Яков Саулович Агранов
Яков Саулович Агранов
Предшественник | Генрих Григорьевич Ягода |
Преемник | Михаил Петрович Фриновский |
Дата рождения | 12 октября 1893 года |
Место рождения | Российская империя |
Дата смерти | 1 августа 1938 года |
Место смерти | Москва, СССР |
Звание | ![]() |
Яков Саулович Агранов (Янкель Шмаевич Соренсон, Янкель Шмаевич-Шевелевич Сорензон) — советский государственный деятель, комиссар госбезопасности 1-го ранга[1].
Содержание |
[править] Ранние годы
Янкель Сорензон родился 12 октября 1893 года в м. Чечерск, Могилёвская губерния, в семье мещан Шмая (Шмулика), сначала работавшего в лавке торговца Иосифа Мандельштама, а затем открывшего в Гомеле бакалейный магазин, и благочестивой Ципы Сорензон; имел братьев Абрама, Мордехая и Исаака и сестру Соню (по другим данным, имел 4 сестры). Шмулик Сорензон во время Гомельского погрома состоял в еврейской самообороне.
В Чечерске окончил 4-х классное городское училище.
Псевдоним Агранов выбрал себе в память об активисте «Бунда» Янкеле-Мойше Агранове, погибшем 14 мая 1905 года в возрасте 17 лет, когда в составе гомельского отряда еврейской самообороны участвовал в революционных беспорядках.
В 1912 году, работая конторщиком в Гомеле на лесном складе И. Левина, вступил в Партию социалистов-революционеров (партию эсеров), и активно участвовал в революционной деятельности.
В 1914 год — член Гомельского комитета партии социалистов-революционеров.
С началом Первой мировой войны был призван на военную службу, однако вскоре демобилизован по состоянию здоровья (эпилепсия).
В 1915 году вступил в РСДРП(б) и принял участие в активной большевистской антивоенной агитации среди солдат — в Гомеле в то время располагался большой воинский пересыльный пункт.
25 апреля 1915 года арестован (то ли за антивоенную агитацию, то ли за то, что ограбил кассу).
В мае 1915 года осуждён и сослан в Енисейскую губернию, где подружился со Сталиным.
6 марта (19 марта) 1917 года, после Февральской революции, Сталин и Агранов были амнистированы.
[править] Карьера
С апреля 1917 года — секретарь Полесского областного комитета РСДРП(б).
С февраля 1918 года по январь 1919 года — секретарь Совета Народных Комиссаров РСФСР.
Даже В.И. Ленин считал товарища Агранова «компетентным человеком» по многим вопросам и к его мнению прислушивался.
С мая 1919 года по 1920 год — уполномоченный Особого отдела ВЧК при Совета Народных Комиссаров РСФСР.
Затем, до декабря 1920 года — заместитель начальника Управления Особого отдела ВЧК при СНК РСФСР.
В 1921 году — секретарь Малого Совнаркома и особоуполномоченный секретно-оперативного управления ВЧК. В этом качестве руководил расследованием обстоятельств Кронштадтского восстания, крестьянского восстания Антонова, дела Петроградской боевой организации В.Н. Таганцева и других. Кроме того, по поручению В.И. Ленина и Дзержинского тов. Агранов составлял списки лиц, подлежащих к высылке из РСФСР.
С 1 января по 28 апреля 1921 года — начальник XVI-го специального отделения Особого отдела ВЧК при СНК РСФСР.
С 28 апреля 1921 года по 2 ноября 1922 года — особоуполномоченный по важнейшим делам при начальнике Секретно-оперативного управления ВЧК при СНК — ГПУ НКВД РСФСР.
В 1921 году разоблачил и расстрелял поэта Николая Гумилева.
С 2 ноября 1922 года по 1 февраля 1923 года — начальник Особого бюро по делам административной высылки антисоветских элементов и интеллигенции Секретно-оперативного управления ГПУ НКВД РСФСР.
С 1 февраля по 15 октября 1923 года — особоуполномоченный по важнейшим делам при начальник Секретно-оперативного управления ГПУ НКВД РСФСР.
С 24 мая 1923 года по 26 октября 1929 года — заместитель начальника Секретного отдела ОГПУ при СНК СССР.
Курировал творческую интеллигенцию, дружил (по сути, следил) со многими знаменитыми писателями, поэтами и артистами. Был близко знаком со В. Маяковским, Л. Авербахом и Б. Пильняком.
В 1924 году раскрыл «Центр действий ордена русских фашистов», по делу которого в 1925 году расстрелял поэта Алексея Ганина и ещё 5 антисоветчиков.
С 26 октября 1929 года по 14 марта 1931 года — начальник Секретного отдела ОГПУ при СНК СССР.
С 24 мая 1930 года по 14 марта 1931 года — помощник начальника Секретно-оперативного управления ОГПУ при СНК СССР.
С 14 марта по 1 сентября 1931 года — начальник Секретно-политического отдела ОГПУ при СНК СССР.
С 31 июля 1931 года по 20 февраля 1933 года — член коллегии ОГПУ при СНК СССР.
С 1 сентября 1931 года по 20 февраля 1933 года — полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по Московской области.
С 22 октября 1931 года по 11 июня 1932 года — начальник Особого отдела Московского военного округа.
С 20 февраля 1933 года по 10 июля 1934 года — заместитель председателя ОГПУ при СНК СССР.
В феврале 1934 года на XVII съезде ВКП(б) избран членом Центральной ревизионной комиссии ВКП(б).
С 10 февраля 1934 года по 20 июля 1937 года — член Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б).
С 10 июля 1934 года по 15 апреля 1937 года — первый заместитель народного комиссара внутренних дел СССР Генриха Ягоды.
С марта по 10 декабря 1934 года — вр. и. д. Управления НКВД по Ленинградской области.
В декабре 1934 года руководил следствием по делу об убийстве Сергея Кирова и был назначен временным начальником Управления НКВД Ленинградской области. Вместе с Г. Ягодой и Н. Ежовым т. Агранов был одним из организаторов процесса над Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым. Яков Агранов подготовил материалы для главных политических процессов 1930-х годов. При этом, фактически вступил в заговор против наркома внутренних дел НКВД Ягоды с Ежовым, так как т. Ягода мягко саботировал линию Сталина на увязывание убийства Кирова с деятельностью бывших оппозиционеров.
Существует версия, что Агранов и организовал по тайному распоряжению Сталина ликвидацию Кирова. Эту версию подтверждает косвенно Александр Михайлович Орлов, который писал:
Но наиболее подозрительным, что подтверждало слухи, будто Киров был «ликвидирован» самими властями, выглядел сталинский приказ Агранову и Миронову: очистить Ленинград от «кировцев»[2].
С 23 августа 1935 года организовывал замену звёздами имперских орлов на башнях Кремля, производившуюся силами НКВД, для чего истребовал на звёзды 67,9 кг золота. К ноябрю 4 звезды были установлены на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, но оказались «вредительскими», и в 1937 году их заменили рубиновые звёзды-светильники.
26 ноября 1935 года — комиссар государственной безопасности 1-го ранга.
В 1936 году т. Агранов на совещании в НКВД сообщал:
Ежов вызвал меня к себе на дачу. Надо сказать, что это свидание носило конспиративный характер. Ежов передал указание Сталина на ошибки, допускаемые следствием по делу троцкистского центра, и поручил принять меры, чтобы вскрыть троцкистский центр, выявить явно невскрытую террористическую банду и личную роль Троцкого в этом деле. Ежов поставил вопрос таким образом, что либо он сам созовёт оперативное совещание, либо мне вмешаться в это дело. Указания Ежова были конкретны и дали правильную исходную нить к раскрытию дела.
С 26 декабря 1936 года по 15 апреля 1937 года — начальник ГУГБ НКВД СССР. Активное участвовал в подготовке Второго московского процесса, следствии по делу М. Рютина и других членов рютинской оппозиции.
С 15 апреля по 17 мая 1937 года — начальник IV-го отдела ГУГБ НКВД СССР.
С 15 апреля по 17 мая 1937 года — заместитель народного комиссара внутренних дел СССР.
С 17 мая по 20 июля 1937 года — начальник Управления НКВД по Саратовской области.
[править] Опала и казнь
Уже в апреле 1937 года Ежов сигнализировал Сталину, что на Агранова от бдительных чекистов поступают доносы о его симпатиях к Троцкому, и что он проводил вечера в компании с Каменевым, Бухариным и Радеком, когда они находились под следствием.
Из Саратова т. Агранов написал Сталину письмо, в котором призывал арестовать изобличённых им врагов народа — Крупскую и Маленкова, в то время заведующего отделом руководящих парторганов ЦК. В свою очередь Маленков, вместе с членом Политбюро А.А. Андреевым, из Саратова, куда летом 1937 года его послал Сталин для чистки местного руководства, предложил арестовать Агранова.
Агранов писал покаянные письма Сталину, признал себя виновным в принадлежности к антисоветской троцкистской организации и только просил пощадить семью, себя же призывал поскорее расстрелять, так как на следствии его нещадно били, и подвергали чудовищным пыткам.
1 августа 1938 года расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР на полигоне «Коммунарка».
Никита Хрущев так говорил про чекиста Агранова:
Яков Агранов, замечательный человек, твердый чекист. Раньше он работал в Секретариате у Ленина. Честный, спокойный, умный человек. Мне он очень нравился. Потом он был особоуполномоченным по следствию, занимался делом Промпартии. Это, действительно, был следователь! Он и голоса не повышал при разговорах, а не то чтобы применять пытки. Арестовали и его и тоже казнили.
Однако, реабилитирован в октябре 1955 года Главной военной прокуратурой СССР Агранов не был, так как
Материалами дела и дополнительной проверкой полностью доказана вина Агранова в систематическом нарушении социалистической законности в период его работы в органах НКВД.
И только 22 января 2013 года реабилитирован решением Главной военной прокуратуры. Впрочем, 27 августа 2013 года Верховный суд России отменил решение о реабилитации Агранова.
Жена — Валентина Александровна Кухарева — была расстреляна 26 августа 1938 года.
[править] Источники
- Родившиеся 12 октября
- Родившиеся в 1893 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Российской империи
- Умершие 1 августа
- Умершие в 1938 году
- Умершие в Москве
- Комиссары государственной безопасности 1-го ранга
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Награждённые знаком Почётный сотрудник госбезопасности
- Расстрелянные и похороненные на полигоне «Коммунарка»
- Казнённые политики
- Репрессированные в СССР
- Политические псевдонимы
- Революционеры России
- Эсеры
- Чекисты
- Члены КПСС
- Члены ЦРК КПСС
- Персоналии:Спецслужбы СССР
- Начальники ГУГБ НКВД СССР
- Начальники отделов ГУГБ НКВД СССР
- Ашкеназы
- Военачальники-евреи
- Евреи-полководцы в российской и советской армии
- Евреи в СССР
- Евреи в Белоруссии
- Члены ЦИК СССР
- Сотрудники НКВД
- Нереабилитированные
- Евреи-политики
- Заместители министра