Переселение евреев в ЕАО
Переселение евреев в ЕАО — массовые переезды евреев в ЕАО[1].
Общие сведения[править]
28 марта 1928 года ВЦИК одобрил просьбу Комитета по земельному устройству трудящихся евреев о развитии Биробиджана с тем, чтобы превратить его в «еврейскую национальную область административно и территориально».
28 апреля 1928 года на станцию Тихонькая, где находился Биробиджанский переселенческий пункт, прибыл из Белоруссии первый эшелон с еврейскими переселенцами.
Всего с 1928 по 1933 годы на территорию нынешней области прибыло 22,3 тысяч человек[2].
За первые 6 лет колонизации прибыло 19 635 евреев, но уехало обратно 11 450, то есть осталось 8 185 человек.
Советский журналист и писатель Виктор Финк, посетивший этот район в 1928 году, отметил, что колонизация Биробиджана началась и происходила без подготовки и планирования. Не было построено жильё для переселенцев, людям приходилось «буквально гнить в бараках» годами, а совсем не несколько дней, как обещали власти переселенцам».
Давид Исаакович Вайсерман в книге «Как это было?» (Биробиджан, 1993) пишет: «В США уехали специалисты вместе с профессором Кунцем, который имел в Америке свою птицеферму. Почти все работники этой фермы в 1930 году вместе с ним переехали в Биро-Биджан. Через три года, в 1933 году, Кунц увез назад многих из тех, кто поверил в его мечту о светлой жизни для евреев на территории Биро-Биджанского района. Он разработал проект строительства на территории села Даниловка городка-комбината, рассчитанного на 1000 семей еврейских переселенцев из-за рубежа и 200 семей из Украины. Причиной отъезда в том числе явился голод, охвативший практически всю территорию нынешней области в 1933 году. Он задел и село Даниловка».
Однако, значительную часть евреев такими трудностями было сложно испугать. Сталин, рассчитавший, что евреи не справятся, был вынужден остановить строительство ЕАО массовым террором и прямым запретом атрибутов еврейского характера области.
В начале 1930-х годов около 1,4 тысяч еврейских иммигрантов прибыло в Биробиджан из США, Южной Америки, Европы, Подмандатной Палестины и других стран и регионов.
К 1932 году в Биробиджанском районе насчитывалось: пять еврейских колхозов — Валдгейм, Бирофельд, Амурзет, Икор, Ленинафельд.
В 1932 году произошло резкое увеличение числа переселенцев (14 тысяч человек против 3 241 в 1931 году). Однако, в этом же году резко увеличилось число евреев, уехавших обратно, по разным источникам — от 66 до 80%.
По роду занятий переселенцы-евреи в 1932 году распределились следующим образом: рабочие — 53,8 %, крестьяне — 3 %, служащие — 5,7 %, кустари — 8,3 %, бывшие торговцы — 29,9 %.
С 1932 года КОМЗЕТ в лице председателя Б.И. Троицкого и Всесоюзное объединение железнодорожных буфетов стали заключать договоры на обслуживание еврейских переселенцев питанием на пути следования до Дальнего Востока. Суточный рацион одного переселенца состоял из первого мясного или рыбного блюда, второго блюда вегетарианского, рыбного или мясного, 200 граммов хлеба и двух стаканов чая с сахаром.
10 сентября 1935 года председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов подписал постановление «Об утверждении правил о порядке въезда из-за границы СССР трудящихся-евреев на постоянное жительство в ЕАО». В нем указывалось: «Разрешается въезд из-за границы лишь лицам, принявшим гражданство СССР. Заявления о желании принять гражданство СССР и переселиться в ЕАО подаются евреями-иностранцами в Консульский отдел Полпредства СССР соответствующей страны. Необходимые заключения по заявлениям органы НКВД дают в месячный срок с момента их подачи».
Газета "Биробиджанская звезда" 9 октября 1935 года писала о подготовке к встрече новых переселенцев. Было опубликовано, как будут встречать вновь прибывших переселенцев, что было для них подготовлено — баня, столовая, культурная программа, транспорт. Газета напечатала приветственную речь Абрама Римского, переселенца 1928 года при встрече нового эшелона: "Дорогие товарищи, новые переселенцы, прибывающие первым эшелоном! Я приехал в Биробиджан еще в 1928 году в числе первых переселенцев. Сейчас вы приезжаете в уже сравнительно отстроенный город. К вашему приезду готовятся жилые помещения. Вы поступаете работать на действующие уже предприятия и на развернутые новостройки, ваши дети будут с первых же дней приняты в школы. Конечно, всего этого — жилья и школ — у нас недостаточно, но не без интересно будет вам узнать, что мы застали здесь, когда приехали сюда. Я с семьей, с шестью малолетними детьми, на первых порах круглый год прожил в палатке. Это была двойная палатка, внутри был настлан досчатый пол. Железная печка топилась без перерыва круглые сутки. В палатке помещались несколько семей. Нас окружала тайга. Мы работали, главным образом, зимой на заготовках, а летом на строительстве и пашни. Дом вышел на славу. По смете такой дом стоит 18 тысяч рублей. В нем три комнаты, кухня с русской печью. Дом внутри и снаружи оштукатурен. На дворе выстроен хлев и свинарник. Моя жена завела большое хозяйство — корову, три свиньи, птицу. При доме есть огород на 0,10 га. Картофеля и овощей хватит на всю зиму. Я с сыновьями зарабатываю до 1 тысячи рублей в месяц. Всей нашей семье обеспечена зажиточная жизнь. Я все это рассказываю не для того, чтобы похвастать, хотя и прибедняться нам не стоит. Пора бросить эту привычку! Я хочу на своем примере убедить всех, вновь приезжающих товарищей, что здесь, в Биробиджане, каждый честный труженик может добиться для себя обеспеченной счастливой жизни. Итак, добро пожаловать, товарищи! За работу, плечом к плечу с нами, старыми переселенцами!".
В 1936 году было переселено только 4 400 человек. Однако, нехватка жилья, школ, больниц, магазинов, культурно-бытовых учреждений порождала обратный отток переселенцев. По данным того же 1936 года, «обратники» составляли 35 % от числа прибывших переселенцев — евреев[3].
После войны несколько лет шёл относительно высокий поток переселения евреев в ЕАО, но оно оказалось последним. 26 января 1946 года вышло постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по укреплению и дальнейшему развитию хозяйства Еврейской автономной области». Осенью 1946 года более 100 семей из Винницкой области изъявили желание переехать в Биробиджан. Основной массив евреев-переселенцев составляли жители Винницкой области, всего из 9 эшелонов, прибывших в ЕАО с декабря 1946 года по июль 1948 года, три транспорта были сформированы в Винницкой области.
Эшелон в составе 120 семей (450 человек) выехал из Винницы 14 декабря 1946 года.
7 мая 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР о переселении на добровольных началах еврейских семей из Винницкой области, после чего 6 июня в ЕАО был отправлен эшелон с 346 семьями, в составе 1221 человек.
Дер Нистер пишет, что детей из Винницы сопровождал заведующий переселенческим отделом облисполкома ЕАО Абрам Аншелевич Гершков, с которым он подружился, и несколько воспитателей. Эшелон переселенцев, простояв в Москве сутки, 10 июня отправился на Дальний Восток, в Биробиджан.
Исторический документальный фильм о прибытии в Биробиджан почти тысячи еврейских переселенцев был снят 2 июля 1947 года Хабаровской студией кинохроники.
17 июня 1947 года бюро обкома партии ЕАО рассмотрело вопрос о мероприятиях по подготовке к приёму 2-й группы переселенцев из Винницкой области. Были «выработаны конкретные меры по приему, устройству и размещению прибывших переселенцев».
18 августа 1947 года руководство ЕАО обратилось к секретарю ЦК КП(б)У Л.М. Кагановичу с просьбой провести на территории УССР необходимые мероприятия по подготовке переселения. Очевидно, что Лазарь Моисеевич согласился поспособствовать переселению, так как статья «Єврейська автономна область» за подписью А. Гершкова, заместителя Председателя Биробиджанского горсовета, была опубликована в сентябре 1947 года в областных газетах «Вінницька правда» и «Наддніпрянська правда» (Херсон). Помимо Винницкой области, аналогичная работа была проведена в Херсонской и Николаевской областях.
О массовом стремлении покинуть родные места пишет секретарь обкома ВКП(б) ЕАО Александр Наумович Бахмутский в письме Л. Кагановичу от 25 июня 1947 года: «По имеющимся у нас данным, в ряде районов УССР есть значительное количество трудящихся евреев, желающих переселиться в ЕАО. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, поступающие в Биробиджан из различных районов Житомирской, Полтавской, Запорожской, Киевской и других областей».
Всего с декабря 1946 года до июля 1948 года в ЕАО из Украины (Винницкая, Херсонская, Николаевская, Днепропетровская области) и Крымской области РСФСР прибыли 9 эшелонов переселенцев в составе 1770 семей.
Людмила Кесельбренер, жительница Биробиджана:
«Наша семья жила в Винницкой области, в городе Ямполь. Когда пришли немцы, мы с мамой были в больнице — я только родилась, мне было 3 дня. Папа приехал за мной, отвез домой, а сам ушёл в военкомат, и больше мы его не видели. Потом немцы оккупировали весь город, оцепили колючей проволокой, и мы оказались в гетто.
После войны объявили о переселении на Дальний Восток — а нам что было делать? Жить негде, холодно, голодно, кушать нечего. Мама решила поехать вместе со всеми. Приехали в Биробиджан — а тут то же самое, только ещё хуже: голод, холод, жить негде, дали одну комнатку. Меня и брата определили в круглосуточный санаторий, там мы жили до школы».
В 1947 и 1948 годы в область прибыли переселенцы из Винницкой, Херсонской, Николаевской, Днепропетровской областей УССР, Крымской и Самаркандской областей.
Л.Зингер, автор статьи «Послевоенная реконструкция», опубликованной в марте 1949 г. в американском прокоммунистическом журнале «Jewish Life», писал: «Решение Советского правительства воодушевило советских евреев, которые увидели в этом доказательство того, что большевистская партия и правительство желают укрепить Еврейскую автономную область. Среди переселенцев, прибывших из Винницы, представлены следующие профессии и социальные группы: 48 строителей, 25 слесарей, 18 токарей, 25 водителей, 20 кузнецов, 48 сапожников, 37 портных, 155 колхозников, 5 трактористов, а также инженеры, техники, врачи, учителя, агрономы и т. д.»
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 7 января 1949 года № 93 на переселенцев распространялись следующие льготы:
1. Единовременное безвозвратное пособие в размере 2000 рублей на главу семьи и 500 рублей на каждого члена семьи.
2. Кредит на строительство и ремонт жилых домов и хозяйственных построек в сумме 15000 рублей на одну семью с последующим отнесением 50% кредита за счет государства.
3. Кредит на приобретение коров в размере 3000 рублей на семью.
4. Продовольственная ссуда из расчета 1 центнера зерна на главу семьи и 0,5 центнера на члена семьи.
Но в связи с резким уменьшением уплаты денежных и натуральных налогов по СССР в начале 1950-х годов, существующие льготы для переселенцев Дальнего Востока стали недостаточны. О необходимости предоставления дополнительных льгот для переселяющихся, кроме тех мероприятий, которые принимались на месте для организационно-хозяйственного укрепления колхозов, сообщал начальник переселенческого отдела областного управления сельского хозяйства и заготовок Фидельман И. начальнику главного переселенческого управления Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР Черемушкину С. Д. в ноябре 1953 года.
Самое главное — начался новый виток репрессий — Биробиджанское дело, еврейская культура была разгромлена и запрещена, и переселение в ЕАО прекратилось, и еврейское население области стало сокращаться.
Из отчета заведующего переселенческим отделом при облисполкоме С. Лившица, составленного 31 января 1950 года, узнаем о встрече и приеме переселенцев, прибывших на территорию области:
На первой железнодорожной станции нашей области – Облучье, все переселенцы проходили санобработку, при чем переселенцы, предназначенные для Облученского района, тут же выгружались и на автомашинах, заранее подготовленных, развозились по колхозам и предприятиям. Руководители колхозов и предприятий вселения встречали переселенцев и знакомили их с состоянием колхозов и предприятий. В месте стоянки эшелона была организована торговля хлебом и другими продуктами питания, в специальных подводах-кухнях была организована продажа горячей пищи. Следующей остановкой, где разгружались переселенцы это ст. Биробиджан. Тут выгружались переселенцы, предназначенные для колхозов Биробиджанского района, и оставшиеся на предприятиях города Биробиджана, тут разгрузка по предприятиям и колхозам производилась также, как в Облучье. Вагоны с переселенцами предназначенные для Смидовичского района переадресовывались на станцию Ин Смидовичского района, вагоны с переселенцами, предназначенные для Ленинского района переадресовывались на ст. Ленинск, откуда на автомашинах развозились по колхозам и предприятиям. Вагоны с переселенцами, предназначенные для Сталинского района переадресовывались на ст. Ленинск, оттуда водным транспортом по р. Амур отправлялись на пристань Амурзет и оттуда на автомашинах развозились по колхозам. Причем при наличии ко дню прибытия переселенцев на пристани Ленинск рейсового парохода переселенцы отправлялись этим пароходом, а при отсутствии его Амурское пароходство по ходатайству Хабаровского крайпереселенотдела предоставлял специальный транспорт. Переселенцев встречали и сопровождали до мест вселения ответственные представители райисполкомов, а также работники облпереселенотдела. Ввиду отсутствия автотранспорта в колхозах, перевозка переселенцев до колхоза производилась за счет привлечения автотранспортных контор, предприятий и машинно-тракторных станций[4].
Переселенческий отдел облисполкома ЕАО[править]
Существовал Переселенческий отдел облисполкома ЕАО.
Его руководители:
- Иосиф Моисеевич Баскин (~1938)
- Хаим Абрамович Митновицкий (~1938)
- Абрам Аншелевич Гершков (~1946)
- С. Лившиц (~1950)
Иосиф Моисеевич Баскин был около 1930 года заведующим переселенческим отделом г. Биробиджана.
Память[править]
В Биробиджане имеется Памятник первым переселенцам. Биробиджанский художник Владислав Абрамович Цап в начале XXI века создал эскизы и сделал такой памятник.
Аналогии с Израилем[править]
Переселенческий отдел облисполкома ЕАО — своеобразный аналог Министерства абсорбции Израиля.
Переселенец — аналог олима (причём как в Израиле различали новых репатриантов и «старых»).
Как и в Израиле, имелся феномен возвращающихся обратно (йерида).
Коренной биробиджанец аналог сабры.
Волны переселений (1928, начало и середина 1930-х, 1948) можно считать аналогом перечня алии.
Ссылки[править]
Источники[править]
- ↑ https://berkovich-zametki.com/Nomer46/Mitsel1.htm
- ↑ https://bounb.ru/dates-eao/2018/apr65/settler90?ysclid=ltr5tiv1jy416414687
- ↑ http://icarp.su/konferens/konf_2011/konf_idish_2011/Pikalov.pdf
- ↑ https://arhiv.eao.ru/deyat/publikacii/695-poslevoennoe-pereselenie-v-evreyskuyu-avtonomnuyu-oblast-1947-1958-gg.html