Исаак Вульфович Штейн

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Исаак Вульфович Штейн

Деятель страны
589 1486420746.jpg
Флаг Помощник начальника СПО ГУГБ
НКВД СССР








Дата рождения
1904
Дата смерти
28 октября 1936 года







Военная служба

Звание
Майор государственной безопасности


Награды и премии

Почётный сотрудник госбезопасности

Исаак Вульфович Штейн — деятель советских спецслужб, майор государственной безопасности[1].

Биография[править]

Родился в 1904 году в семье рабочего-печатника.

Работал в Иваново-Вознесенске в комсомольских органах и в печати.

С 1919 года — на руководящей работе в Туркестане: секретарь крайкома КСМ — редактор журнала «Юный коммунист», корреспондент РОСТА, секретарь краевой ЧК по посевной кампании.

В 1920 году вступил в РКП(б).

По 1928 год учился в Институте народного хозяйства в Москве.

С 1928 года — пропагандист парткома текстильной фабрики в Иваново.

С 1925 года служил в ВЧК — ОГПУ — НКВД. Уполномоченный, в 1929—1931 годах — начальник секретного отдела, секретно-политичского отдела (СО-СПО) и заместитель полпреда ОГПУ по Ивановской промышленной области (ИПО).

С 1931 года — начальник СПО ПП ОГПУ по Северному краю.

Затем, до 1934 года — начальник СПО ПП ОГПУ по Казахстанской ССР.

До 5 октября 1934 года — начальник 1-го отделения — помощник начальника СПО ГУГБ НКВД СССР Г. Молчанова (бывшего полпреда ОГПУ в ИПО)[2].

С 5 октября 1934 года по 1936 годах — помощник начальника СПО ГУГБ НКВД и 1 отделения СПО ГУГБ НКВД СССР[3].

5 декабря 1935 года — майор ГБ[4].

Во время подготовки показательного процесса над Г. Зиновьевым и Л. Каменевым заместитель начальника секретно-политического отдела НКВД Исаак Штейн получил указание Генриха Ягоды разыскать в архивах НКВД документы о бывших офицерах Охраны, которых предполагалось использовать в качестве свидетелей. По требованию Сталина, эти офицеры должны были подтвердить, что завербовали «двурушников» — Зиновьева и Каменева. Штейну было поручено просмотреть бумаги в кабинете В. Менжинского, который до сих пор оставался опечатанным после его смерти. По своей должности Штейн, как и расстрелянный в 1929 году Рабинович, имел доступ к бумагам главы Лубянки.

В кабинете Менжинского Штейн нашёл документы, которые свидетельствовали о том, что Сталин был агентом царской охранки: имелось письмо полковника Еремина директору Департамента полиции Белецкому с описанием карьеры Джугашвили в Охране. Нашлось письмо Джугашвили товарищу министра внутренних дел Золотареву с просьбой сместить Малиновского и назначить его главным агентом Охраны в большевистской партии.

Работая в архиве царской охранки, Штейн обнаружил в папке заместителя начальника департамента полиции Виссарионова фото его агента. К своему ужасу Штейн узнал на этой фотографии молодого Сталина. Кроме фото он обнаружил множество донесений и писем, написанных Сталиным, почерк которого Штейн отлично знал. Он провел тщательную экспертизу. Сомнений не было: великий вождь в прошлом был агентом царской охранки[5].

Штейн не стал сигнализировать о находке начальству, а прямо с папкой отправился в Киев к своим друзьям по Гражданской войне: наркому НКВД Украины В. Балицкому и его заместителю З. Кацнельсону. Балицкий доложил о находке М. Тухачевскому и Я. Гамарнику, а те ввели в курс дела командующего Киевским военным округом И. Якира (по другой, весьма правдоподобной версии, именно Якиру Штейн первому из военных и показал документы, а уже Якир ввёл в курс дела Тухачевского, Гамарника и Корка), командующего Белорусским военным округом И. Уборевича и начальника Управления кадров наркомата обороны Б. Фельдмана, секретарей ЦК Компартии Украины С. Косиора и П. Постышева. Было решено свергнуть, предать суду и казнить замаскированного врага народа и шпиона Сталина.

Однако, генералы мешкали, заговор ширился, и Сталину, прослушавшему всю элиту, стало известно, что компрометирующие его документы видел М. Томский — лидер советских профсоюзов. Вскоре, он был убит или покончил с собой, как утверждалось:

Газета «Правда» от 23 августа 1936 года сообщала: «ЦК ВКП(б) извещает, что кандидат в члены ЦК ВКП(б) М. П. Томский, запутавшийся в своих связях с контрреволюционными и троцкистско-зиновьевскими террористами, 22 августа на своей даче в Болшево покончил жизнь самоубийством».

28 октября 1936 года Штейн якобы застрелился в служебном кабинете.

В конечном итоге, Тухачевский и другие военачальники не успели убрать врага народа Сталина, и сами были арестованы и расстреляны.

Однако, честный чекист Александр Михайлович Орлов, также тайный информатор и сторонник Л.Д. Троцкого, знал о случившемся (он был не только знакомым Штейна, но и двоюродным братом вышеупомянутого Кацнельсона, который и сообщил ему эту историю в феврале 1937 года, за 4 месяца до ареста Тухачевского и других маршалов и командармов) и рассказал об этом на Западе. Но даже Орлов мало что знал, что произошло. В Испании С. Шпигельглас рассказал ему лишь следующее:

Это был настоящий заговор! Об этом можно судить по панике, охватившей руководство: все пропуска в Кремль были вдруг объявлены недействительными, наши части подняты по тревоге! Как говорил Фриновский, "всё правительство висело на волоске" невозможно было действовать как в обычное время — сначала трибунал, а потом уж расстрел. Их пришлось вначале расстрелять, потом оформить трибуналом!

В целом на основании Орлова можно сделать следующий вывод:

Якир вылетел с документами в Москву к Тухачевскому. Посовещавшись с другими близкими им военачальниками, они решили собрать в Москве совещание и арестовать Сталина. Однако круг посвященных в заговор оказался довольно широк и «красные маршалы» не в полной мере знали об иезуитской системе доносов и прослушивания, которая уже тогда пронизывала все сферы жизни в СССР, и о нем тут же доложили Сталину. Все замешанные в заговоре лица были схвачены и расстреляны еще до суда. Позднее был расстрелян и Косиор, а потом и Ягода, и Ежов, руководившие расстрелами. Расстрелян был и Зиновий Канцельсон, а Штейн покончил жизнь самоубийством. Охваченный паникой Сталин приказал уничтожить не только самих заговорщиков, но и практически все руководство Красной армии.

В 1956 году журнал «Life» опубликовал статьи Орлова на эту тему. Многие результаты его исследования вошли в книгу «Был ли Сталин агентом Охранки? Сборник статей, материалов и документов. Редактор и составитель доктор исторических наук Ю. Фельштинский», а также в книгу О. Шатуновской.

Источники[править]

  1. В.Абрамов. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. М., Яуза - Эксмо, 2005.
  2. Приказ НКВД СССР № 1070 от 05.11.1936
  3. Приказ НКВД СССР № 810 от 05.09.1936
  4. Приказ НКВД СССР № 810 от 05.12.1935
  5. София Черняк. НОЧЬ ЖИЗНИ И СМЕРТИ СТАЛИНА