Версия о еврейских корнях Михаила Лермонтова

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Версия о еврейских корнях Михаила Лермонтова — совокупность сведений о том, что среди предков Михаила Лермонтова могли быть евреи. Достоверно подтвержденных еврейских предков у Лермонтова нет (существуют версии, что биологическим отцом поэта мог быть еврей).

Общая информация[править]

По официальным данным, поэт родился в семье Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и его супруги Марии Михайловны (в девичестве Арсеньева, 1795—1817).

Однако, имелись версии о том, что мать поэта могла родить его от постороннего мужчины — «подленькие версии поддерживали то И. Л. Андроников (о французском еврее-лекаре)»[1].

В том числе высказывалась и версия о биологическом отце-еврее Михаила Юрьевича. Популяризатором данной версии является небезызвестный израильский историк Савелий Юрьевич Дудаков. Вот что он пишет:

Уникальные сведения о происхождении поэта автору этих строк сообщил в 1964 г. пушкинист Виктор Азарьевич Гроссман (автор нашумевшего романа «Арион»). При этом он ссылался и на Ираклия Андроникова как человека, знавшего эту тайну. Отцом Михаила Юрьевича якобы был французский еврей Ансельм Леви (Levis), личный врач бабки поэта Арсеньевой[2].

Версия такова:

Существует легенда, что 16-летняя Мария Арсеньева, мать поэта, зачала сына от придворного доктора-еврея, а поскольку брак православной и еврея в те времена был немыслим, её, чтобы спасти честь семьи, выдали за спившегося офицера-шотландца. В биографиях поэта говорится, что шотландец был от семьи отстранён, зато при мальчике в детстве присутствовал «французский врач» Ансельм Левис. Сохранившиеся изображения доктора — маленького черноволосого человека, на которого удивительно похож гениальный поэт, версию не разрушают[3].

Александр Лейзерович пишет:

Якобы в действительности биологическим отцом Лермонтова был французский еврей Ансельм Леви́, домашний врач бабки поэта — Арсеньевой, и ссоры между родителями поэта, одна из которых кончилась тем, что Юрий Петрович ударил Марию Михайловну, что привело к фактическому разрыву между ними и её болезни, ставшей фатальной, были обусловлены не столько легкомыслием и изменами отца, его увлечением некоей немкой-гувернанткой, как принято было считать в советском лермонтоведении, а совсем даже наоборот — неверностью матери поэта. Вспоминают и о «восточных чертах» внешности поэта, на которые обращал внимание Гончаров: «Тут был и Лермонтов…- смуглый, одутловатый юноша как будто восточного происхождения, с чёрными выразительными глазами»[4].

Израильские учёные Моше Надир и Арон Черняк разделяют версию о еврейском происхождении Лермонтова[5][6][7][8]. Лермонтовед Ираклий Андроников утверждал, что отцом Михаила Юрьевича был не Юрий Петрович Лермонтов, а еврейский врач А. Леви[9][10] («в книге Ираклия Андроникова сказано, что Лермонтов был сыном еврейского врача»).

Речь идёт о докторе Ансельме Леви, следившем за здоровьем Лермонтова в детстве. Другим евреем, с которым был знаком юный Лермонтов — его преподаватель немецкого Николай Петрович Левий (возможно, что Лермонтов обращался к еврейской теме под их влиянием, особенно Леви[11]). По мнению писателя Георгия Гулиа, «Леви не только лечил Мишеля, но и прививал ему вкус к естественным наукам».

Данная гипотеза отвергается другими биографами Лермонтова, например эту версию решительно отвергают В. Г. Бондаренко и Лин фон Паль. Встречается даже мнение, что Моше Надир упускает, что даже если отец Лермонтова был евреем, поэт не является евреем по законам Талмуда[12].

Стоит также отметить, что среди родственников поэта со стороны Е. А. Арсеньевой был Павел Александрович Евреинов (ум. 1857), сын сестры бабушки Лермонтова — Александры Алексеевны Евреиновой (урождённой Столыпиной). Евреиновы, как видно и из их фамилии, имели еврейские корни[13], таким образом, у Лермонтова предположительно было отдалённое не кровное родство с потомками крещённых евреев.

См. также[править]

Источники[править]