Притеснения Украинской православной церкви на Украине

Притеснения Украинской православной церкви на Украине — политика постмайданной власти на Украине по дискриминации и выдавливанию Украинской православной церкви из общественной жизни, противозаконному отчуждению её имущества и организации репрессий по отношению к её прихожанам и священникам. При этом в акциях давления на сторонников Украинской православной церкви задействуются как рычаги государственной власти, так и различные негосударственные общности. В этих рядах особо выделяются боевики националистических военизированных формирований и члены Украинской православной церкви Киевского патриархата, которая по мнению сторонников УПЦ является скорее политической, чем религиозной организацией[1].
Исторический контекст[править]
Нападки на православные общины УПЦ со стороны Украинской греко-католической церкви можно отследить ещё до объявления независимости страны. На Западной Украине эти действия выливались в погромы православных епархий и захваты храмовой недвижимости, которые проходили при полном бездействии правоохранительных органов и активной силовой поддержке боевиков правоэкстремистской организации УНА-УНСО[1]. Первым таким примером стал захват Преображенского собора во Львове, осуществлённый униатами 29 октября 1989 года[2]. Как следствие, если в 1989 году во Львовской епархии было 1237 общин УПЦ, то в 1992 году их стало 15. В Ивано-Франковской епархии в 1990 году было 369 приходов УПЦ, а в 2004 их осталось 28[1]. Помимо греко-католиков в захватах собственности УПЦ также принимали участие функционеры Киевского патриархата и неканонической Украинской автономной православной церкви[3]. Как побочный эффект, в ходе этих акций украинские праворадикалы приобретали необходимый боевой опыт и навыки, которые найдут своё применение после переворота 2014 года[1].
В ходе кровавых беспорядков Евромайдана стала очевидной разница в отношении к ним со стороны различных религиозных сообществ Украины. Если Украинская православная церковь, как самая многочисленная конфессия страны, всеми силами пыталась снизить накал противостояния, то неканонический Киевский патриархат и Украинская греко-католическая церковь открыто поддержали сторону промайданной оппозиции, предоставили им свои храмы и в полном составе мобилизовали на протесты студентов и преподавателей своих духовных учебных заведений. Владислав Мальцев в своей книге «Жертва Гражданской войны: Преследования Украинской православной церкви в ходе конфликта на Украине» утверждает, что это было сделано в предвкушении последующего передела церковной собственности, который нетрудно провернуть под силовым прикрытием радикалов из военизированных формирований украинских националистов[3].
Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов в своей книге «Сакральные смыслы Новороссии» обращает внимание, что пассионарность греко-католической Галиции объясняется тем, что она не знала длительного и принудительного насаждения атеизма, полную меру которого испытали на себе Новороссия, Малороссия и Таврия[4].
Политика давления и притеснения[править]
Временной период, последовавший после переворота 2014 года в Киеве, ознаменовался хаосом политической динамики и непредсказуемыми изменениями украинского социума, которые не могли не отразиться на его церковной жизни. В период с 2014 по 2015 годы количество захватов храмов УПЦ, в которых принимали участие украинские националисты и боевики добровольческих батальонов, исчислялось десятками[5]. Причём первые такие попытки начались уже в двадцатых числах февраля 2014 года под прикрытием информационной кампании центральных и региональных СМИ Украины, которые выставляли Украинскую православную церковь в образе главного внутреннего врага, который финансирует терроризм, укрывает диверсантов, сотрудничает с российской разведкой и принимает участие в уничтожении мирных жителей[6].
Вопрос о дискредитации Украинской православной церкви в украинских средствах массовой информации заслуживает отдельного большого исследования. Здесь можно упомянуть данные статистического анализа украинского медиа-пространства, который показывает что за 2014—2015 годы украинские СМИ каждый день генерировали не менее двух-трёх информационных «поводов», направленных против Украинской церкви Московского патриархата. По общему объёму это составляло от 100 до 250 публикаций в сутки без учёта тематических ресурсов греко-католиков и Киевского патриархата[7].
В 2016 году характер прессинга на Украинскую православную церковь трансформировался и принял вид систематического давления на законодательном и государственном уровнях. Для этого в Верховной Раде началось рассмотрение сразу целого пакета законопроектов, которые дискриминировали УПЦ как агента недружественной страны и способствовали принудительной смене юрисдикции церковной недвижимости и храмов. Иными словами, создавалась юридическая база для государственного рейдерства[8].
С 2017 года к притеснениям УПЦ подключается украинская спецслужба СБУ, которая «кошмарит» обысками оппозиционных правозащитников и журналистов, освещавших захваты церковной недвижимости и храмов. Сразу после вызова на беседу в СБУ митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки (Коваленко), у его дома радикальные националисты провели агрессивный пикет. Это сделало очевидным, что оперативная работа СБУ координируется с беспределом уличной политоты. С конца 2018 года обыски и допросы священнослужителей (и даже епископов УПЦ) в СБУ приняли массовый характер[9].
1 декабря 2022 года президент Украины Владимир Зеленский заявил о том, что Совет национальной безопасности и обороны принял меры против Украинской православной церкви Московского патриархата. В связи с этим парламенту поручено выработать законопроект о запрете «аффилированных с центрами влияния в РФ религиозных организаций» для того, чтобы способствовать борьбе с российскими спецслужбами, окопавшимися в УПЦ МП[2].
Преступления против православия[править]
Особняком стоит вопрос о систематических артиллерийских обстрелах, которым украинские военные подвергают культовые сооружения Украинской православной церкви в Донецкой и Луганской народных республиках. Очевидцы этих преступлений подчёркивают, что украинские артиллерийские части намеренно бьют по крупным храмам в моменты утренних воскресных богослужений, то есть — в то время, когда они максимально заполнены верующими[10]. Причиной этих артиллерийских ударов может быть как намерение запугать гражданское население, так и желание «выплеснуть» ненависть к идеологически чуждой «московской» церкви. По данным на 2016 год достоверно известно как минимум о 30 таких случаях, когда зафиксирована информация о дате обстрела, описан характер повреждений и имеются документальные видео- и фотоподтверждения[11].
Источники[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Рогатин, 2017, Введение
- ↑ 2,0 2,1 История притеснений Украинской православной церкви (рус.) (2022-12-02). Проверено 26 марта 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Мальцев, 2016, Как и почему появилась эта книга
- ↑ Фролов, 2015, Православная Украина против отделения от Русской Церкви
- ↑ Мальцев, Рогатин, Лактюшин, 2019, От хаотических нападений — к организованному преследованию
- ↑ Мальцев, 2016, Как и почему появилась эта книга
- ↑ Рогатин, 2017, Антицерковная кампания в СМИ
- ↑ Мальцев, Рогатин, Лактюшин, 2019, От хаотических нападений — к организованному преследованию
- ↑ Мальцев, Рогатин, Лактюшин, 2019, От хаотических нападений — к организованному преследованию
- ↑ Рогатин, 2017, Преступления в зоне «АТО»
- ↑ Мальцев, 2016, Как и почему появилась эта книга
Литература[править]
- Мальцев, Владислав Жертва Гражданской войны : Преследования Украинской православной церкви в ходе конфликта на Украине, 2014–2015 гг. / Группа информации по преступлениям против личности. — «Русская книга», 2016. — 160 с.
- Мальцев, Владислав; Рогатин, Владимир; Лактюшин, Владимир Преследования Украинской православной церкви в ходе конфликта на Украине, 2016-2018 гг. : Доклад Межрегионального движения «За демократию и права человека». — М. : «Историческая память», 2019. — 176 с. — ББК 92 M21. — УДК 316.485.26(G). — ISBN 978-5-9990-0064-4.
- Рогатин, Владимир Николаевич Гонения на Православие на Украине в 2014—2016 гг.. — М. : РИСИ, 2017. — 224 с. — ББК 63.3. — УДК 93/94(G). — ISBN 978-5-91862-040-3.
- Фролов, Кирилл Сакральные смыслы Новороссии : Церковные и цивилизационные расколы в Новороссии, на Подкапатской Руси и Украине. — СПб. : «Алетейя», 2015.
![]() |
Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Руниверсалис» («Руни», руни.рф), называющаяся «Притеснения Украинской православной церкви на Украине». Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA. Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?». |