Осада Спарты

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Осада Спарты
The-Siege-Of-Sparta-By-Pyrrhus-319-272-Bc-1799-1800.jpg

Дата весна 272 год до н. э.
Место Спарта, Лакония
Итог Победа Спарты
Противники
Спарта, Македония Эпир
Командующие
Арей,
Акротат
Пирр†,
Клеоним,
Птолемей, сын Пирра†
Силы сторон
2000 спартанских юношей, периокеев и илотов; 6000–7000 спартанских женщин 25 тысяч пехотинцев, 2 тысячи всадников, 24 слона
Пелопоннеский поход Пирра (274-272 г. до н. э.). Автор: Светлов Р.В.[1]

Осада Спарты (англ. Siege of Sparta) — вооружённый конфликт между Спартой и Пирром Великим.

Предыстория[править]

В 275 г. до н. э. к Пирру, удручённому поражениями от римлян и карфагенян, но не утратившему жажду славы и новых завоеваний, прибыл Клеоним Спартанский (который был смещен Ареем в качестве царя).

Клеоним убедил Пирра вторгнуться на Пелопоннес, что тот и сделал в 272 г. до н. э.[2]

Решение Пирра вызывает недоумение у историков: к тому времени Спарта потеряла былое значение и не являлась соперницей Эпира. Более того, Спарта бала традиционным противником македонян и могла бы поддержать Пирра в его борьбе с Македонией. Вместо этого Пирр решил захватить Спарту и Пелопоннес.

Ход событий[править]

Начало осады[править]

Пирр выступил с армией в 25 тысяч пехотинцев, 2 тысячи всадников и 24 слона. Армия Пирра вторглась с севера. Так как Истмийский перешеек котролировался отрядами македонского царя Антигона II Гоната, Пирр со своим войском переправился через Коринфский залив.

В городе Мега­ло­поль к нему прибыли послы Спарты, которым он заявил, что якобы «при­шел осво­бо­дить поко­рен­ные Анти­го­ном горо­да», имея ввиду македонского царя Антигона II Гоната. Между тем, солдаты Пирра принялись в Лако­нии гра­бить население, и спартанские послы ста­ли обви­нять его в том, что он начал воен­ные дей­ст­вия, не объ­яв­ляя вой­ны, на что Пирр отве­тил: «Нико­гда мы не слы­ха­ли, чтобы вы, спар­тан­цы, откры­ва­ли кому-нибудь свои наме­ре­ния». На это один из при­сут­ст­ву­ю­щих, по име­ни Манд­ро­клид, ска­зал на лакон­ском наре­чии: «Если ты бог, то с нами ниче­го не слу­чит­ся — мы ничем про­тив тебя не погре­ши­ли, если же ты чело­век, то най­дет­ся кто-нибудь посиль­нее тебя».

Войско Пирра подступило к Спар­те.

Клео­ним, прекрасно знавший, что спар­тан­цев было мало, и они не были при­готов­ле­ны к вне­зап­но­му напа­де­нию, пред­ло­жил сра­зу идти на штурм, но Пирр, опа­сав­ший­ся, как бы вои­ны, напав на город ночью, не раз­гра­би­ли его, решил отло­жить атаку на следующий день. Одни считают, что это решение Пирр принял из-за самонадеянности, другие — из-за тщеславвия, желая сразиться со спартанцами днём в честном бою, третьи же считают, что он мог опасаться какой-нибудь угрозы и предпочёл не торопиться. События в Эгах заставляли его осторожнее относиться к своим галльским наемникам. Пирр мог опасаться и прохода своей растянутой армейской колонны через линию укреплений. Местность на ближайших подходах к Спарте была изрезана оврагами и лощинами, повсюду стояли оставшиеся от вторжений Кассандра и Деметрия палисады, кое-где виднелись сторожевые башни. Логично, что Пирру нужно было какое-то время, чтобы оценить ситуацию и продумать план действий. Но в итоге, он тем самым дал спартанцам время на подготовку к обороне, хотя, может быть, он надеялся на то, что спартанцы осознают бесперспективность сопротивления и капитулируют.

Ранее, ещё во вре­мя вой­ны с Демет­ри­ем, Спар­та была укреп­ле­на глу­бо­ки­ми рва­ми и креп­ки­ми часто­ко­ла­ми, а на более сла­бых местах — баш­ня­ми.

Плутарх пишет, что Пирр был абсолютно уверен в победе, ведь Спарта не только не была готова к войне и осаде, но даже её царь Арей отсутствовал, так как ранее отпра­вил­ся на Крит, чтобы ока­зать Гортине помощь в войне[3], оставив государство на своего сына Акротата.

Помимо Клео­нима, на стороне Пирра были также некоторые илоты, а также «при­бли­жен­ные Клео­ни­ма».

Ночью спар­тан­цы собрали совет и решили в первую очередь эвакуировать на Крит жен­щин. Однако, спартанские женщины воспротивились этому плану, и Архида­мия стала фактически лидером нечто вроде женского ополчения. Спартанки активно помогали рыть ров, подавали оружие и т. д.

Плутарх пишет:

Ночью спар­тан­цы дер­жа­ли совет и поста­но­ви­ли преж­де все­го ото­слать на Крит жен­щин, но те вос­про­ти­ви­лись, а одна из них, Архида­мия, яви­лась с мечом в Совет ста­рей­шин и от име­ни всех спар­та­нок ста­ла упре­кать муж­чин, кото­рые хотят, чтобы жен­щи­ны пере­жи­ли гибель Спар­ты. Было реше­но про­ве­сти вдоль вра­же­ско­го лаге­ря ров, а спра­ва и сле­ва от него рас­ста­вить колес­ни­цы, вры­тые в зем­лю до сту­пиц, чтобы они проч­но сто­я­ли на месте и не дава­ли прой­ти сло­нам. Когда муж­чи­ны нача­ли работу, к ним подо­шли жен­щи­ны, одни — в пла­щах и под­по­я­сан­ных хито­нах, дру­гие — в одних хито­нах, чтобы помочь ста­ри­кам, а тех, кому пред­сто­я­ло сра­жать­ся, они про­си­ли побе­речь силы, и сами сде­ла­ли третью часть работы, узнав пред­ва­ри­тель­но раз­ме­ры рва. Шири­ной он был в шесть лок­тей, глу­би­ной в четы­ре, а в дли­ну имел восемь пле­ф­ров, как сооб­ща­ет Филарх; по рас­ска­зу же Иеро­ни­ма, он был мень­ше. Утром, когда враг дви­нул­ся в наступ­ле­ние, жен­щи­ны пода­ли муж­чи­нам ору­жие и нака­за­ли им охра­нять и защи­щать ров, гово­ря, что слав­но победить на гла­зах у сооте­че­ст­вен­ни­ков, но почет­но и уме­реть на руках у мате­рей и жен, доб­лест­но пав за Спар­ту.

Таким образом, спартанцы наспех возвели ров и врыли в землю колесницы: ров защищал только часть города, а другую часть прикрывали колесницы, глубоко (до ступиц) и часто вкопанные в грунт, туда же вкопали и телеги. Эти барьеры не позволяли прямо вторгнуться в город слонам и кавалерии.

1-я битва[править]

Пирр со сво­и­ми гопли­та­ми уда­рил на спар­тан­цев, кото­рые обо­ро­ня­лись, выста­вив щиты, и пытал­ся пре­одо­леть ров, непро­хо­ди­мый пото­му, что рых­лая поч­ва на краю его осы­па­лась под нога­ми вои­нов, не давая им твер­до сту­пить.

Сын Пир­ра Пто­ле­мей с 2 тыся­ча­ми гала­тов и отбор­ны­ми вои­на­ми из хао­нов дви­нул­ся вдоль рва, ста­ра­ясь про­рвать­ся через ряд колес­ниц, но они были вры­ты так глу­бо­ко и рас­став­ле­ны так часто, что не толь­ко заго­ро­ди­ли доро­гу вои­нам Пто­ле­мея, но и самим спартанцам меша­ли обо­ро­нять­ся. Когда же гала­ты вырва­ли коле­са из зем­ли и ста­щи­ли колес­ни­цы в реку, юно­ша Акротат (любовник Хило­ниды, жены Клео­нима), заме­тив опас­ность, с 3 сот­ня­ми вои­нов бегом пере­сек город, обо­шёл Пто­ле­мея, скрыв­шись от него за скло­на­ми хол­мов, и, напав с тыла, заста­вил вра­гов повер­нуть­ся и разде­лить свои силы. Сол­да­ты Пто­ле­мея тол­ка­ли друг дру­га, пада­ли в ров и меж колес­ниц и, нако­нец, были отбро­ше­ны, поне­ся боль­шой урон.

Вокруг само­го Пир­ра завя­за­лось оже­сто­чен­ное сра­же­ние, в кото­ром доб­лест­но бились мно­гие вои­ны, но упор­нее всех сопро­тив­лял­ся и боль­ше все­го вра­гов убил Фил­лий, когда же он почув­ст­во­вал, что сла­бе­ет от мно­же­ства ран, то усту­пил место сто­яв­ше­му с ним рядом вои­ну и умер за стро­ем сво­их, чтобы не попасть в руки вра­га[4].

Таким образом, галаты вырвали колесницы и стащили их в реку, тем самым освободив дорогу для наступления. Сложнее оказалось перейти ров. Рыхлая почва на краю рва осыпалась под ногами воинов, не давая им твердо ступить. На этом участке развернуть штурм не удалось. На участке колесниц спартанцы обошли воинов Пирра с тыла и напали на них с двух сторон. Эпироты, потеряв большое количество своих воинов, были отброшены спартанцами от города. Второй штурм Спарты проходил с еще большим ожесточением. Воины Пирра заваливали ров хворостом, телами убитых воинов, и даже оружием

Ночью битва завершилась.

Павсаний рассказывает, что скудному спартанскому гарнизону во время осады помогали союзники, прибывшие из Аргоса и Мессены[5].

2-я битва[править]

На следующий день Пирр снова повёл войска в бой. Однако, и новая атака захлебнулась. Плутарх пишет:

Спар­тан­цы, обо­ро­ня­ясь, пре­вос­хо­ди­ли самих себя доб­ле­стью и самоот­вер­жен­но­стью, жен­щи­ны помо­га­ли им, пода­вая стре­лы, под­но­ся про­го­ло­дав­шим­ся еду и питье, под­би­рая ране­ных. Македо­няне собра­ли мно­го хво­ро­сту и пыта­лись зава­лить им ров, засы­пая при этом мерт­вые тела и ору­жие. Лакеде­мо­няне, собрав­ши­е­ся на помощь, увиде­ли Пир­ра, кото­рый гнал коня мимо рва и колес­ниц, про­би­ва­ясь в город. Обо­ро­няв­ши­е­ся под­ня­ли крик, сбе­жа­лись вои­ны, разда­лись вопли жен­щин. Пирр уже помчал­ся впе­ред и нале­тел на сто­яв­ших перед ним вра­гов, когда его конь, ранен­ный в брю­хо крит­ской стре­лой, в пред­смерт­ных муче­ни­ях сбро­сил седо­ка на скольз­кий склон. Насту­пав­шие вме­сте с Пирром вои­ны при­шли в заме­ша­тель­ство, под­бе­жав­шие спар­тан­цы стре­ла­ми заста­ви­ли их отой­ти. Вслед за тем Пирр повсюду пре­кра­тил сра­же­ние в надеж­де на то, что лакеде­мо­няне, почти все ранен­ные и мно­гих поте­ряв­шие уби­ты­ми, хоть немно­го осла­бе­ли[6].

После этого, на помощь Спарте явился из Корин­фа пол­ко­во­дец Анти­го­на фоке­ец Ами­ний со сво­и­ми наем­ни­ка­ми, а вскоре с Кри­та вер­нул­ся царь Арей, ведя за собой двух­ты­сяч­ное вой­ско.

Жен­щи­ны после этого разо­шлись по домам, ибо им боль­ше не нуж­но было забо­тить­ся о рат­ных делах, отпу­ще­ны были и те, кто, несмот­ря на пре­клон­ный воз­раст, по необ­хо­ди­мо­сти взял­ся за ору­жие.

При­быв­шие спартано-коринфские вои­ны при­гото­ви­лись к новому сра­же­нию.

3-я битва[править]

Пирр вновь пошёл на штурм, но не добив­шись ниче­го и полу­чив отпор, отсту­пил и стал опу­сто­шать стра­ну, соби­ра­ясь пере­зи­мо­вать в ней.

Бои в районе Аргоса

Между тем, в Аргосе шли рас­при меж­ду Ари­сте­ем и Ари­стип­пом. Так как Ари­стипп счи­тал­ся дру­гом македонского царя Анти­го­на, то Ари­стей поспе­шил при­звать в Аргос Пир­ра, и тот немед­лен­но дви­нул­ся на Аргос.

Спартанский царь Арей, устро­ив мно­же­ство засад и заняв труд­но­про­хо­ди­мые места на его пути, отре­зал от вой­ска шед­ших в хво­сте гала­тов и молос­сов.

Пирр приказал сво­е­му сыну Пто­ле­мею, взяв тело­хра­ни­те­лей, идти на помощь хво­сто­во­му отряду, а сам дви­нул­ся впе­рёд, чтобы поско­рее выве­сти вой­ско из тес­нин.

Вокруг Пто­ле­мея завя­за­лась оже­сто­чен­ная бит­ва, отбор­ные спартанские вои­ны во гла­ве с Эвал­ком вру­ко­паш­ную бились со сто­яв­ши­ми впе­ре­ди цар­ско­го сына македо­ня­на­ми, и тут кри­тя­нин из Апте­ры по име­ни Оресс, под­бе­жал к Пто­ле­мею, уда­рил его копьём. После гибели сына Пирра, те, кто был рядом с ним, обра­ти­лись в бег­ство, спартанцы, пре­сле­дуя их, забы­ли обо всем и вырва­лись на рав­ни­ну, оста­вив сво­их гопли­тов поза­ди.

Тут на спартанцев повер­нул молос­скую кон­ни­цу Пирр, уже узнавший о смер­ти сына. Пирр пер­вым ворвал­ся в ряды спар­тан­цев, стре­мясь лично отомстить им. Когда он напра­вил сво­его коня на Эвал­ка, тот, укло­нив­шись в сто­ро­ну, мечом раз­ру­бил пово­дья Пир­ра и чуть было не отсек руку, дер­жав­шую их. Пирр в то же мгно­ве­нье уда­ром копья пора­зил Эвал­ка и, спрыг­нув с сед­ла, в пешем бою уло­жил рядом с Эвал­ком весь его отбор­ный отряд спартанцев[7].

Пирр попытался захватить Аргос, но был там убит.

Итоги[править]

Таким образом, Пирр не только проиграл, но потерял как сына, так и собственную жизнь. Поражение Пирра на Пелопоннесе привело к ослаблению могущества Эпира и утрате его македонских и фессалийских завоеваний. Установление македонского господства привело к распаду спартанско-македонского союза.

Ещё во II в. до н. э. одна из местностей близ Спарты называлась «лагерь Пирра».

Источники[править]

  1. Пирр и военная история его времени
  2. Плутарх, Пирр, 26
  3. Плутарх, Пирр, 27
  4. Плутарх, Пирр, 27
  5. Павсаний, 1.13.6.
  6. Плутарх, Пирр, 28
  7. Плутарх, Пирр, 30
 
Осада Спарты относится к Спарте
Устройство

Цари СпартыПолитическое устройство СпартыАрмия СпартыФлот СпартыАпеллаГармостыЭпи­сто­лейАгатоергиГерусияЭфорыИлотыСпартиаты

Цивилизация

Внешняя политика СпартыГипотеза о связи дорийцев с израильским ДоромДиамастигосисДорийцыКарфаген и СпартаКолонии СпартыКультура Спарты (Спарта в культуре) • СкиталаЛаконичностьПериэкиСпорт в СпартеПосольство Ионатана в Рим и СпартуРимская СпартаСпартыСпартоведениеЭкономика СпартыСпартанские парфенииЖенщины в Спарте/Спартанская гинекократияСпарта и евреи

Войны

Дорийское вторжениеМессенские войныСпартано-тегейские войныОлимпийский конфликтСпартано-аргосские войныВойна финикийцев с ПентафломСамосская экспедицияВойна Карфагена с ДориэемГреко-персидские войныПелопоннесская войнаСпартано-персидская войнаКоринфская войнаОсада СпартыХремонидова войнаКлеоменова войнаСоюзническая войнаКриптияВойна против Набиса

Города и регионы

СпартаЙитионКитираКнидЛаконияЛапетМелосНисаПелопоннесПолирренияТарентТира