Общество Среднеассирийского царства

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Общество Среднеассирийского царства

Общество Среднеассирийского царства — сведения о населении, социальной стратификации[1], культуре и достижениях общества в Древней Ассирией в среднеассирийский период с 1363 по 912 гг. до н. э.[2].

Население и культура[править]

Социальные классы[править]

Среднеассирийская цилиндрическая печать и современный оттиск с изображением крылатого коня

Из-за скудости сохранившихся материалов информация о социальной жизни и условиях проживания в среднеассирийский период в деталях доступна, как правило, только для социально-экономической элиты и высших слоёв общества[3]. На вершине среднеассирийского общества находились члены давно сложившихся и больших семей, называемых «домами», которые, как правило, занимали самые важные посты в правительстве[4]. Во многих случаях эти дома были потомками самых выдающихся купеческих семей староассирийского периода[5]. Из сохранившихся документов ясно, что коррупция среди царских чиновников, которые иногда использовали ресурсы, предоставленные им ассирийским правительством, для получения личной прибыли, была большой проблемой. Коррупция рассматривалась как государственная измена, причём чиновников, обвиняемых в использовании царских средств в личных целях, одновременно обвиняли в ненависти к царю[4].

С другой стороны, от чиновников иногда требовали, чтобы они выделяли часть своих личных средств на нужды государственных учреждений по приказу царя. Помимо средств, выделяемых им правительством, высокопоставленные чиновники могли получать деньги и другими способами. Например, они могли ссужать деньги частным лицам и взимать весьма невыгодные проценты, иногда доходящие до 100 %, а также требовать за это товары, такие как овцы и суда. Ещё одним источником дохода были «подарки» (šulmanū), то есть взятки, от частных лиц. В обмен на деньги многие чиновники, по некоторым данным, уделяли повышенное внимание определённым просьбам, обращённым к ним или к царской администрации[6].

Уровень жизни большинства населения, не принадлежавшего к высшему классу, был гораздо ниже. Самой высокой по численности группой были свободные люди (a'ılū), которые, как и высшие классы, могли получать землю в обмен на выполнение обязанностей перед правительством, но не могли жить на этих землях, так как они были сравнительно небольшими. Ниже их стояли šiluhlu̮[6], или несвободные люди[7]. Это были люди, отказавшиеся от своей свободы и поступившие на чужую службу (в основном сельскохозяйственную) по собственному желанию, которые, в свою очередь, получали продовольствие и одежду. Многие из них, вероятно, также происходили из числа военнопленных и иностранных депортированных. Для šiluhlu̮ было возможно вернуть себе свободу, предоставив замену, которая могла бы выполнить его обязательства.

Несмотря на то, что эта система мало чем отличается от рабства, сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что šiluhlu̮ считались собственностью не своих работодателей, а ассирийского правительства. В одном случае прямо говорится о том, что царские чиновники вмешались после смерти нанимателя šiluhlu̮, чтобы распределить их контракты между его сыновьями и, по-видимому, не связанным с ним человеком.[6] Среди других представителей явно низших социальных слоёв были «жители деревни» (ālāyû), также зависевшие от владельца земли, на которой они жили, а также ильке (люди, оказывающие услуги через систему ilku) и hupšu, хотя их положение, статус и уровень жизни по отношению друг к другу неясны[8].

Семьи и положение женщин[править]

Некоторую информацию о семьях и условиях жизни в Среднеассирийской империи можно почерпнуть из сохранившихся среднеассирийских законов, а также из дошедших до нас списков рационов и переписей населения. Нормой было то, что семьи были сравнительно небольшими по размеру. Помимо членов семьи, многие домохозяйства нанимали различных слуг. Такие слуги могли быть либо куплены, либо предоставлены ассирийским правительством. Решение о браке редко принималось между будущими супругами, а было результатом переговоров между их семьями. Полигамия практиковалась как ассирийцами, так и иностранными народами, населявшими империю, такими как хурриты и эламиты, хотя засвидетельствовано и множество моногамных семей. Переписи населения и списки рационов фиксируют членов семей по возрасту и полу, главным образом для того, чтобы рассчитать, сколько продовольствия должно быть выдано каждой семье. Главой семьи обычно был отец, но в случае, если отец умирал, а его старший сын ещё не был достаточно взрослым, чтобы взять на себя эту роль, мать также могла выступать в качестве представителя семьи[9].

Социальное положение женщин в Среднеассирийской империи можно подробно изучить благодаря законам, посвящённым им в этом периоде. Эти законы включают наказания за различные преступления, часто сексуальные или супружеские[9]. Права женщин в царстве, по-видимому, несколько уменьшились по сравнению с староассирийским периодом, когда женщины и мужчины имели мало различий в правовом положении и в целом одинаковые юридические права[10]. Находясь на улице, многие женщины, включая вдов, жён и конкубин, были обязаны по закону носить чадру. Неизвестно, насколько строго соблюдались эти законы. Многим женщинам также было запрещено носить чадру. Некоторым жрицам (их называли жрицами кадильту) разрешалось носить чадру только в том случае, если они были замужем. Рабыням и проституткам (ḫarımtū) не разрешалось носить чадру ни при каких обстоятельствах[9].

Дети, рождённые от наложниц или тех, кто не был основной женой, были ниже по статусу, но всё же могли наследовать деньги и имущество, если «основной» брак оставался бездетным. Статус овдовевших женщин зависел от того, была ли она главной или второстепенной женой, а также от того, были ли у неё дети. Согласно среднеассирийским законам, женщина, потерявшая мужа в плену, должна была ждать два года; если у неё был свёкор или сын, чтобы содержать её, она не получала никакой поддержки от правительства, но если она была одна, а её муж был свободным человеком, она могла обратиться за государственной поддержкой, подав заявление «судьям» (da "anū), царским чиновникам, которые были обязаны помочь ей[11].

Этнические группы[править]

Хурритская горелка для благовоний из озера Дукан, ок. 1300—1000 гг. до н. э.

Расширение Среднеассирийского царства в сочетании с депортациями и перемещениями завоёванных народов привело к тому, что контакты между ассирийцами центральной части Ассирии и иноэтничными группами становились всё более тесными. Наиболее заметными иноземными этническими группами в пределах империи были хурриты (вошедшие в состав империи благодаря завоеваниям в Северной Сирии), касситы (потомки депортированных и пленных из вавилонских походов) и арамеи. Хотя многие арамейские племена воевали с ассирийскими царями, другие торговали с ассирийцами, а несколько арамейских племён к концу среднеассирийского периода начали селиться и прочно обосновываться в пределах Ассирии. Люди, принадлежавшие к иноземным этническим группам, часто вносили свой вклад рабочей силой, нанимаясь на строительные работы. Хотя большинство из них, по-видимому, занимали более низкое положение в обществе, они также вносили вклад в развитие ассирийской культуры своими собственными культурными традициями[11].

Староассирийская цивилизация была относительно открытой в отношении того, кого считать ассирийцем; выполнение человеком своих обязанностей (например, военной службы), его принадлежность к Ассирийской империи и лояльность ассирийскому царю были основными факторами для того, чтобы считаться ассирийцем, а не язык или этническое происхождение[12]. Таким образом, вероятно, было несколько случаев постепенной ассимиляции некоторых завоёванных народов, которые уже через несколько поколений могли считать себя ассирийцами[12].

Язык[править]

 → Аккадский язык

Древние ассирийцы в основном говорили и писали на ассирийском языке, семитском языке (то есть родственном современным ивриту и арабскому), тесно связанном с вавилонским, на котором говорили в Южной Месопотамии[13]. И ассирийский, и вавилонский языки обычно рассматриваются современными учёными как отдельные диалекты аккадского языка[13][14][15][16]. Это современная конвенция, поскольку современные древние авторы считали ассирийский и вавилонский двумя отдельными языками[16]; только вавилонский назывался akkadûm, а ассирийский — aššurû или aššurāyu[17]. Хотя оба языка были написаны клинописью, знаки выглядят совершенно по-разному и могут быть относительно легко различимы[13].

Среднеассирийские тексты довольно скудны, а то, что известно, в основном происходит из библиотек в Ашшуре и Кар-Тукульти-Нинурте. Таким образом, многие этапы развития языка до сих пор плохо документированы. Хотя известно большое количество текстов XIII и XII веков до н. э., тексты после правления Тиглатпаласара I очень редки. Среднеассирийская форма ассирийского языка была не единственным языком, который использовался в Среднеассирийском царстве. Современный вавилонский диалект, хотя и использовался чаще всего в письмах, юридических и административных документах, часто применялся в царских надписях и литературе[18]. В текстах из царских архивов наиболее официальные документы, такие как законы, указы и описания коронаций, написаны на среднеассирийском языке, а вавилонский, как и в других случаях, использовался только для царских надписей и литературы[18]. В некоторых научных источниках древний шумерский язык использовался наряду с более современными версиями аккадского[19].

Система дорог[править]

Примерная карта дорожной системы среднеассирийского периода. Дороги, выделенные фиолетовым цветом, подтверждены археологическими находками, а дороги, выделенные красным цветом существовали по предположениям учёных[20]

В среднеассирийский период была создана сложная ассирийская имперская дорожная система[21]. Хотя обширные дорожные системы, вероятно, использовались и в более древних цивилизациях, таких как хетты и египтяне[21], среднеассирийская дорожная система является самой ранней из известных на Древнем Ближнем Востоке, её создание, возможно, связано с торговым опытом ассирийцев в предшествующий староассирийский период[22]. Дорожная система среднеассирийского царства была прямым предшественником сложных дорожных систем последующих новоассирийской, неовавилонской и ахеменидской империй[21].

Среднеассирийская дорожная система была создана в основном за счёт строительства объектов вдоль существующих маршрутов[21][23]. Современные ассирийские источники называют сеть дорог harran sarri («дороги царя»)[21]. Строительство новых и реконструкция старых дорог были весьма ограничены, вероятно, потому, что в этом не было необходимости, так как древние дороги в регионе всё ещё находились в хорошем состоянии. Достоверно установлено, что в этот период были построены только два каменных моста — в Хорсабаде и Ниневии, в других местах, возможно, использовались деревянные мосты. Новые сооружения, эстафетные станции или остановки для отдыха, обеспечивали питание, жильё для путешественников и дополнительных лошадей, если возникала необходимость[24]. Хотя расстояние между станциями не совсем ясно из сохранившихся источников[23], похоже, что многие станции были расположены на расстоянии друг от друга, равном примерно дневному пути на колеснице[24], вероятно, составляя интервалы около 30 километров[21].

Система дорог была важным фактором успеха Средней Ассирии, поскольку она улучшала каналы связи внутри империи[23]. Наиболее частыми пользователями дорог, по крайней мере, с точки зрения появления в сохранившихся источниках, были члены ассирийской администрации, курьеры чиновников и царские гонцы, иногда сопровождаемые конвоем для защиты. Известно также, что дорогами пользовались иностранные гонцы и частные лица, не связанные с ассирийским правительством, о чём свидетельствуют их появления в документах, описывающих предоставляемые им пайки. Многие путешественники передвигались в каретах или колесницах, но многие также шли пешком[23].

См.также[править]

Источники[править]

  1. Древний мир. Полная история. Глава 2. Ассирия (Серж Нонте, 2019). Проверено 12 января 2025.
  2. Медовичев А. Е. 2016. 02. 009. Мочалов М. Ю. Ассирийская держава. От города-государства - к империи. - М. : Вече, 2015. - 336 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. — 2016. — № 2.
  3. Социальные отношения. Д. Ч. Садаев.История древней Ассирии. История древней Евразии. oldevrasia.ru. Проверено 15 января 2025.
  4. 4,0 4,1 Jakob, 2017b, с. 155
  5. Fales, 2017, с. 402
  6. 6,0 6,1 6,2 Jakob, 2017b, с. 156
  7. Düring, 2020, с. 101
  8. Jakob, 2017b, с. 156–157
  9. 9,0 9,1 9,2 Jakob, 2017b, с. 157
  10. Michel, 2017, с. 81, 84
  11. 11,0 11,1 Jakob, 2017b, с. 158
  12. 12,0 12,1 Novák, 2016, с. 132
  13. 13,0 13,1 13,2 Radner, 2015, с. 2
  14. Düring, 2020, с. 39
  15. Garfinkle, 2007, с. 54
  16. 16,0 16,1 Luukko, Van Buylaere, с. 313
  17. Luukko, Van Buylaere, с. 314
  18. 18,0 18,1 Luukko, Van Buylaere, с. 315
  19. Wagensonner, 2018, с. 228
  20. Düring, 2020, с. 110
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 21,5 Düring, 2020, с. 109
  22. Düring, 2020, с. 140
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Jakob, 2017b, с. 151
  24. 24,0 24,1 Düring, 2020, с. 79

Литература[править]

  • Beaulieu Paul-Alain A History of Babylon, 2200 BC - AD 75. — Pondicherry: Wiley, 2018. — ISBN 978-1-4051-8899-9.
  • Breasted James Henry The Conquest of Civilization. — New York: Harper & Brothers Publishers, 1926.
  • Chen Fei Study on the Synchronistic King List from Ashur. — Leiden: BRILL, 2020. — ISBN 978-90-04-43091-4.
  • Düring Bleda S. The Imperialisation of Assyria: An Archaeological Approach. — Cambridge: Cambridge University Press, 2020. — ISBN 978-1-108-47874-8.
  • Elayi Josette Sargon II, King of Assyria. — Atlanta: SBL Press, 2017. — ISBN 978-1-62837-177-2.
  • Elayi Josette Sennacherib, King of Assyria. — Atlanta: SBL Press, 2018. — ISBN 978-0-88414-317-8.
  • Fales Frederick Mario The Two Dynasties of Assyria // From Source to History: Studies on Ancient Near Eastern Worlds and Beyond. — Münster: Ugarit Verlag, 2014. — ISBN 978-3-86835-101-9.
  • Fales Frederick Mario Assyrian Legal Traditions // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
  • Frahm Eckart The Neo-Assyrian Period (ca. 1000–609 BCE) // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
  • Galter Hannes D. Looking down the Tigris: the interrelations between Assyria and Babylonia // The Babylonian World. — London: Routledge, 2007. — ISBN 978-0-415-35346-5.
  • Garfinkle Steven J. The Assyrians: A New Look at an Ancient Power // Current Issues and the Study of the Ancient Near East. — Claremont: Regina Books, 2007. — ISBN 978-1-930053-46-5.
  • Gerster Georg The Past from Above: Aerial Photographs of Archaeological Sites. — Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2005. — ISBN 978-0-89236-817-4.
  • (2014) «On Courtiers in the Neo-Assyrian Empire: ša-rēši and mazzāz pāni». Altorientalische Forschungen 41 (2): 161–175. DOI:10.1515/aofo-2014-0015.
  • Jakob Stefan Daily Life in the Wild West of Assyria // Understanding Hegemonic Practices of the Early Assyrian Empire: Essays dedicated to Frans Wiggermann. — Leiden: Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten, 2015. — ISBN 978-90-6258-336-2.
  • Jakob Stefan The Middle Assyrian Period (14th to 11th Century BCE) // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
  • Jakob Stefan Economy, Society, and Daily Life in the Middle Assyrian Period // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
  • James E. O. The Tree of Life: An Archaeological Study. — Leiden: BRILL, 2018. — ISBN 978-90-04-01612-5.
  • Kertai, David (2013). «The Queens of the Neo-Assyrian Empire». Altorientalische Forschungen 40 (1): 108–124. DOI:10.1524/aof.2013.0006.
  • Kertai, David (2020). «Libbali-sharrat in the Garden: An Assyrian Queen Holding Court». Source: Notes in the History of Art 39 (4): 209–218. DOI:10.1086/709188.
  • Koliński Rafał Making Mittani Assyrian // Understanding Hegemonic Practices of the Early Assyrian Empire: Essays dedicated to Frans Wiggermann. — Leiden: Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten, 2015. — ISBN 978-90-6258-336-2.
  • Lambert, W. G. (1983). «The God Aššur». Iraq 45 (1): 82–86. DOI:10.2307/4200181.
  • Lewy Hildegard Assyria c. 2600–1816 BC // The Cambridge Ancient History: Volume I Part 2: Early History of the Middle East. — 3rd. — Cambridge: Cambridge University Press, 1971. — ISBN 978-0-521-07791-0.
  • Llop, Jaume (2012). «The Development of the Middle Assyrian Provinces». Altorientalische Forschungen 39 (1): 87–111. DOI:10.1524/aofo.2012.0007.
  • Luukko Mikko, Van Buylaere Greta Languages and Writing Systems in Assyria // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
  • Maul Stefan M. Assyrian Religion // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
  • Merrill Eugene, Rooker Mark F. The World and the Word: An Introduction to the Old Testament. — Nashville, Tennessee: B&H Publishing Group, 2011. — ISBN 978-0-8054-4031-7.
  • Michel Cécile Economy, Society, and Daily Life in the Old Assyrian Period // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
  • Novák Mirko Assyrians and Arameans: Modes of Cohabitation and Acculuration at Guzana (Tell Halaf) // Assyria to Iberia: Art and Culture in the Iron Age. — New York: Metropolitan Museum of Art, 2016. — ISBN 978-1-58839-606-8.
  • Parker, Bradley J. (2011). «The Construction and Performance of Kingship in the Neo-Assyrian Empire». Journal of Anthropological Research 67 (3): 357–386. DOI:10.3998/jar.0521004.0067.303. ISSN 0091-7710.
  • Phillips Charles The Ancient World in Minutes. — London: Quercus, 2018. — ISBN 978-1-63506-109-3.
  • Radner Karen Ancient Assyria: A Very Short Introduction. — Oxford University Press, 2015. — ISBN 978-0-19-871590-0.
  • Schaudig Hanspeter Cult Centralization in the Ancient Near East? Conceptions of the Ideal Capital in the Ancient Near East // One God – One Cult – One Nation: Archaeological and Biblical Perspectives. — Göttingen: Walter de Gruyter, 2010. — ISBN 978-3-11-022357-6.
  • Spurrier, Tracy L. (2017). «Finding Hama: On the Identification of a Forgotten Queen Buried in the Nimrud Tombs». Journal of Near Eastern Studies 76 (1): 149–174. DOI:10.1086/690911.
  • Veenhof Klaas R. The Old Assyrian Period (20th–18th century BCE) // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
  • Wagensonner Klaus Sumerian in the Middle Assyrian Period // Multilingualism, Lingua Franca and Lingua Sacra. — Berlin: Max Planck Institute for the History of Science, 2018. — ISBN 978-3-945561-13-3.
  • Yamada Shigeo The Transition Period (17th to 15th century BCE) // A Companion to Assyria / E. Frahm. — Hoboken: John Wiley & Sons, 2017. — ISBN 978-1-118-32524-7.
 
Периоды
Раннеассирийский
Староассирийский
Среднеассирийский
Новоассирийский
Власть
Археологические памятники
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Общество Среднеассирийского царства», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».