Первосвященник

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Первосвященник Иудеи»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
PLATE4DX.jpg

Первосвященник (ивр. High Priest, ивр. הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל, ха-коэн ха-гадол, ивр. הַכֹּהֵן, ха-коэн) — в иудаизмесвященнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме[1].

Общие сведения[править]

Как и к царям, к первосвященникам применялся эпитет машиах («помазанник»), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем[2].

Первым первосвященником был Аарон[3], и только его потомки по прмяой или боковой линии (сыновья или, если их нет — братья) по мужской линии — Аарониды — имели законное право занимать этот пост (как и быть жрецами вообще)[4]. Жрец царей Давида и Соломона Цадок был родоначальником[5] новой династии первосвященников — Цадокидов, занимавших данный пост до воцарения Хасмонеев.

Великому Синедриону предоставлено право назначать или утверждать назначение первосвященика. Два первосвященика не могли служить одновременно. Первосвященик имел одного заместителя, называемого сеган или «memuneh», который стоит по правую руку от него; другим ассистентом его был «католикос» (קתוליקון‎)[6].

Изначально звание первосвященника являлось пожизненным[7].

Обряд посвящения Аарона и его сыновей описан в Библии, и представлял собой сложный церемониал, состоявший из омовения, облачения в священническую одежду, целого ряда жертвоприношений и помазания «священным елеем»[8].

Из функций первосвященника известно, например, что него возлагалось хранение Urim we-Tummim[9]. Лишь первосвященник имел право в день Всепрощения вступать во Святая Святых, где он творил молитву за свою семью, за весь народ и за себя. Ему одному в этот день предоставлялось приносить жертвоприношение за грехи священников, народа и собственные[10]. Каждый день, утром и вечером, первосвященник приносил мучное приношение за себя и за всех своих собратьев[11]. Первосвященник также участвовал во всех торжественных церемониях, связанных с Шаббатом, новолунием и другими праздниками. Первосвященник большую часть времени проводил в святилище[12]. Первосвященник мог совершать храмовую службу по желанию во всякое время[13]. В день Всепрощения первосвщенник облачался в белое льняное платье, между тем как при других случаях он носил золотое облачение[14]. За 7 дней до Иом-Киппура первосвященник начинал готовиться к своим высоким функциям и предотвращал возможность ритуальной нечистоты[15].

Влияние первосвященника существенно увеличилось в эпоху ахеменидского правления. Иерусалим занимал в державе Ахеменидов положение храмового города, и первосвященник являлся руководителем народа провинции Йехуд Медината, получившей религиозную и административную автономию. Вероятно, чеканились монеты с именем первосвященников.

В эллинистическое время (по еврейской традиции, первосвященник встретил Александра Великого в воротах Иерусалима) положение первосвященника оставалось примерно таким же, как и при персах. В то время, Антиох IV Епифан сверг Ония III в угоду Язону, а преемником последнего явился Менелай[16][17].

При Хасмонеях престиж и власть первосвященника достигли апогея, — они даже приняв титул царей, сохраняли за собой титул и прерогативы первосвященника. Против этого совмещения функций выступали фарисеи, но и Иоханан Гиркан I, и Александр Яннай отказались уступить их требованиям.

После завоевания Иудейского царства римлянами должность первосвященника утратила былое значение. Ирод Великий, который возвёл на пост первосвященника не менее 8 человек, превратил первосвященника в орудие своей политической игры, и эта должность перешла к семьям выходцев из диаспоры Фьяби и Боэтуса. Хотя первосвященники продолжали оставаться главами Синедриона, их реальная власть и престиж резко упали; например, в раввинистических источниках конца эпохи Второго храма нередки насмешки над ними.

Необходимым условием являлось происхождение от законного брака, почему и велись тщательные генеалогические записи первосвященников[18], — хотели лишить сана первосвященника Иоанна Гиркана лишь потому, что его мать якобы находилась одно время в плену[19]. Другим условием являлся брак с еврейкой-девственницей[20] (первосвященник должен был быть женат, но он мог иметь только одну жену[21], ему нельзя было вступать в левиратный брак, так как ему запрещено жениться на вдове[22]); первосвященнику запрещалось прикасаться к трупу даже ближайших родственников; запрещались внешние выражения траура[23]. Согласно Иосифу Флавию[24], рождение вне Эрец-Исраэль не лишало кандидата прав на пост первосвященника. Все моральные и физические недостатки, которые делают обычного священника негодным к храмовой службе, ещё в большей степени относятся к первосвященникам[25].

Первосвященники были в основном приверженцами саддукеев, и хотя им приходилось вести храмовую службу так, как требовали фарисеи, идеологическая и политическая напряженность между теми и другими не ослабевала.

В конце периода Второго храма первосвященник рассматривался просто как служитель культа, подчиненный римской администрации; даже одежда первосвященника сдавалась на хранение римскому прокуратору и выдавалась первосвященнику, как правило, перед праздничной службой.

Одним из первых актов зелотов, освободивших Иерусалим в 66 году в начале Первой Иудейской войны, было назначение нового первосвященника, что символизировало вновь обретенную независимость. С разрушением Второго храма должность первосвященника исчезла.

Однако, у самаритян должность первосвященника сохраняется по наше время.

Первосвященники эпохи скинии[править]

Первосвященники Первого Храма[править]

От возвращения из плена до Александра Македонского[править]

При Селевкидах[править]

Хасмонеи[править]

При Ироде[править]

При Архелае[править]

При Квиринии[править]

При Валерии Грации[править]

При Вителии[править]

При Агриппе I[править]

При Ироде Халкидском[править]

При Агриппе II[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том 6, кол. 377–378
  2. Лев., 4:3,5,16 и др.
  3. Исх., 28, 1, 2; 29, 4, 5
  4. Лев., 6, 15; ср. Иосиф Флавий, Древн., XX, 10, § 1
  5. I Цар., 2, 35; I Хрон., 24, 2, 3
  6. Jad, l. с., 16, 17
  7. ср. Числ., 35, 25, 28
  8. Исх., 29; Лев., 8
  9. Числ., 27, 20 и сл.
  10. Лев., ib.
  11. Лев., 6, 14—15
  12. Jad., l. с., V, 7
  13. Иома, I, 2; Jad, l. с., V, 12
  14. Иома, 60а; ср. ib., 68б
  15. Иома, I, 1
  16. Иосиф Флавий, Древн., XII, 5, § 1
  17. II Макк., III, 4; IV, 23 и сл.
  18. Иосиф Флавий, Contra Αр., Ι, § 7
  19. Древн., XIII, 10, § 5; Йеллинек, Bet ha-Mid., I, 33; Кид.; 66а
  20. Лев., 21, 13—14
  21. Иома, 13а, Jad., l. c.,V, 10
  22. Санг., II, 1
  23. Лев., 21, 10 и сл.
  24. Древн., XV, 3, § 1
  25. Jad, l. с.,, 20; Кет., 103б; Сифра, Kedoschim