир НТВ 7 февраля 2012 года) [44:32]
Семибанкирщина. Удар властью // TV Center [40:40]
Смоленский. Сколько стоили выборы Ельцина
Первый капитал олигархов. Как разбогатели Березовский, Ходорковский и другие герои «Семибанкирщины»? // Россия 90х [40:25]
90-е. Олигархи и банкиры // Лекторий Dостоевский (25 мар. 2024 г.) [44:39]
Семибанкирщина — публицистический термин, характеризующий политическое состояние российской политической системы после выборов президента России в 1996 году. Появился 14 ноября 1996 года в публикации Андрея Фадина «Семибанкирщина как новорусский вариант семибоярщины». Образован по аналогии с термином «семибоярщина», обозначающим переходное правительство Московской Руси, состоявшего из семи бояр в 1610—1613 годах. Имеет характер идеологического клише.
Российский миллиардер Борис Березовский дал 1 ноября 1996 года интервью газете Financial Times, в котором он назвал имена людей, контролирующих более половины российской экономики. По его утверждению, именно эти люди совместно влияли в это время на внутрироссийскую политику. Список состоял из семи человек, включая самого Б. А. Березовского:
После и под влиянием вышеуказанного интервью Березовского журналист Андрей Фадин 14 ноября 1996 года опубликовал в российской газете «Общая газета» статью «Семибанкирщина как новорусский вариант семибоярщины», в котором и ввёл неологизм «семибанкирщина».
«Они контролируют доступ к бюджетным деньгам и практически все инвестиционные возможности в стране. В их руках громадный информационный ресурс крупнейших телеканалов. Они формулируют волю президента. Те, кто не захотел идти вместе с ними, придушены или сошли с круга… Но в России никакая победа не является окончательной, если она не выглядит минимально справедливой в глазах большинства».
Термин стал применяться в российской прессе и стал используется как указание на власть крупных банков вообще (пример: [1]).
Как указывает «Ридовка», политика равноудаления олигархов (начавшаяся с президентством Путина в 2000 году) сломала ранее сложившуюся в 90-е «семибанкирщину», когда «крупные бизнесмены не просто шли в политику, они претендовали на то, чтобы стать фактической властью, оставив парламент и президента в качестве декорации». Олигархи «привыкли к слабости центральной власти и просто не восприняли всерьёз предупреждения», но в результате их «ожидала встреча с законом», отмечает Ридовка.[1]
В Словаре русского публичного языка конца XX века, опубликованном в журнале «Коммерсантъ-власть», термин признаётся устаревшим. При этом словарь ссылается на слова Германа Грефа, произнесённые 17 февраля 2003 года в эфире «НТВ»: «Знаете, раньше была семибанкирщина — теперь семинефтянщина».
27 октября 2003 года издание «Коммерсант» опубликовало статью «„Семибанкирщина“ — 7 лет спустя», в которой в список участников семибанкирщины было включено 9 человек (были добавлены Владимир Виноградов и Виталий Малкин) и было указано, что большинство из них потеряли своё влияние.[2][3]
В статье Андрея Мирошниченко «Новая семибанкирщина» опубликованной в газете «Взгляд»[4] 25 декабря 2008 года, предсказывалась возможность появления новой семибанкирщины, под которой подразумевалось возможное усиление власти семи крупнейших российских банков, которые по прогнозу автора должны были забрать себе за долги российскую промышленность в условиях кризиса экономики.