Троцкий в Свияжске (1918)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Л.Д. Троцкий — создатель Красной Армии.

Троцкий в Свияжске — период Гражданской войны, в ходе которой Лев Троцкий бил белых в боях за Казань; считается поворотной точкой войны, в которой Троцкому удалось решительными мерами, включавшими беспощадные расправы над дезертирами, шкурниками и колеблющимися элементами привести Красную Армию в боеспособное состояние[1].

Общие сведения[править]

6 августа 1918 года малочисленные белые войска с ходу захватили Казань. Хотя наркомвоенмор (с 14 марта того же года) Л.Д. Троцкий и не имел военного опыта и образования, как и другие лидеры советской республики, но всем было ясно, что потеря Казани является стратегической угрозой для советского режима: советы теряли контроль над жизненно важным Волжским речным путём, а белая армия приблизилась к Москве. Битва за Казань была решающей во всей Гражданской войне[2].

Троцкий лично прибыл в главный штаб Восточного фронта РККА, расположенный в Свияжске. Здесь Лев Давидович сразу понял причины неудачи РККА — бойцы, либо по трусости, либо из-за нежелания воевать за большевиков, либо по сразу двум этим причинам, бежали с поля боя. В отличие от других лидеров советской республики (Сталин и вся военная оппозиция), Троцкий считал, что армия должна строиться на профессиональной основе; что командовать ей должны профессионалы, но важнейшей проблемой тогда было отсутствие дисциплины.

Нарком по военным и морским делам Троцкий, хотя, как указано выше, никаким военачальником и даже солдатом ранее не был, но удивительным образом, он сумел не только разгадать причину поражения, но и нашёл панацею — массовыми расстрелами он укрепил дисциплину. Троцкий отдал под трибунал председателя полкового комитета 4-го Латышского советского полка Озола.

Тем временем белогвардейцы, узнав о прибытии Троцкого, атаковали поезд силами отряда в 1 200 бойцов при поддержке 3 артиллерийских орудий. При неожиданной атаке белых красноармейский 2-й Петроградский полк бежал, силой захватив по дороге пароход на Волге, советский бронепоезд «Свободная Россия» был брошен, и уничтожен белыми. Комиссар бронепоезда Машкевич в самый разгар боя отправился в штаб «для доклада».

Охрана Льва Троцкого сумела отбить это нападение, после чего разъярённый Троцкий устроил в самовольно бежавшем с поля боя 2-м Петроградском полку показательную децимацию: расстрелял каждого десятого бойца. Бежавшие с поля боя были расстреляны. Были расстреляны командир полка Гнеушев, его комиссар Пантелеев, и все коммунисты; в общей сложности было ликвидировано всего лишь 41 человек, но красноармейцы пришли от этого в чувство. Тела казнённых шкурников выбросили в Волгу, поутюжив их винтами катеров. Казнённые были в основном петроградскими рабочими — полиграфистами, не обученные даже азам военного дела[3]. Сам Лев Давидович так назвал проведённую экзекуцию: «к загнившей ране было приложено каленое железо».

Наряду с расправами, Троцкий, понимавший, что командовать должны военные специалисты, главнокомандующим Восточного фронта назначил (ещё в июле) полковника царский армии Иоакима Вацетиса, который командовал до этого дивизией латышских стрелков.

11 августа 1918 года Троцкий отдал приказ № 18, гласивший, что в случае самовольного отступления «первым будет расстрелян комиссар части, вторым — командир. Мужественные, храбрые солдаты будут награждены по заслугам и поставлены на командные посты. Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули».

31 августа 1918 года в приказе № 31 Лев Давидович объявил о расстреле 20 человек из состава самовольно отступивших частей 5-й армии, вместе с командирами и комиссарами были расстреляны все выявленные симулянты.

Каппелевец В.О. Вырыпаев писал:

8-го августа на красный фронт прибыл комиссар по военным делам Лев Троцкий. Он нашёл красную армию в состоянии полного развала, паники и деморализации и начал полную реорганизацию. Его методами были непрестанная пропаганда среди красных войск, усиление организационной работы и беспощадные меры по отношению к дезертирам и трусам. Во время своего пребывания в Свияжске он издал приказ о том, что комиссары и командиры бегущих с фронта отрядов будут расстреливаться на месте. Ждать первого случая применения этого приказа долго не пришлось: отряд петроградских рабочих, неопытных, не пристрелянных, был атакован одной из наших групп и постыдно бежал, и не только бежал, но захватил пароход, на котором рабочие-солдаты намеревались доехать до Нижнего Новгорода. Троцкий окружил этот пароход судами Волжской речной флотилии, оставшимися верными советам, заставил повстанцев сдаться и расстрелял на месте не только командира и комиссара отряда, но каждого десятого солдата. В боях под Казанью он расстрелял более двадцати красных командиров, неспособных занимать свои должности. Он не щадил никого. В войсках вводилась такая дисциплина, какой не было и в старой армии.

Исследователь Александр Дерябин отмечает, что в период нахождения в Свияжске наркомвоенмор предложил в качестве борьбы с дезертирством отличительные знаки:

Предлагаю как меру наказания ввести для армии и флота черные воротники для дезертиров, возвращенных в части, для солдат, отказавшихся от выполнения приказа, чинивших разгром и прочее. Солдаты и матросы с черными воротниками, пойманные на втором преступлении, подвергаются удвоенной каре. Черные воротники снимаются только в случае безупречного поведения или воинской доблести.

Ричард Пайпс отмечает дисциплину, которую установил Л.Д. Троцкий:

Драконовские меры [в Красной Армии] превосходили по жестокости все, что было когда-либо известно в царской армии времен крепостничества. Ничего подобного не практиковалось и у белых в армии: солдат, дезертировавших из Красной Армии и оказавшихся у белых в плену, поражало там отсутствие дисциплины.

Почти одновременно с Троцким в Свияжск прибыла Лариса Михайловна Рейснер, которая написала статью про этот эпизод Гражданской войны[4].

С.И. Гусев отмечал:

Приезд тов. Троцкого внес решительный поворот в положение дел. В поезде тов. Троцкого на захолустную станцию Свияжск прибыли твердая воля к победе, инициатива и решительный нажим на все стороны армейской работы. С первых же дней и на загроможденной тыловыми обозами бесчисленных полков станции, где ютились политотдел и органы снабжения, и в расположенных впереди - верстах в 15 - частях армии почувствовали, что произошел какой-то крутой перелом.
Прежде всего, это сказалось в области дисциплины. Жесткие методы тов. Троцкого для этой эпохи партизанщины, самовольщины, недисциплинированности и кустарнической самовлюбленности были прежде всего и наиболее всего целесообразны и необходимы. Уговором ничего нельзя было сделать, да и времени на это не было. И в течение тех 25 дней, которые тов. Троцкий провел в Свияжске, была проделана огромная работа, которая превратила расстроенные и разложившиеся части 5-й армии в боеспособные и подготовила их к взятию Казани[5].

В. Краснов и В. Дайнес в книге «Неизвестный Троцкий: Красный Бонапарт» подчёркивают, что Л.Д. Троцкий, при всей своей «жестокости», действовал законно, опираясь на одобрение ЦК «и (действуя) при помощи революционных трибуналов».

В течение августа Лев Давидович стягивал к Свияжску корабли. 27 августа в 7:30 Троцкий поднял свой флаг на миноносце «Прочный», который вечером того же дня едва не был уничтожен белогвардейскими орудиями.

После покушения Фани Каплан на Ленина 30 августа 1918 года Троцкий выехал в Москву, однако, убедившись, что, несмотря на серьёзность ранения, жизнь вождя вне опасности, 2 сентября он выехал обратно, и участвовал в штурме Казани.

Сосредоточенная Львом Давидовичем под Казанью группировка Красной Армии превосходила капеллевцев, по меньшей мере, в 2 раза. Правда, красноармейские части отличались, в целом, слабой боеготовностью, в то время как костяк капеллевцев состояли бывшие ударники и царские офицеры с большим военным опытом.

Перед штурмом Лев Давидович направил «трудовому населению» Казани воззвание, в котором предлагал во избежание жертв заблаговременно эвакуироваться из города, вывезя в первую очередь детей. Народная армия Комуча действительно провела эвакуацию, но кроме беженцев, белогвардейцы вывезли с собой половину золотого запаса Российской империи, захваченную белыми в Казани.

К 10 сентября 1918 года Казань была освобождена Красной Армией, белые части В.О. Каппеля и А.П. Степанова были разбиты и отброшены от города.

Заняв Казань, красные без лишних проволочек расстреляли всех монахов Зилантова монастыря, были и другие ликвидации врагов[6]

Развивая полученный опыт, товарищ Троцкий сделал прорыв в военной науке создав загранотряды и штрафбаты — оба этих шедевра военной мысли несправедливо приписываются зачастую Сталину и/или Гитлеру, хотя первым их ввёл именно т. Троцкий. Сталин, как и многое другое, позаимствовал эти идеи, так Ричард Пайпс пишет, что именно Льву Троцкому принадлежит и изобретение в августе 1919 года на Южном фронте заградотрядов, использовавшихся для расстрела самовольно отступавших частей. Исследователи В. Краснов и В. Дайнес утверждают, что заградотряды начали применяться ещё раньше. Все положения сталинского приказа 1942 года «Ни шагу назад!» практически представляют собой копию приказа Троцкого № 65 по Южному фронту от 24 ноября 1918 года, в котором приписывалось расстреливать не только дезертиров, но также укрывателей дезертиров, и тех, кто подговаривает других к самовольному отступлению и дезертирству. Приказ требовал сжигать дома укрывателей дезертиров, разместить в прифронтовой полосе заградительные отряды для поимки дезертиров, а от комбедов требовалось два раза в сутки устраивать облавы. Подписав этот приказ, Троцкий доложил председателю совнаркома В.И. Ленину и председателю ВЦИК Я.М. Свердлову, что «объявлен приказ, возлагающий ответственность за дезертиров на совдепы, комбеды и домохозяев. Первые расстрелы уже произвели впечатление. Надеюсь, что перелом будет достигнут в короткий срок».

К слову сказать, сам Ильич в период сражения за Казань отправил Троцкому 10 сентября 1918 года следующую телеграмму:

Удивлен и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщённое мне, что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города, и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление, раз только верно, что Казань в железном кольце[7].

В сентябре 1918 года РККА отбила у капеллевцев Симбирск, 7 октября была захвачена Самара, в ноябре было подавлено антибольшевистское восстание рабочих Ижевского и Воткинского заводов; остатки мятежников отступили на восток, но до перелома в в Гражданской войне на Восточном фронте было ещё далеко. Слабые эсеровские правительства оказались неспособны организовать эффективное сопротивление большевизму. В ноябре 1918 года к власти в Сибири пришёл Александр Васильевич Колчак, ставший гораздо более опасным врагом.

См. также[править]

Источники[править]

 
Войны Троцкого

Революция 1905 годаВ 1917 годуГражданская война в РоссииВо главе Красной АрмииВосстание левых эсеровВ Свияжске (1918)Заградительные отряды и штрафбатыЦарицынский конфликтПроект похода в Индию (1919)Советско-польская войнаТамбовское восстаниеКрасный террорКронштадтское восстаниеТроцкий и экспорт революцииВойна с басмачамиЛевая оппозиция в ВКП(б)Троцкистская демонстрация 7 ноября 1927 годаСсылка в Алма-АтеЧетвёртый интернационалГражданская война в ИспанииТроцкий и Сталин (Сталин о Троцком) • Троцкистско-зиновьевский блокДело «антисоветской троцкистской военной организации»ВредительствоУбийство

У власти

Троцкий и ЛенинНа посту наркоминделаДуумвират со СвердловымТроцкий на съездах партииТроцкий на посту наркома путей сообщенияУ власти в начале 1920-хКонцлагеря · СверхиндустриализацияТроцкий и еврейский вопрос в СССРТрудовые армии · В науке и промышленности СССРДискуссия о профсоюзахНожницы ценДнепрогэсРККАКульт личности (Троцк)

Идеологическое наследие

Идеи по развитию экономики СССРКниги и статьиВ путиБюллетень оппозицииКрасная Армия всех сильнейПрофессиональный революционерТроцкизмТеория перманентной революцииТеория деформированного рабочего государстваТроцкий и АрменияТроцковедениеТроцкий и сионизмИсторик

Женщины Троцкого

А.Л. СоколовскаяН.И. СедоваЛ.М. РейснерКлэр ШериданКристина КалоФрида Кало

Родственники

Давид АксельродЮлия АксельродАлександр БронштейнАнна БронштейнБорис БронштейнВалерий БронштейнДавид БронштейнЯков БронштейнЗинаида ВолковаЭстебан Волков БронштейнНора ВолковаАбрам ЖивотовскийИлларион ЖивотовскийТимофей ЖивотовскийВера ИнберАлександр КаменевЛев КаменевОльга КаменеваЮлий МартовЖанна МолиньеНина НевельсонБронислава ПоскрёбышеваЛев СедовСергей СедовСемён СемковскийГенриетта РубинштейнИона Якир