Трагедия деревни Хацунь
Уничтожение деревни Хацунь | |
---|---|
Способ убийства: |
расстрел, пытки |
Место убийства: | |
Мотив убийства: | |
Дата: |
25 октября 1941 года |
Убийцы: |
156-й артиллерийский полк группы армий «Центр» |
Убитые: |
188 местных жителей и беженцев, в том числе 60 детей |
Число убийц: |
180 |
Оружие: |
огнестрельное, штыки |
Массовое убийство жителей деревни Хацунь Верхопольского сельсовета Карачевского района Брянской области — первая на оккупированной территории Советского Союза карательная акция нацистов во время Великой Отечественной войны. В результате массового убийства 25 октября 1941 года были уничтожены все жители деревни и находившиеся в деревне беженцы. Это и последующие злодеяния гитлеровцев и их пособников стали проявлением реализуемой нацистами политики геноцида советского народа, в результате которой было уничтожены десятки тысяч советских деревень вместе с мирным населением[1].
Оккупация[править]
К началу войны в Хацуни проживало в двенадцати хатах около 60 человек, колхозников хозяйства «Красный партизан». Большинство жителей деревни носили фамилию Кондрашовы, которую иногда сопровождали прозвищем. Например, двух Кондрашовых Иванов Ивановичей различали по прозвищам: Прялкин жил в доме № 5, а Пленный (он во время Первой Мировой войны побывал в немецком плену) — в доме № 6. Перед оккупацией немцы сильно бомбили Брянск и Карачев, и многие горожане спасались от бомбежек в Хацуни и других соседних лесных деревушках. В основном это были женщины, дети и пожилые люди[2].
Например, 16-летняя Любовь Кондрашова накануне приехала к деду, Прялкину Ивану Ивановичу и собиралась вернуться в город, но родные уговорили её остаться. В первом доме проживали вместе со своей теткой Дарьей Николаевной Кондрашовой сироты Тереховы: Юля, Толя, Коля и Володя. С ними жила еще и 60-летняя Татьяна Яшина, или Милениха, как звали её в деревне[2].
Сын Ивана Ивановича Пленного красноармеец Михаил вернулся в родную деревню, выйдя из окружения, к жене Наталье и ребёнку[2].
Фронтовая обстановка[править]
В августе-сентябре 1941 г. войска Брянского фронта сильно потрепали наступавшие части гитлеровцев: к середине сентября 1941 года фашистам было практически нечем воевать в этих местах. Каждые четыре из пяти танков Гудериана были подбиты. В своем «Военном дневнике» Франц Гальдер 14 сентября 1941 г. записал[3]: «Положение с танками во 2-ой танковой группе: 3-я тд — боеспособные танки — 20%, требуют ремонта и безвозвратные потери — 80%; 4-я тд — боеспособные танки — 20%, требуют ремонта и безвозвратные потери — 71%; 17-я тд — боеспособные танки — 29%, требуют ремонта и безвозвратные потери — 79%; 18-я тд — боеспособные танки — 31%, требуют ремонта и безвозвратные потери — 69%». Таким образом, во 2-ой танковой группе осталось 25% боеспособных танков. Любимец фюрера генерал-полковник Гудериан признался[4] в книге воспоминаний о боях между Почепом и Трубчевском: «...Здесь мы впервые столкнулись с фанатичным сопротивлением русских». «Подведя краткий итог боевой деятельности войск Брянского фронта, — вспоминал в своей книге „На западном направлении“ маршал Советского Союза А.И. Еременко, — за период с 14 августа по 30 сентября 1941 года следует сказать, что контрудары и контратаки войск фронта, особенно контрудар в районе Трубчевска, позволили нашим войскам выиграть ценное время для подготовки сил и средств к новым решающим схваткам на Московском стратегическом направлении».
Однако к концу сентября немецкая группа армий «Центр» снова перешла в наступление. 1 октября 1941 года в рамках операции «Тайфун» 2-я танковая группа Гудериана группы армий «Центр» прорвала на своём центральном участке оборону 13-й армии Брянского фронта А. И. Ерёменко на всю глубину и продвинулась на 60 км. 1 октября 24-й мотокорпус занял Севск. Большая часть войск Брянского фронта оказалась в окружении.
События 25 октября 1941 года[править]
Накануне трагедии в деревню Хацунь Карачевского района, недалеко от которой находился и штаб Брянского фронта, пришли красноармейцы, прорывавшиеся из окружения.

24 октября 1941 г. разведгруппа, состоявшая из 5 кавалеристов во главе с вахмистром Йокишем, сопровождала пленных красноармейцев, которых освободили их товарищи, укрывавшиеся в деревне Хацунь. Трое гитлеровцев были убиты[2].
25 октября утром Хацунь окружили каратели. Три группы, по 60 человек в каждой, прибыли со станции Снежетьская. Они начали обыск, в некоторых домах нашли спрятанное оружие и немецкие вещи[2].
Первым расстреляли перед народом лесника из урочища "Гвозды" Герасима Григорьевича Тарасова, затем — его 29-летнего сына Илью. Следующим погиб лесник из Фроловского поселка Михаил Петрович Кондрашов[2].
Старший лейтенант Эйлеманн под предлогом того, что жители деревни скрывали оружие и вещи убитых немцев в своих домах, отдал приказ о расстреле. Мирных жителей согнали к канаве, расположенной вдоль единственной улицы этой лесной деревеньки, и начали расстреливать. С некоторыми творили расправы прямо в домах. Семнадцатилетнюю Нину Яшину прибили гвоздями к воротам, обнаружив у нее какую-то вещь убитого накануне немецкого солдата[2].
В доме № 8 шестимесячную Нину Кондрашову проткнули штыком прямо в люльке[2].
О расправе с Хацунью сообщается в рапорте командира первого отряда 156-го немецкого артиллерийского полка вахмистра Йокиша, сохранившемся в военном архиве Фрайбурга: «Были расстреляны 68 мужчин и 60 женщин. Так как у большинства детей был средний возраст от 2 до 10 лет, было решено не предоставлять их самим себе. По этой причине все дети были расстреляны. Их было 60». Из этого рапорта видно, что каратели убили 188 человек[1]. По данным, опубликованным в одной из фронтовых газет, в Хацуни погибло 318 человек[2]. На сегодня установлены имена только 83 убитых[2].
Только трем жителям Хацуни удалось спастись в лесу: четырнадцатилетнему Жене Кондрашову, Афанасию Ильичу Акулову, Афанасию Ивановичу Кондрашову[2].
Политика уничтожения[править]
В Брянской области полностью или частично сожженны фашистами во время оккупации около тысячи населённых пунктов. Было расстреляно, казнено, замучено, заживо сожжено, погибло при бомбардировках более 76 тысяч мирных граждан; свыше 163 тысяч угнано в рабство в Германию. Только в Карачевском районе, по территории которого протекает Рессета и где была расположена Хацунь, были сожжены все 149 деревень[2].
На территории Брянщины нацисты развернули целую сеть лагерей смерти. Первоначально в них в нечеловеческих условиях содержались советские военнопленные. В дальнейшем в эти лагеря стали сгонять и мирных граждан. Всего в 1941-1943 годах на территории нынешней Брянской области было создано 22 лагеря для советских военнопленных. Только в лагере №142 в посёлке Урицкий (ныне Володарский район города Брянска) было загублено более 40 тысяч военнопленных и мирных граждан[2].
Память[править]
Уроженец Брянщины Евгений Петрович Кузин по крупицам собрал полную историю деревни Хацунь в книге «Хацунская исповедь», вышедшей в Брянске в 2007 году[5] и переизданной с дополнениями и иллюстрациями в 2012-м[1].
В 1977 году было принято решение о создании в Хацуни мемориального комплекса в память о жертвах фашизма. Однако первоначальный проект не был воплощён до конца. В 2009 году начались работы по полной реконструкции мемориала, посвященного российским деревням, уничтоженным в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками[6].
Открытие обновлённого мемориального комплекса состоялось 25 октября 2011 года — день 70-летия хацунской трагедии. В торжественном мероприятии приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Олег Говорун, делегации соседних регионов России, Украины, Белоруссии, Германии и других государств, общественных организаций.[7]
В память погибших жителей Хацуни и воинах, павших при освобождении родины от нацистских извергов, здесь возведена часовня. По фасаду здания музея устремляются в небо силуэты журавлей. По шатровому верху часовни стекают золотые слезы символ вечной скорби о погибших[2].
См. также[править]
- Геноцид советского народа
- Фашистский государственный террор
- «Иди и смотри»
- Корюковская трагедия
- Красуха (деревня)
- Аудриньская трагедия
- Мемориальный комплекс Шуневка
- Уничтожение Хатыни
- Трагедия деревни Ола
Источники[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Кравцова Елена Сергеевна СОЖЖЕННЫЕ ДЕРЕВНИ РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ // Мир науки и мысли. The World of Science and Ideas. — 2023. — № 2.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Ольга Старовойт Хацунь. Родной Брянск, милая сердцу Брянщина! (2019-05-18).
- ↑ Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 гг. — Том III: От начала восточной кампании до наступления на Сталинград (22.06.1941—24.09.1942) / Пер. с нем. И. Глаголева, коммент. полк. К. Черемухина — М.: Воениздат, 1971 — 589 с.
- ↑ Издательский дом "Красная звезда" Министерства обороны РФ 2 Ноября 2011 года «Честь и слава Трубчевска». Архивировано из первоисточника 22 сентября 2020. Проверено 17 мая 2021.
- ↑ Кузин Е. П. Хацунская исповедь. Брянск: Брянское СРП ВОГ, 2007. - 183 с. - ISBN 978-5-903513-01-7.
- ↑ Ольга Старовойт Хацунь. Родной Брянск, милая сердцу Брянщина! (2019-05-18).
- ↑ Первый канал: В Брянской области открыли мемориал в память о сёлах, уничтоженных фашистами
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Трагедия деревни Хацунь», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA. Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?». |
---|