ЛенОЗЕТ

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ленинградский областной ОЗЕТ — подразделение ОЗЕТа[1].

Общие сведения[править]

Северо-Западное областное отделение ОЗЕТа (с 1 августа 1927 года — ЛенОЗЕТ) возникло в феврале 1926 года. 1-м председателем ЛенОЗЕТа был избран Иосиф Захарович Розовский, заместителем — Абрам Моисеевич Брамсон, казначеем — С. Антокольский. Немного позднее вторым заместителем стал коммунист С. Ломовский.

Из 925 членов организации, принятых к 1 июля 1926 года, только 52 были коммунистами и 38 — комсомольцами. Подавляющее большинство озетовцев (61,4%) составляли служащие.

Первая конкретная помощь ЛенОЗЕТа еврейским крестьянам в начальный период выразилась в выделении 50 рублей на установку радиоприёмника с громкоговорителем в одном из переселенческих сельсоветов.

После 1-го Всесоюзного съезда ОЗЕТа (ноябрь 1926 года) ЛенОЗЕТ начал собирать библиотечки медицинской, агрономической и детской литературы для отправки в Крым и УССР. Поселенцам было послано немного денег и сельскохозяйственные орудия.

21-22 марта 1927 года в Ленинграде прошла 1-я областная конференция ОЗЕТа с участием председателя Центрального Правления ОЗЕТа (ЦПО) Семёна Диманштейна. Розовский в своем отчетном докладе подчеркнул принципиальное отличие ОЗЕТа, как советской организации, от бывших еврейских общественных учреждений. Диманштейн сформулировал новую линию так: отказ от национализма, партийное руководство, неприятие старой еврейской общественности и её методов работы.

После конференции происходило открытие новых отделений в области, например, в городках её юго-западной части (Себеже, Невеле и Велиже), где с дореволюционных времен имелось заметное еврейское население.

В деятельности ЛенОЗЕТа продолжал преобладать культурно-просветительский аспект. Её размах был невелик, освещение в нееврейской печати — скромным.

При прикреплении крымских поселений к ОЗЕТ-организациям крупных городов ЛенОЗЕТу достался лишь один участок в Евпаторийском районе, в то время как Московская организация получила 3 участка. Ещё скромнее обстояло дело с переселением ленинградских евреев в южные колонии. Из 500 нарядов, выделенных КОМЗЕТом на переселение в Крым, на Ленинград пришлось только 10, да и то неясно, были ли эти места заполнены. Чтобы оправдать незначительность достижений ЛенОЗЕТа, Розовский упрекал в бездействии «старую еврейскую общественность» Ленинграда. В результате проведенной в мае кампании по вовлечению в Общество новых членов в него вступили около 500 человек. Но до желательной руководству ОЗЕТа пролетаризации Общества было пока далеко. Доля рабочих в нём не превышала 20%.

В 1927 году ЛенОЗЕТ возглавил некий П. Петров-Соколовский.

В том же 1927 году в Ленинградской области было образовано несколько еврейских сельскохозяйственных поселений. Только вблизи Ленинграда появились два маленьких еврейских колхоза: Еврабзем и Евселькооп.

В началу 1928 года масштабы деятельности ЛенОЗЕТА существенно расширились. Уполномоченные ОЗЕТа появились на крупнейших предприятиях города. Число членов, как индивидуальных, так и организованных в 64 ячейки, выросло до 4,5 тысяч. Тем не менее процент служащих продолжал оставаться высоким (41%). Подавляющее большинство ячеек находилось в учреждениях и в учебных заведениях. Общая картина отражала скорее социальный состав самодеятельных ленинградских евреев, чем горожан в целом.

Со стороны компартии ЛенОЗЕТ курировался ответственным секретарем Евсекции при Севзапбюро ЦК ВКП(б), бывшим минским сионистом-социалистом Давидом Мацем (Давид Моисеевич Мац?).

Существенную часть суммы членских взносов ЛенОЗЕТ тратил на помощь крымским колонистам.

Идея направить еврейскую переселенческую деятельность в будущий Биробиджан, официально закрепленная постановлением ЦИК СССР от 28 марта 1928 года, исходила не от еврейских активистов ОЗЕТа, часть которых вначале выступила против неё. Поэтому постановлению предшествовали мероприятия по обеспечению поддержки биробиджанского плана самими озетовцами. В Ленинграде с этой целью 19-20 февраля 1928 года был созван 3-й пленум областного ОЗЕТа. На митинге, проведенном в день открытия пленума с участием С. Диманштейна, члена Президиума ЦПО Моисея Каменштейна, руководителей Евсекции (Шмуэль Агурский, Давид Мац), редактора Дер Эмес Моисея Литвакова и московских идишистских писателей, присутствовавшие проголосовали за резолюцию в поддержку биробиджанского проекта. Сложнее оказалось принять подобную резолюцию на самом пленуме. Как и в центральном руководстве, в Ленинграде мнения делегатов разделились. Среди выступавших против были и члены Правления ЛенОЗЕТа. Только «после продолжительного обмена мнениями» требуемая резолюция была все же принята. Результаты первого голосования (неопубликованные) не удовлетворили руководство. Второе голосование дало 10 воздержавшихся, пятерых из которых последующей «проработкой» удалось заставить написать заявления в поддержку резолюции. Чтобы закрепить победу, вскоре после пленума Ленинград посетил зампредседателя ЦПО Самуил Вейцман, в присутствии которого расширенное заседание Президиума ЛенОЗЕТа единогласно приняло новую резолюцию о содействии биробиджанскому проекту.

Если ранее 97% членов были евреями, то затем началась интернационализация ЛенОЗЕТа, для чего Северо-Западное Бюро ЦК ВКП(б) обязало партийные и комсомольские организации содействовать озет-работе. Членство в ЛенОЗЕТе стало быстро расти, как и его доходы. Процент неевреев к началу 1929 года достиг не менее 17%. Для поднятия престижа организации в её почетные члены был принят ряд известных деятелей науки и культуры, среди них нееврей Максим Горький. В еврейские колонии в Крым и на Херсонщину посылались делегации рабочих-неевреев.

Участились митинги ЛенОЗЕТа. Возникли его новые ячейки на заводах и фабриках, в институтах и школах. Комсомольцы составляли 18% всех членов ЛенОЗЕТа, в то время как в Украине, в Крыму, Грузии, Татарии, Азербайджане этот процент колебался от 2 до 7%.

В 1928 году лишь 10 ленинградских семей было направлено в Крым. Из них только четыре семьи действительно туда поехали, причём две вернулись обратно. Из 6 человек, уехавших в Биробиджан, один вскоре вернулся.

Введение 24 мая 1928 года нового устава ОЗЕТа, по которому в организацию был закрыт доступ «нетрудовым элементам», ухудшило положение. В течение агитационного месячника, проведенного комсомолом в марте 1929 года, на семи предприятиях города ни один человек не присоединился к ОЗЕТу, на других вступало по 1-2 человека.

Конец 1928 года был отмечен конфликтом в руководстве ЛенОЗЕТа. Часть Президиума и Правления во главе с Мацем выступила с критикой агитационной комедии Петрова-Соколовского «Ганойвим-Трест». Зная, что накануне Мац был уволен со штатной должности в Секторе нацменьшинств ЦК ВКП(б), Петров-Соколовский, в свою очередь, обвинил Маца в создании в ЛенОЗЕТе «шовинистической группировки», ведущей вредительскую работу. Конфликт закончился снятием Петрова-Соколовского с должности председателя и исключением Маца из Президиума.

В марте 1929 года, накануне 3-го пленума ЛенОЗЕТа, Общество возглавил бывший заведующий Евотделом Губкомнаца Соломон Раппопорт.

Наиболее успешно озет-работа проводилась среди ленинградского студенчества. Так, в ячейке Технологического института насчитывалось в мае 1929 года 450 членов, в том числе: членов ВКП(б) — 28%, комсомольцев — 26%, неевреев — 50%.

К концу 1929 года, в момент ликвидации независимых еврейских общественных организаций, участие «петербургских деятелей» в ЛенОЗЕТе стало выглядеть анахронизмом.

Осенью 1929 года в печати появился ряд публикаций, остро критиковавших «нездоровые явления» в работе Правления. Бывший председатель ЛенОЗЕТа П. Петров-Соколовский осудил руководство за нежелание «проникнуть в толщу рабочих масс», повышенные расходы на содержание аппарата и неудовлетворительный сбор членских взносов. Он писал, что большинство членов Правления — это почетные представители учреждений и организаций, не принимающие в работе Общества никакого участия, что основой финансовой деятельности ЛенОЗЕТа стали «подсобные предприятия», а не членские взносы. За статьей последовало заседание фракции коммунистов Общества, на котором указывалось, что Раппопорт редко бывает в ОЗЕТе, в результате чего руководство организацией «вручено нэпманам». Говорилось и о том, что некоторые руководители ЛенОЗЕТа отказались поддержать кампанию по закрытию Хоральной синагоги.

Обком рекомендовал резко сократить число членов Правления, усилив в нем партийное руководство.

В январе 1930 года в коллективном письме к Дер Эмее озет-активисты Ленинградского Политехнического института потребовали переизбрать руководство ЛенОЗЕТа. Приехавший в город секретарь ЦПО Я.Левин также выступил с обвинениями в адрес Правления. Получалось, что численность ЛенОЗЕТа неизмеримо выросла, финансовая база окрепла, лотерейные билеты распространены, но все это достигнуто не благодаря работе, а вопреки бездеятельности руководства. Травля Правления завершилась его переизбранием на новое, в котором половину мест получили заводские рабочие. Председателем ЛенОЗЕТа был выбран коммунист Анатолий Гельнер.

В начале 1930 года лишь 15 ленинградцев согласились уехать в Крым и ещё 8 — в Биробиджан.

Проект нового устава Общества, обнародованный весной 1930 года, объявлял целью ОЗЕТа не просто землеустройство евреев, а переселение «на началах коллективизации» с условием участия в «социалистическом строительстве страны».

Подшефный посёлок — Перецфельд.

В апреле 1931 года во время месячника ЛенОЗЕТ завербовал 12 тысяч индивидуальных и 78 юридических членов, реализовал 142 тысячи билетов ОЗЕТ-лотереи, провела десятки мероприятий. Вскоре, однако, выяснилось, что цифры были сильно преувеличены. К концу года ЛенОЗЕТ потерял многих старых членов, зато заданная партией пролетаризация и интернационализация Общества была, наконец, достигнута. Рабочих в ЛенОЗЕТе стало 66%, членов ВКП(б) — 23%, евреев — только 5%. Центр озетовской деятельности переместился на предприятия, особенно на крупные, в частности «Красный Треугольник», «Большевик» и «Скороход». Рабочих стали посылать на воскресники в еврейские колхозы. На заводах создавались рабочие бригады им. ОЗЕТа. Вытеснение евреев, служащих и учащихся из ЛенОЗЕТа осуществил бывший чекист Васильев, занявший пост председателя в феврале 1931 года.

Постановление ВЦИК РСФСР от 30 сентября 1931 года о намерении создать в Биробиджане еврейскую автономную административно-территориальную единицу ещё больше приковало деятельность озет-организаций, в том числе ЛенОЗЕТа, к ЕАО. Работа в Крыму сворачивалась. В 9-м номере ленинградского журнала «Звезда» появился очерк Семена Бытового «По еврейским колхозам Крыма», в котором большинство колхозников было представлено «лишенцами», тунеядцами, склочниками. Крупнейшие фабрики и заводы города выделили своих представителей в состав делегации, отправленной в Биробиджан. Отдельные посёлки и объекты области были прикреплены к ленинградским предприятиям для шефства. Конкретная помощь переселенцам заключалась в посылке двух тракторов от «Красного Путиловца».

5-я Областная конференция ОЗЕТа открылась в феврале 1932 года. Её делегаты представляли более 27 тысяч индивидуальных и 20 тысяч коллективных членов, объединенных в 354 ячейки, из них 85% рабочих и 90% неевреев. На конференции подчёркивалось, что сильно укрепилась финансовая база ЛенОЗЕТА, годовой оборот которого достиг 0,7 млн рублей. Доходы организации состояли в основном из средств, поступавших от юридических членов (учреждений) и прибыли от подсобных предприятий. Это позволяло ЛенОЗЕТу содержать 140 освобождённых работников. Главным его успехом считалась налаживание связи с заводами и фабриками. Председателем ЛенОЗЕТа стал Зельцер, а Васильев стал ответственным секретарем.

В феврале 1932 года в ЛенОЗЕТе было 47 тысяч членов, в марте 1932 года — 55 614, но в октябре того же 1932 года — лишь 25 тысяч.

Весь 1932 год ЛенОЗЕТ был на прекрасном счету у Центрального Совета ОЗЕТа (ЦСО) и получил переходящее знамя, как передовой коллектив. Во главе организации встала большевичка Висневская.

На майском 1936 года собрании актива работа ЛенОЗЕТа резко критиковалась как самими активистами, так и ответственным секретарем ЦСО Е. Эйдельманом.

В начале 1937 года должность председателя ЛенОЗЕТа занял уроженец белорусского местечка Б. Эскин, малограмотный партийный организатор, выпускник Губсовпартшколы.

21 мая 1938 года Центральный Совет Озета приказал ликвидировать ленинградское отделение. Вскоре и Центральный ОЗЕТ был закрыт.

См. также[править]

Источники[править]

 
Еврейские национальные районы

Проекты еврейских автономий в СССР (Приазовская еврейская автономная область) • Биробиджанский еврейский национальный районСталиндорфский еврейский национальный районКалининдорфский еврейский национальный районНовозлатопольский еврейский национальный районФрайдорфский еврейский национальный районЛариндорфский еврейский национальный районГорско-еврейская автономия в Кабардино-Балкарии

Еврейские колонии, колхозы и сельсоветы

Еврейские колонии Херсонской губернииКолхозы в ДагестанеКрасная СлободаЛениндорфский сельсоветНагартавский сельсоветИзраилевский сельсоветИнгулецкий сельсоветНовополтавский сельсоветДобренский сельсоветЗатишнянский сельсоветНовобериславский сельсоветРотендорфский сельсоветЕврейские поселения Одесского регионаЕврабземПриморскийДжеганасНай-ЛебенПоселения и общины горских евреевПоселения грузинских евреевКолхозы бухарских евреевЕврейские колхозы и сельсоветы в БССР

Крымский проект

Евреи в КрымуЕврейская республика в КрымуПрезидентДело ЕАКПротиводействие крымских татарКультурав ЧККрымские евреи в войнеТель-ХайКерем ЙосефМааянМайфельдМишмарВойо-НоваИкорНайлебенА.Г. БрагинЮрий ЛаринМ.С. ЭлькиндС.С. КрымД.И. УльяновА.И. СлуцкийР.С. ЗемлячкаБела КунА.И. ИзраиловичИ.Э. ЯкирЕ.И. ВегерМ.Х. ПоляковС.Е. ВейцманП.Р. Ямпольский

Еврейская АО

ЕАОАмурзетБираканБирофельдБиробиджанВалдгеймИкорНайфельдЗаречноеЕАО во время 2-й мировой войныИстория экономики ЕАОНаука и образование в ЕАОПланы преобразования ЕАО в республикуРепрессии в ЕАОИстория ЕАОИзраиль и ЕАОЭкономика ЕАОФлора и фауна ЕАОБ.Л. БрукС.М. ДиманштейнЕвреи в ЕАОБиробиджановедение

Главы Биробиджана

Борис Алексеевич ФурерИсаак Гершкович ШульманМихаил Давидович ШкольникГирш Фридманович КауфманИзраиль Абрамович ГольдмахерГирш Урович МайЗиновий Михайлович КрайцДанил Хаимович СарашевскийАбрам Израилович ЯрмицкийМихаил Зельманович Спиваковский

1-е секретари обкома ЕАО

Матвей Павлович ХавкинАрон Борисович РыськинГирш Иохимович СухаревАлександр Наумович БахмутскийЛев Борисович ШапироБорис Леонидович Корсунский

Председатели исполкома ЕАО

Иосиф Израилевич ЛибербергМихаил Абрамович КаттельМирон Борисович ГеллерНиколай Соломонович БиглерМихаил Нафтулович ЗильберштейнМихаил Евелевич ЛевитинЛев Ефремович БеньковичМарк Матвеевич Кауфман

Губернаторы ЕАО

Александр Аронович ВинниковАлександр Борисович ЛевинтальРостислав Эрнстович Гольдштейн

Материалы

Хронология «Красного Сиона»ЕвкомЕвсекцияКОМЗЕТОЗЕТ (ЛенОЗЕТ) • Биробиджанер штернТрибунаХе-ХалуцАКСОЮденпланПогромы в еврейских колонияхЕврейские хозяйства на выставках СССРГазеты «Красного Сиона»Коллективизация в еврейских поселениях СССРИностранная помощь «Красному Сиону» (Агро-ДжойнтИКОРПРОКОРОРТЕКОАмбиджан) • Отчёт Давида Бен‑Гуриона об участии во ВСКПВИнститут еврейской пролетарской культурыНовополтавский еврейский сельскохозяйственный институтЧеботарский еврейский сельскохозяйственный техникумИзучение еврейского государственного строительства в СССРКрасный Сион в искусстве (Красный Сион в постерах) • Экономика еврейских национальных районов КрАССР и УССРГолодомор в еврейских колхозахОрганы госбезопасности Красного СионаРазгром еврейского национального строительства в СССРХолокост в Крыму и в еврейских колхозах