Теракт на Олимпийских играх в Мюнхене

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Теракт на Мюнхенской Олимпиаде
Часть Палестино-израильского конфликта
Место атакиМюнхен, ФРГ
Дата5-6 сентября 1972 года
Подробности атаки
Оружиеавтоматы Калашникова (АКМ), пистолеты ТТ, Вальтер МП, УЗИ и гранаты.
Нападавшие
Число террористов8
Организаторыарбские террористы группировки «Чёрный сентябрь»
Жертвы и пострадавшие
Погибшие17 человек:
11 членов сборной
(из них 9 заложников),
5 террористов,
1 полицейский
Число заложников9
Заложникиспортсмены сборной Израиля
Кровавая бойня на олимпиаде в Мюнхене

Теракт на Олимпиаде в Мюнхене (англ. Munich massacre, нем. Münchner Olympia-Attentat, ивр. טבח הספורטאים באולימפיאדת מינכן, араб. عملية ميونخ 1972) — террористический акт, совершённый палестинскими арабами на Олимпийских играх в 1972 году.

Предыстория[править]

 → Тайный сговор европейских стран с палестинскими террористами

Всё указывает на то, что немецкие власти изначально были в сговоре с террористами.

Так, серьёзного контроля на вход в олимпийскую деревню не было.

Отсутствие вооружённой охраны беспокоило главу израильской делегации Шмуэля Лалкина. В последующих интервью с журналистами Сержем Грусаром и Аароном Кляйном Лалкин заявил, что его удивило место, выбранное для размещения его команды, — в относительно изолированной части олимпийской деревни в небольшом доме у ворот. Лалкин считал, что это место легко уязвимо для нападения извне. Немецкие власти уверяли Лалкина, что по отношению к команде Израиля будут приняты особые меры безопасности, но по факту нечего предпринято не было.

Как минимум, немецкие власти знали о готовящемся теракте. Немецкий еженедельный новостной журнал Der Spiegel в 2012 году написал, что власти Западной Германии получили наводку от палестинского информатора в Бейруте за три недели до резни, но нечего не предприняли[1][2].

Теракт организовал командир террористической организации «Черный сентябрь» Лютиф Афиф, «еврей по галахе» (его отец араб, а мать еврейка[3]).

Израилем в то время правила социалистка Голда Меир, и террористы заранее понимали, что останутся безнаказанными. Спецслужбы Израиля никакой ответственности не понесли за то, что не смогли узнать о готовящемся теракте (они также при Голде Меир и в неожиданном нападении арабских армий в Войну Судного дня провалились).

Ход событий[править]

Атака[править]

5 сентября 1972 года в 4:10, когда израильские атлеты спали в Олимпийской деревне, появились 8 террористов группы «Чёрный сентябрь», имевшие автоматы Калашникова, пистолеты ТТ и гранаты. Перелезть через ограду им зачем-то помогли канадцы.

У террористов даже откуда-то взялись ключи, позволившие им проникнуть в две квартиры на Конолли-штрассе, 31, где поселилась израильская команда.

Судья по борьбе Йосеф Гутфройнд, услышав шум, и видя, что вооружённые террористы открывают дверь, попытался её удержать, что позволило Тувье Сокольски сбежать. Террористы ворвались внутрь начали расправу над безоружными евреями — судье по борьбе Моше Вайнбергу они прострелили щёку.

Раненый Вайнберг накинулся на террористов, что дало время одному из борцов Гади Цабари бежать через подземный гараж. Вайнберг нокаутировал одного из террористов и порезал другого ножом для фруктов перед тем, как был зверски убит.

К 5:00 мюнхенская полиция была поставлена в известность о происходящем.

Террористы тяжело ранили Йосефа Романо, кастрировали его и подвергли другим жутким издевательствам. Романо погиб в тот же день от потери крови.

(Илана Романо, вдова Йосефа Романо, и Анки Спитцер, вдова Спитцера, рассказали в интервью и в документальном фильме, что, согласно фотографиям и отчетам, предоставленным им немецкими властями, спортсмены были избиты и подверглись пыткам, прежде чем были убиты).

В 6:20 СМИ сообщают о первом в истории теракте на Олимпиаде.

Канцлер ФРГ Вилли Брандт на публику обратился к МОК приостановить проведение Олимпиады.

Требования[править]

Террористы выдвинули требование — до 12:00 освободить и обеспечить безопасный проход в Египет 234 террористов из израильских тюрем, и а также двух немецких радикалов, сидевших в тюрьмах ФРГ: Андреаса Баадера и Ульрику Майнхоф (создатели «фракции Красной армии»), и ещё 16 заключённых тюрьм Европы.

Переговоры вёл начальник полиции Мюнхена Манфред Шрайбер.

Немецкие власти играли двойную игру: с одной стороны они предлагали террористам деньги в обмен на освобождение заложников, но с другой стороны власти ФРГ отвергли предложение Израиля послать команду специальных сил (хотя, по ряду свидетельств, Израиль не делал подобных предложений).

Олимпиада продолжалась[править]

В деревне атлеты вели обычный образ жизни, не обращая внимание на происходящее поблизости. Игры продолжались. Всё-таки МОК был вынужден приостановить игры но лишь на 12 часов.

Действия немцев[править]

К месту теракта выдвинулся небольшой полицейский отряд из пограничников, вооружённых пистолетами-пулемётами. Их снимало и показывало в прямом эфире ТВ, и по требованию террористов, увидевших это в новостях, полицейские отступили.

Переговорщики требовали прямого общения с заложниками. Тренер по фехтованию Андре Шпицер, немного знавший немецкий, и тренер по стрельбе Кеат Шор — старший член израильской олимпийской делегации, вели короткие переговоры с немецкими властями из окна здания, стоя под прицелом террористов. Когда Шпицер попытался ответить на вопрос, его при камерах журналистов ударили прикладом АК-47 и оттолкнули от окна.

Затем спустя Ганс-Дитрих Геншер, глава МВД, и Вальтер Трёгель, глава олимпийской деревни, были допущены для общения с заложниками. Трёгель отметил, что некоторые заложники, особенно Гутфройнд, показывали признаки физических страданий, которые им причиняли террористы, и что Давид Бергер ранен пулей в плечо. Немцам показалось, что всего было 4 или 5 террористов.

В 18:00 террористы потребовали самолет до Каира, автобус и вертолеты, чтобы добраться с заложниками до аэропорта.

Бой с террористами[править]

В итоге немцы решили именно в аэропорту дать бой террористам, но выставили против них лишь 5 снайперов.

Вертолёты приземлились в 22:30, из них вышли 4 пилотов и 6 террористов. В то время, как 4 террористов держали на мушке пилотов (нарушив своё обещание не брать немцев в заложники), Иса и Тони отправились на осмотр самолета и обнаружили, что он пуст. Поняв, что немцы устроили засаду, Иса и Тони бросились к вертолетам. Снайпер ранил Тони в бедро. Власти отдали снайперам приказ открыть огонь (около 23:00).

Двое террористов (Ахмед Таа и Афиф Хамид) были ликвидированы, оставшиеся в живых террористы (1 или 2 получили ранения) укрылись за и под вертолетами (оказавшись вне линии огня снайперов) и открыли огонь, разбивая светильники аэропорта. Антон Бауэр, полицейский на вышке, был убит (по одной из версий в результате огня товарищей). Пилоты вертолетов сбежали (или террористы дали им сбежать), но заложники, находившиеся внутри вертолетов, не могли это сделать, так как были связаны.

Полиция ФРГ не имела наготове броневиков, и вызвала её лишь в ходе боя. Дороги к аэропорту были загружены, и БТР прибыли лишь к полуночи. Тогда арабы поняли, что бой проигран. В 6 минут после полуночи 6 сентября один из террористов расстрелял заложников из автомата. Затем террористы взорвали вертолёт.

К 01:30 бой закончился.

Известно, что на провальной операции присутствовал Цви Замир.

Погибшие[править]

Убитые в ходе первоначальной перестрелки
Расстрелянные и подорванные гранатой в восточном вертолёте (в порядке, в котором размещались в вертолёте, слева направо)
Расстрелянные в западном вертолёте (в порядке, в котором размещались в вертолёте, слева направо)
Убитые на взлётно-посадочной полосе
  • Антон Флигербауэр (немецкий полицейский)
Террористы, убитые полицией
  • Лютиф Афиф (Иса)
  • Юсуф Назал (Тони)
  • Афиф Ахмед Хамид (Паоло)
  • Халид Явад (Салах)
  • Ахмед Чик Таа (Абу-Халла)

Дальнейшие события[править]

Олимпиада[править]

Олимпиада продолжилась, правда было некое подобие поминальной речи, которую произнёс президент МОК Эвери Брендедж, и на которой присутствовали спортсмены из всех стран, кроме 10 арабских стран и СССР.

Торжество террористов[править]

Канцлер ФРГ Вилли Брандт выполнил требование лидера Ливии Муаммара Каддафи и выдал ему трупы пяти убитых в Фюрстенфельдбруке террористов: Афифа, Назала, Чика Таа, Хамида и Явада. Каддафи лично возглавил 30-тысячную процессию на их похоронах как «героев палестинского народа» и вручил 5 млн долларов Ясиру Арафату.

Буквально в конце октября того же года ФРГ отпустили выживших троих террористов — Сафади и двоюродных братьев Аль-Гаши, так как террористы угнали немецкий самолёт. В документальном фильме «Один день в сентябре» сообщается, что самолет был угнан по согласованию с властями ФРГ, а террористы были освобождены, просто потому что Германия не хотела держать их у себя.

Когда французская полиция арестовала Абу Дауда, одного из главных организаторов мюнхенской резни, и предложила его экстрадиции в ФРГ, министр юстиции Баварии Альфред Зайдль рекомендовал не предпринимать никаких действий, в результате чего французы освободили Абу Дауда, а режим Асада укрыл его, и он благополучно умер в 2010 году в Дамаске.

В сентябре 2022 года издание Suddeusche Zeitung сообщило, что один из террористов, причастных к резне, Джамал Аль-Джаиши — был освобожден из тюрьмы уже через месяц после теракта и несколько лет жил в Берлине, продолжая работать в офисах ООП, причём все это было известно немецкому правительству, полиции и следственным органами[4].

Действия Израиля[править]

Израиль продемонстрировал какие-то точенные ликвидации в рамках ограниченных операций «Гнев Божий» и «Весна молодости». Хотя двое выживших и отпущенных немцами террористов (Мохаммед Сафади и Аднан аль-Гаши) были уничтожены Моссадом, серьёзного урона террористы и их руководство не понесли.

Более того, существует версия, что израильские власти ради мирного процесса и в рамках политики сдерживания вообще не убивали Сафади и аль-Гаши. Так, в книге Аарона Кляйна сообщается, что Аль-Гаши умер от сердечной недостаточности в 70-х, а Сафади был убит христианскими фалангистами в Ливане в начале 80-х.

Третий выживший террорист, Джамаль Аль-Гаши был жив по состоянию на 1999 год, находясь в Магрибе или в Сирии, и давая интервью, что доказывает, что израильские власти и спецслужбы в действительности проявили сдержанность, никакого практически не наказали и не ловили, а просто ограничились слухами для успокоения разгневанных израильтян. Обманули израильский народ и не наказали убийц.

Аналогично, один из тех, кто планировал резню, Абу Дауд (нападение было его идеей), также умер естественной смертью.

Более того, а 1996 году Абу Дауду был разрешен безопасный проезд через Израиль, чтобы он мог присутствовать на собрании ООП, созванном в секторе Газа с целью отмены статьи в ее уставе, призывающей к уничтожению Израиля. В своей автобиографии «От Иерусалима до Мюнхена», Абу Дауд писал, что средства для Мюнхена были предоставлены Махмудом Аббасом, которого Израиль поддерживает в качестве руководителя ПНА.

Пиар и деньги на убитых израильских спортсменах делали не только Голда Меир и Моссад, но и режиссёры типа Стивена Спилберга, который снял фильм о страданиях и правоте палестинцев, и о ненужности борьбы с террористами с неевреем в роли израильского неудачливого спецназовца и т. п.

См. также[править]

Источники[править]

 
Теракт на Олимпийских играх в Мюнхене относится к Голде Меир
правление

Правление Голды МеирЧетырнадцатое правительство ИзраиляПятнадцатое правительство ИзраиляШестнадцатое правительство ИзраиляЧёрные пантеры (Израиль)Движение «Ках»Теракт на Олимпийских играх в МюнхенеКомиссия АгранатаРезня в Маалоте

войны

Война на истощениеОперация «Ноа»Операция «Гнев Божий»Операция «Весна молодости»Война Судного дняВторая война на истощение

должности

Посол Израиля в СССР (1948—1949) • Депутат Кнессета (1949—1974) • Министр труда Израиля (1949—1956) • Министр иностранных дел Израиля (1956—1966) • Лидер партии Авода (1969—1974) • Министр внутренних дел Израиля (1970) • Премьер-министр Израиля (1969—1974)

материалы

Семья и юность Голды МеирМерхавияДеятельность Голды Меир во времена Подмандатной ПалестиныВнешнеполитическая деятельность Голды МеирГолда Меир на посту министра трудаПарагвайский планМоя жизнь (книга Голды Меир)Голда Меир в произведениях искусства и её увековечивание