Биракан

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

49°00′03″ с. ш. 131°43′12″ в. д. / 49.000833° с. ш. 131.72° в. д. (G) (O) (Я)

Биракан

Биракан (Россия)
Red pog.png
Биракан (Еврейская автономная область)
Red pog.png



Статус
посёлок городского типа
Государство
Россия
Регион
Еврейская автономная область
Муниципальный район
Облученский район
Население
↓1760 чел. (2021)




Дата основания
1905
Статус с
1931 года





Цех Бираканской бумажной фабрики 1978 г. Ныне уничтожена.

Биракан (англ. Birakan) — посёлок городского типа на востоке РФ[1].

Общие сведения[править]

Назван от эвенк. вира — река, -кан суффикс уменьшительности, то есть Биракан — речка; маленькая река.

Располагается в Облученском районе ЕАО, среди гор Малого Хингана, на берегу р. Бира, в 55 км к востоку от райцентра — г. Облучье, в 110 км к северо-западу от Биробиджана.

Имеется ЗАО «Просеки Востока» деревообрабатывающее предприятие, ИП Виноградов — деревообрабатывающее предприятие, средняя образовательная школа № 15, больница, аптека, отделение почтовой связи, Дом культуры, библиотека, детский сад, сеть магазинов.

Ход событий[править]

Возник в 1905 году при постройке железной дороги и назван по одноимённой реке Биракан (левый приток реки Бира), протекающей по восточной окраине посёлка.

К концу 1926 года население посёлка составляло 1638 человек, а к концу 1930 году Биракан насчитывал уже 2113 жителей. Население выросло, главным образом, за счёт еврейских переселенцев.

Поселение основано в 1930 году ОЗЕТом в 5 км от одноимённой железнодорожной станции (она возникла ещё в 1912 году) как посёлок при скипидарно-смолокуренном заводе.

С начала 1930-х годов в Биракане действовали артели «Смолокур», «Красный клещевик» (бондарное производство), «Первое Мая» (производство извести), «Пролетариер» (сапожно-швейное производство), «Известь» (свыше 100 работников), «Биробиджанер мрамор» (добыча мрамора), «Бираканер бойер» («Бираканский строитель»).

В посёлке возводились новые дома, появлялись новые улицы, было образовано несколько артелей. В артель «Смолокур» объединились 40 рабочих, они выжигали уголь, вырабатывали смолу и скипидар, изготовляли бочкотару. В артели «Биробиджанский мрамор» занимались добычей высококачественного мрамора, который использовался в разных концах страны. Бираканским мрамором облицована одна из станций московского метро — Белорусский вокзал. В артель «1 мая» объединились 87 рабочих, они делали стройматериалы. Артель «Пролетарий» объединила 15 человек, изготовлявших тёплые вещи и обувь.

10 октября 1931 года Постановлением Президиума ВЦИК «селение Биракан (с железно-дорожной станцией того же имени)» отнесён к категории рабочих поселков, таким образом Биракан был преобразован в рабочий посёлок, сельский совет был преобразован в поселковый совет. В этом же году на базе артели «Красный клещевик» был организован промышленный комбинат.

В 1933 году был создан колхоз «Новая жизнь», а также был организован еврейский драматический кружок.

Осенью 1933 года на станции Биракан высадились переселенцы-комсомольцы с Украины, их распределили по комсомольским путёвкам для строительства завода по добыче и обработке мрамора.

В середине 1930-х годов на базе месторождения мраморного известняка создан Бираканский известковый завод, с 1936 года велась разработка мрамора. В 1930-х годах действовала школа-семилетка с преподаванием на идише, работала библиотека с книгами на идише.

В 1935 году началась прокладка автомобильной дороги Биракан-Кульдур, была построена электростанция и мельница.

В том же 1935 вышел 1-й номер газеты «Сталинский призыв — Сталинеруф» (с 1956 года — «Искра Хингана»; главный редактор А. Рутман).

В 1939 году в здесь проживало 622 еврея.

В 1939 году в посёлок прибыли новые переселенцы из западных районов страны. Ими был образован совхоз «Най-Лебн», что в переводе с идишп означает «Новая жизнь». Совхоз специализировался на выращивании пшеницы, овса, арбузов.

Во время войны в Биракан было привезено оборудование бумажной фабрики из Белоруссии и размещено на месте бывшего мраморного завода. Фабрика была реконструирована. Сначала она специализировалась на переработке древесины и выпуске школьных тетрадей, позже — обёрточной и технической бумаги из макулатуры. В период войны 540 бираканцев ушли на фронт. Артели и предприятия Биракана перешли на выпуск продукции для фронта. В артели «1 Мая» готовили ящики для снарядов, в артели «Пролетарий» стирали и чинили фуфайки, шинели, рукавицы, бинты.

После войны в Биракане образовалась МТС, были построены ремонтные мастерские, автопарк пополнился новыми машинами, построена средняя школа.

В 1947 года начала работать первая на Дальнем Востоке бумажная фабрика (директор — Б. Вайнштейн).

В 1960-е годы колхоз «Най Лебн» стал частью отделения Известкового отделения, прекратив свое существование.

В 1959 году артель «1 Мая» была переименована в Бираканский лесозавод, а в 1975 году получила название «Бираканский леспромхоз». Леспромхоз заготавливал и перерабатывал лес, объёмы составляли почти 100 тысяч куб м делового леса в год.

К середине 1960-х годов Бираканский леспромхоз заготавливал и перерабатывал ежегодно почти 100 тыс. кубометров делового леса. Чтобы освоить дальние урочища отведенной ему сырьевой базы, было проложено сквозь горную тайгу почти 100 километров лесовозной дороги.

К началу 1990-х годов в посёлке жило 3100 человек.

После падения советской власти были закрыты многие предприятия, в том числе леспромхоз, промкомбинат, бумажная фабрика.

Еврейский колхоз «Най лебн»[править]

В 1930-е годы на окраине поселка образовался еврейский колхоз «Най лебн» — «Новая жизнь». А так как пахотной земли вокруг было всего ничего, отвоевывали пашню у тайги. Так что первым колхозникам пришлось не землю пахать, а лес валить и корчевать.

Председателем нового колхоза стал переселенец Самуил Ефимович Альпер.

Последним председателем был Шевель Герцович Писецкий.

В книге «Административно-территориальное устройство ЕАО» опубликован годовой отчет колхозов Облученского района за 1936 год. Судя по отчету, в колхозе «Най лебн» проживало 123 человека, из них трудоспособных — 56. Стоимость же общественных средств производства была одной из самых больших — почти 230 тысяч рублей! Богатый, одним словом, был этот еврейский колхоз. Доход здесь получали не только от земли и скота, но и от подсобных промыслов, торговли.

Кроме колхоза «Най лебн», в Биракане до войны были организованы четыре артели, где работало много еврейских переселенцев — «Биробиджанский мрамор», «Смолокур», «Пролетарий» и «1-е Мая».

— И мрамор тут добывали, и известь выжигали, и стройматериалы производили, и бочки делали, и обувь-одежду шили, — перечисляет старейшая жительница поселка Мария Борисовна Кириенко (Теплицкая).

Она немного помнит довоенные годы — вместе с родителями приехала сюда в 1940-м.

— Мы жили в Киеве, на главной улице города — Крещатике. Хорошо жили. Но отец решил откликнуться на призыв поехать на Дальний Восток строить Еврейскую автономию. Устроился здесь работать в бондарную артель. Работал так хорошо, что его даже на ВДНХ в Москву посылали.

В 1941-м хотели Теплицкие вернуться на родину в Киев, сели в поезд. Доехали до Амурской области, а тут сообщение — война. Вернулись обратно.

— Отец ушел на фронт, а мама с пятью ребятишками устроилась прачкой — стирала телогрейки, рабочее обмундирование, мы ей помогали как могли, — вспоминает Мария Борисовна.

Борис Беркович и Раиса Моисеевна Теплицкие вырастили хороших детей, дали им образование.

Замуж Муся Теплицкая вышла за украинца Николая Кириенко, выходца из Белоруссии. Одно время жили в Биробиджане, она работала инструктором по обучению на текстильной фабрике. А когда фабрику закрыли, решили вернуться в Биракан. Жители поселка вспоминают, какой активной была Муся-Мария — четыре раза избирали ее депутатом поссовета, была она и председателем административной комиссии, активно работала в ветеранской организации.

Будучи девчонкой, гуляя по главной улице поселка — Сталинградской (теперь Вокзальная), видела Мария, как везли на телегах к вокзалу раскулаченных, среди которых были и так называемые сибирские евреи, которых сослали на Дальний Восток. Здесь, в Биробиджане, сосланные смогли также хорошо наладить свой быт, за что снова были наказаны — богатых советская власть не любила.

Живет Мария Борисовна в единственной в поселке пятиэтажке. Сама болеет, из дома не выходит, а Николай Михайлович, которому уже за 80, еще обрабатывает дачу, ухаживает за больной женой.

В этой же пятиэтажке, в соседнем подъезде, проживает Нина Викторовна Шестакова (Пожарник).

— Моя бабушка Эстер Кивовна в колхозе «Най лебн» свинаркой работала. Привесы получала такие высокие, что ездила в Москву на ВДНХ, — рассказывает женщина. — Дедушка, Койфман Койфманович, тоже работал в колхозе, но в 34 года заболел и умер. Маму звали Двойрой, она бабушке на ферме с детства помогала, потом сама в колхозе работала. Растила нас мама с сестрой без отца, жили мы очень бедно. Замуж я вышла за кульдурского парня, сестра Клава свое счастье в Верхне-Буреинском районе нашла, а потом они в Биракан вернулись.

Сама Нина Петровна тоже Биракан покидала — семь лет прожила в Израиле.

— Хорошо там, я благодарна этой стране за гостеприимство, но дом есть дом — буду доживать свой век здесь.

Осталась верной родному поселку и Валентина Срульевна Жиганова (Гликштейн). Живет она с мужем Александром Кузьмичем на улице Вокзальной. Той самой, по которой везли раскулаченных и репрессированных в 30-е годы. Родители Валентины — Степан Соломонович и Татьяна Шлемовна — переселились в Биракан из Кульдура, а в Кульдур приехали из Украины.

— Семья была многодетной, но отец — он в торговле работал, нас оставил, полюбил другую. И мама подняла нас — всех пятерых, белье и день и ночь стирала. Я торговую школу закончила, в рыбкоопе продавцом была, завскладом.

А улица наша дружной была после войны, веселой. И не смотрели, еврей ты, русский или татарин.

— А идиш после войны можно было услышать? — спрашиваю.

— Редко. Я тоже язык почти не знаю, хотя мама на идише говорила хорошо.

Разговариваем на крылечке летней кухни, а в это время муж и приехавший из Находки сын баню во дворе перестраивают.

— В поселке бани давно нет, почти у каждого во дворе своя. А наша подгнивать начала, — поясняет хозяйка.

Возвращаясь с Вокзальной улицы, останавливаюсь у памятника погибшим на войне бираканцам. В глаза бросаются еврейские фамилии. Есть фамилии евреев-бираканцев и в областной Книге Памяти — Мартирологе. Причем пострадали от репрессий в основном простые рабочие и артельщики. Павел Берлинский был сторожем в артели «1-е Мая», Герш Канторович и Хаим Левин — сапожниками, простыми рабочими были Иосиф Розенблит и Абрам Холоденко. Но есть в списке фамилии бывшего председателя артели «1-е Мая» Эфраима Рашина и руководителя артели «Пролетарий» в 30-е годы Мойши Медведя. Рашина в 1938 году расстреляли, Медведя оправдали. Расстреляли в том же 1938-м и сапожника Хаима Левина.

После войны от былых артелей почти ничего не осталось, зато заработала бумажная фабрика, которой много лет руководил Ванштейн (имя никто не смог вспомнить).

В 1980-е годы евреев в Биракане было еще довольно много. «Сюда даже спектакли из Биробиджана привозили на идише», — говорят жители.

«Вспоминали Дору Абрамовну Малину, бывшую Золотаревскую, учителя-географа Юрия Смолянского, учительницу русского языка Цилю Ильиничну Левитан и ее брата Якова, супругов Талисвейбер и их большую семью, в которой было девять детей…»[2]

Источники[править]

 
Еврейские национальные районы

Проекты еврейских автономий в СССР (Приазовская еврейская автономная область) • Биробиджанский еврейский национальный районСталиндорфский еврейский национальный районКалининдорфский еврейский национальный районНовозлатопольский еврейский национальный районФрайдорфский еврейский национальный районЛариндорфский еврейский национальный районГорско-еврейская автономия в Кабардино-Балкарии

Еврейские колонии, колхозы и сельсоветы

Еврейские колонии Херсонской губернииКолхозы в ДагестанеКрасная СлободаЛениндорфский сельсоветНагартавский сельсоветИзраилевский сельсоветИнгулецкий сельсоветНовополтавский сельсоветДобренский сельсоветЗатишнянский сельсоветНовобериславский сельсоветРотендорфский сельсоветЕврейские поселения Одесского регионаЕврабземПриморскийДжеганасНай-ЛебенПоселения и общины горских евреевПоселения грузинских евреевКолхозы бухарских евреевЕврейские колхозы и сельсоветы в БССР

Крымский проект

Евреи в КрымуЕврейская республика в КрымуПрезидентДело ЕАКПротиводействие крымских татарКультурав ЧККрымские евреи в войнеТель-ХайКерем ЙосефМааянМайфельдМишмарВойо-НоваИкорНайлебенА.Г. БрагинЮрий ЛаринМ.С. ЭлькиндС.С. КрымД.И. УльяновА.И. СлуцкийР.С. ЗемлячкаБела КунА.И. ИзраиловичИ.Э. ЯкирЕ.И. ВегерМ.Х. ПоляковС.Е. ВейцманП.Р. Ямпольский

Еврейская АО

ЕАОАмурзетБираканБирофельдБиробиджанВалдгеймИкорНайфельдЗаречноеЕАО во время 2-й мировой войныИстория экономики ЕАОНаука и образование в ЕАОПланы преобразования ЕАО в республикуРепрессии в ЕАОИстория ЕАОИзраиль и ЕАОЭкономика ЕАОФлора и фауна ЕАОБ.Л. БрукС.М. ДиманштейнЕвреи в ЕАОБиробиджановедение

Главы Биробиджана

Борис Алексеевич ФурерИсаак Гершкович ШульманМихаил Давидович ШкольникГирш Фридманович КауфманИзраиль Абрамович ГольдмахерГирш Урович МайЗиновий Михайлович КрайцДанил Хаимович СарашевскийАбрам Израилович ЯрмицкийМихаил Зельманович Спиваковский

1-е секретари обкома ЕАО

Матвей Павлович ХавкинАрон Борисович РыськинГирш Иохимович СухаревАлександр Наумович БахмутскийЛев Борисович ШапироБорис Леонидович Корсунский

Председатели исполкома ЕАО

Иосиф Израилевич ЛибербергМихаил Абрамович КаттельМирон Борисович ГеллерНиколай Соломонович БиглерМихаил Нафтулович ЗильберштейнМихаил Евелевич ЛевитинЛев Ефремович БеньковичМарк Матвеевич Кауфман

Губернаторы ЕАО

Александр Аронович ВинниковАлександр Борисович ЛевинтальРостислав Эрнстович Гольдштейн

Материалы

Хронология «Красного Сиона»ЕвкомЕвсекцияКОМЗЕТОЗЕТ (ЛенОЗЕТ) • Биробиджанер штернТрибунаХе-ХалуцАКСОЮденпланПогромы в еврейских колонияхЕврейские хозяйства на выставках СССРГазеты «Красного Сиона»Коллективизация в еврейских поселениях СССРИностранная помощь «Красному Сиону» (Агро-ДжойнтИКОРПРОКОРОРТЕКОАмбиджан) • Отчёт Давида Бен‑Гуриона об участии во ВСКПВИнститут еврейской пролетарской культурыНовополтавский еврейский сельскохозяйственный институтЧеботарский еврейский сельскохозяйственный техникумИзучение еврейского государственного строительства в СССРКрасный Сион в искусстве (Красный Сион в постерах) • Экономика еврейских национальных районов КрАССР и УССРГолодомор в еврейских колхозахОрганы госбезопасности Красного СионаРазгром еврейского национального строительства в СССРХолокост в Крыму и в еврейских колхозах