Царицы Новоассирийского царства
Царицы Новоассирийского царства | |
---|---|
Царица Новоассирийского царства (ассир. issi ekalli или sēgallu, дословно «женщина дворца») — супруга новоассирийского царя. Хотя царицы получали свою власть и влияние благодаря связи с мужем, они не были просто пешками, лишёнными политической власти. Царицы контролировали свои собственные, зачастую немалые, финансы и владели обширными поместьями по всей империи[1]. Для надзора за своим имуществом царицы нанимали большой административный штат, возглавляемый группой женщин-администраторов, называемых šakintu. Среди обязанностей цариц были религиозные обязанности и надзор за частью царских дворцов; их роль «правительниц внутреннего царства» отражена в их титуле «женщины дворца». Власть и влияние цариц ещё более возросли при династии Саргонидов (722—609 гг. до н. э.), когда они стали чаще появляться в произведениях искусства и были созданы крупные военные подразделения, подчинявшиеся непосредственно царице.
Самой известной и могущественной новоассирийской царицей была Шаммурамат, которая некоторое время могла служить регентшей для своего юного сына Адад-нирари III после смерти своего мужа Шамши-Адада V в 811 году до н. э. Зафиксировано, что Шаммурамат сопровождала своего сына в военных походах. При раскопках гробниц цариц в Нимруде были найдены гробницы и останки многих цариц[2], что позволило получить значительные сведения об их жизни, а также об их нарядах и регалиях[3].
Статус и роль[править]
→ Роль цариц в Новоассирийском царстве
Аккадский клинописный термин, использовавшийся для обозначения царицы в новоассирийской империи, был mí.é.gal[4][5], munus.é.gal[6][7] или mí.kur[8], что на ассирийском языке переводится как issi ekalli, буквально означая «Женщина дворца»[Прим. 1]. Современные историки называют новоассирийских «женщин дворца» царицами, хотя это расходится с древнеассирийской терминологией[4][8]. Женским вариантом слова «царь» (šarru) было šarratu, но этот термин применялся только к богиням и царицам чужих народов, которые правили сами. Часто используемым символом, по-видимому, царским символом самих цариц, который использовался в документах и на предметах для обозначения цариц, был скорпион[9]. В месопотамском искусстве скорпионы были тесно связаны с плодородием, и они известны по произведениям искусства как религиозный символ с доисторических времён. Другой возможной ассоциацией было то, что символ скорпиона представлял царицу как свирепую и идеальную мать; термин для обозначения женщины-скорпиона был tārit zuqaqīpi (дословно «та, которая поднимает скорпиона»), тесно связанный с термином tarû («поднимать, подбирать», также используется в значении «нянька» или «няня»)[10].
Одежда и регалии[править]

Ассирийские царицы носили короны, хотя по внешнему виду они отличались от короны своих мужей. Современные учёные обычно называют их корону стенновой[9][11], поскольку она включает в себя элементы, напоминающие крепостную стену[12][11]. В древней Ассирии такую корону называли kilīlu («боевые укрепления»)[11]. Корона, весьма необычная для Месопотамии, представляла собой хорошо сидящую на голове царицы ленту, украшенную через равные промежутки башнеобразными выступами, немного превышающими остальную часть короны[13]. Подобная корона, вероятно, имела большое политическое значение и была важным символом женской власти[14]. В произведениях искусства царицы иногда изображаются без короны, но обычно это происходит в тех случаях, когда ношение короны было бы неуместным, например, в религиозных или культовых изображениях[11]. В таких случаях царицы могли носить более скромные регалии, например, простую головную повязку[9].
Вероятно, царские наряды цариц были вдохновлены месопотамской мифологией: в мифе о нисхождении Иштар в подземный мир наряд богини Иштар описывается очень похоже на то, что известно о нарядах новоассирийских цариц. Учитывая, что Иштар отчасти была богиней плодородия, возможно, что платье в свою очередь также указывало на плодородие[15]. Самым сильным сходством с Иштар было то, что богиня в ассирийском искусстве также носила стенную корону. Это говорит о том, что царица идеологически могла быть образом Иштар, и что временами её можно было рассматривать как воплощение богини[10].
В гробницах цариц в Нимруде сохранились большие наборы царских регалий. Для отдельных цариц типичный ансамбль включал головной убор или корону, ожерелья, серьги, браслеты, бусы, до десяти колец, золотые украшения, одну или несколько печатей и зеркало[17].
Детали на всех предметах отличались у разных цариц, что указывает на их уникальность, а также на то, что они одевались уникальным образом и при жизни. С точки зрения иконографии, украшения цариц включали в себя как аспекты ассирийской царской традиции (например, драгоценные камни в глазах), так и элементы, заимствованные из иностранных мест (например, золото, агат и сердолик; возможно, это свидетельствовало о широте и доминировании новоассирийской империи. Многие элементы одежды и регалий, найденные в гробнице, хорошо согласуются с известными изображениями цариц, например, их серьги и браслеты, но есть и расхождения с произведениями искусства. Прежде всего, не была найдена стенная корона — самый выразительный художественный признак царской власти. Вместо этого царицы, похороненные в Нимруде, были погребены с другими головными уборами. Возможно, подобная корона не занимала такого центрального места в жизни царицы, как можно предположить по художественным изображениям[18], или, наоборот, корона принадлежала к «царской сокровищнице» и не являлась частью личных вещей царицы, поэтому не могла быть помещена в гробницу[19].
Источники[править]
Сохранившиеся источники, касающиеся отдельных ассирийских цариц, очень скудны; при жизни царицы редко назывались по имени, поэтому большинство доступных упоминаний о них — это погребальные тексты и надписи[4]. Таким образом, имена многих цариц остаются неизвестными[20]. Наиболее обширная информация о царицах была найдена в гробницах цариц в Нимруде, открытых в 1988 году[4]. Часто о каждой царице имеется очень мало исторических сведений. Самая ранняя царица, известная из новоассирийского периода, Муллиссу-муканнишат-Нинуа (жена Ашшурнацирапала II) — единственная из цариц, о которой достоверно известны какие-либо подробности её семейной истории; в её погребальной надписи упоминается, что её отцом был Ашшур-нирка-да’инни, «великий виночерпий» Ашшурнацирапала[21].
В отличие от скудных сведений об именах цариц, царицы часто упоминаются в административных документах без указания их имён. Такие документы дают представление об их хозяйстве, положении и статусе, но бывает трудно определить, какой царице они принадлежат[22]. Известные документы с упоминанием цариц насчитывают около 200 текстов, распределённых во времени от 844 года до н. э. до падения столицы[Прим. 2] Ниневии в 612 году до н. э.[5].
Изображение в искусстве[править]
Хотя от новоассирийской империи сохранилось множество художественных изображений царей и мужчин-чиновников, известно лишь несколько изображений цариц. Это не обязательно свидетельствует о том, что они не были важны, скорее это можно понимать как меру, принятую для обеспечения безопасности царских женщин; значительное количество сохранившихся текстов показывает, что ассирийцы считали, что любое негативное действие, совершённое по отношению к изображению, будет иметь пагубные последствия для той, кого оно изображало[12].
Самым известным новоассирийским произведением, изображающим царицу, является рельеф Ашшурбанапала «Трапеза в саду», на котором изображён царь, возлежащий на диване, а его царица, Либбали-шаррат, сидит напротив него на высоком стуле. Пару сопровождают слуги, и они изображены поднимающими свои кубки в честь побед Ашшурбанапала над эламитами. Хотя на рельефе Ашшурбанапал занимает более высокое положение, поскольку он изображён выше и крупнее, Либбали-Шаррат также показана как представительница исключительно высокого ранга, поскольку она тесно связана с царём, а её одеяние и украшения, аналогичные царским, создают впечатление божественности[23]. Некоторые поразительные детали, касающиеся рельефа «Трапеза в саду», заключаются в том, что в то время как Либбали-Шаррат изображена с стенной короной, Ашшурбанапал не имеет короны (кроме простой головной повязки), и царь лежит, в то время как царица сидит; сидеть на троне было привилегией царя. Слуги, изображённые на картине, также все женщины, то есть часть персонала Либбали-Шаррат. В совокупности эти художественные решения означают, что сцена на самом деле организована вокруг Либбали-шаррат, а не Ашшурбанапала; это единственное известное сохранившееся изображение из древней Ассирии, на котором изображён человек, не являющийся царём, фактически держащий двор[24].
Список цариц[править]
Царицы, известные по имени[править]
- Муллиссу-муканнишат-Нинуа (Mullissu-mukannišat-Nīnua), царица Ашшурнацирапала II (правл. 883—859 до н. э.)[21]
- Шаммурамат (Sammu-rāmat), царица Шамши-Адада V (824—811 гг. до н. э.)[25]
- Хама (Ḫamâ), царица Салманасара IV (правл. 783—773 гг. до н. э.)[26]
- Иаба (Iabâ), царица Тиглатпаласара III (правл. 745—727 гг. до н. э.)[27]
- Баниту (Banītu)[Прим. 3], царица Салманасара V (727—722 гг. до н. э.)[27]
- Аталия (Atalia), царица Саргона II (правл. 722—705 гг. до н. э.)[27][Прим. 4]
- Ташмету-шаррат (Tašmētu-šarrat), царица Синаххериба (правл. 705—681 гг. до н. э.)[31]
- (?) Накия (Naqī'a), возможно, другая царица Синаххериба[31][Прим. 5]
- Эшарра-хаммат (Ešarra-ḫammat), царица Асархаддона (правл. 681—669 гг. до н. э.)[33]
- Либбали-шаррат (Libbali-šarrat), царица Ашшурбанапала (669—631 гг. до н. э.)[34]
- Ана-Ташметум-таклак (Ana-Tašmētum-taklāk), известна по фрагментарной надписи. Царица в какой-то момент после правления Синаххериба (из-за того, что была засвидетельствована в Ниневии, ставшей столицей при Синаххерибе). Возможно, это та же особа, что и одна из неизвестных в других источниках цариц Ашшур-этил-илани или Синшаришкун[35]
Царицы, не известные по имени[править]
- Царица Салманасара III (правл. 859—824 гг. до н. э.), засвидетельствована тремя надписями, упоминающими царицу[36]
- Царица Адад-нирари III (правл. 811—783 гг. до н. э.), возможно, засвидетельствована некоторыми надписями с упоминанием царицы[36]
- Царица Ашшур-дана III (правл. 773—755 гг. до н. э.), подтверждается тремя надписями с упоминанием царицы[36]
- Царица Ашшур-нирари V (правл. 755—745 гг. до н. э.), засвидетельствована через пять надписей, упоминающих царицу[36]
- Царица Ашшур-этель-илани (правл. 631—627 гг. до н. э.), засвидетельствована в двух надписях с упоминанием царицы[36]
- Царица Синшаришкуна (правл. 627—612 гг. до н. э.), засвидетельствована в шести надписях с упоминанием царицы[36]
Примечания[править]
- ↑ Прямой перевод клинописных знаков - "женщина" и "дворец"[8].
- ↑ При Синаххерибе ассирийская столица была перенесена из Нимруда в Ниневию.
- ↑ Некоторые исследователи предполагают, что Баниту и Иаба были одним и тем же человеком, причём Баниту - это аккадское имя Иабы. Исторические и хонологические свидетельства говорят против их отождествления с одним и тем же человеком[28].
- ↑ У Саргона II также была другая жена, Раима, которая была матерью его преемника Синаххериба.[29] Существуют упоминания о "царице-матери" времён правления Синаххериба, указывающие на то, что Раима был ещё жив после смерти Саргона. Однако нет никаких свидетельств того, что она когда-либо была царицей Саргона[30].
- ↑ Накия упоминается как "Мать царя" во времена правления Асархаддона, но неясно, имела ли она когда-либо титул "Женщины дворца". Чтобы быть матерью Асархаддона, она должна была родить его ок. 713 года до н.э., но в 694 году до н.э. (когда Накия, должно быть, ещё была жива). [32].
Источники[править]
- ↑ жизнь, Редакция журнала Наука и. Золото ассирийских цариц и тайна их власти. Проверено 19 января 2025.
- ↑ Золотое сокровище Нимруда. Проверено 19 января 2025 года.
- ↑ В Ираке найдены сокровища Нимруда. www.inopressa.ru. Проверено 19 января 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Kertai, 2013, с. 109
- ↑ 5,0 5,1 Svärd, 2015, с. 157
- ↑ Yamada, Yamada, с. 391
- ↑ Spurrier, 2017, с. 166
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Gansell, 2018, с. 158
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Gansell, 2018, с. 161
- ↑ 10,0 10,1 CDLI
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Kertai, 2020, с. 212
- ↑ 12,0 12,1 Gansell, 2018, с. 160
- ↑ Pinnock, 2018, с. 735
- ↑ Pinnock, 2018, с. 743
- ↑ Gansell, 2018, с. 159
- ↑ Gansell, 2018, с. 168
- ↑ Gansell, 2018, с. 164
- ↑ Gansell, 2018, с. 165
- ↑ Pinnock, 2018, с. 746
- ↑ Svärd, 2015, с. 160
- ↑ 21,0 21,1 Kertai, 2013, с. 110
- ↑ Kertai, 2013, с. 109–110
- ↑ Gansell, 2018, с. 163
- ↑ Kertai, 2020, с. 212–213
- ↑ Kertai, 2013, с. 112
- ↑ Kertai, 2013, с. 113
- ↑ 27,0 27,1 27,2 Kertai, 2013, с. 114
- ↑ Kertai, 2013, с. 114–115
- ↑ Elayi, 2018, с. 13
- ↑ Kertai, 2013, с. 115
- ↑ 31,0 31,1 Kertai, 2013, с. 116
- ↑ Kertai, 2013, с. 116–119
- ↑ Kertai, 2013, с. 118
- ↑ Kertai, 2013, с. 119
- ↑ Kertai, 2013, с. 121
- ↑ 36,0 36,1 36,2 36,3 36,4 36,5 Svärd, 2015, с. 161
Литература[править]
- Elayi Josette Sennacherib, King of Assyria. — Atlanta: SBL Press, 2018. — ISBN 978-0884143178.
- Gansell Amy Rebecca In Pursuit of Neo-Assyrian Queens: An Interdisciplinary Methodology for Researching Ancient Women and Engendering Ancient History // Studying Gender in the Ancient Near East. — University Park, Pennsylvania: Eisenbrauns, 2018. — ISBN 978-1575067704.
- Jakob Stefan Economy, Society, and Daily Life in the Middle Assyrian Period // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1118325247.
- Kertai, David (2013). «The Queens of the Neo-Assyrian Empire». Altorientalische Forschungen 40 (1): 108–124. DOI:10.1524/aof.2013.0006.
- Kertai, David (2020). «Libbali-sharrat in the Garden: An Assyrian Queen Holding Court». Source: Notes in the History of Art 39 (4): 209–218. DOI:10.1086/709188.
- Melville, Sarah C. (2019). «Neo-Assyrian Women Revisited». Journal of the American Oriental Society 139 (3): 687–692. DOI:10.7817/jameroriesoci.139.3.0687.
- Pinnock Frances A city of gold for the queen: some thoughts about the mural crown of Assyrian queens // Mvlta per Ægvora: Il polisemico significato della moderna della moderna ricerca archeologica. Omaggio a Sara Santoro. — Louvain-la-Neuve: Presses universitaires de Louvain, 2018. — Т. II. — ISBN 978-2-87558-691-9.
- Radner, Karen (2003). «The Trials of Esarhaddon: The Conspiracy of 670 BC». ISIMU: Revista sobre Oriente Próximo y Egipto en la antigüedad (Universidad Autónoma de Madrid) 6: 165–183.
- Spurrier, Tracy L. (2017). «Finding Hama: On the Identification of a Forgotten Queen Buried in the Nimrud Tombs». Journal of Near Eastern Studies 76 (1): 149–174. DOI:10.1086/690911.
- Svärd, Saana (2015). «Changes in Neo-Assyrian Queenship». State Archives of Assyria Bulletin XXI: 157–171.
- The Assyrian queen and the scorpion. Cuneiform Digital Library Initiative. Проверено 19 января 2022.
- Teppo, Saana (2007). «Agency and the Neo-Assyrian Women of the Palace». Studia Orientalia Electronica 101 (101): 381–420.
- Yamada Keiko, Yamada Shiego Shalmaneser V and His Era, Revisited // "Now It Happened in Those Days": Studies in Biblical, Assyrian, and Other Ancient Near Eastern Historiography Presented to Mordechai Cogan on His 75th Birthday. — Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2017. — Т. 2. — ISBN 978-1575067612.
![]() ↑ [+] | |
---|---|
Периоды | |
Власть | |
Археологические памятники |
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Царицы Новоассирийского царства», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|