Иосиф Израйлевич Либерберг
Иосиф Израйлевич Либерберг
- Предшественник
- должность учреждена
- Преемник
- Михаил Абрамович Каттель
- Дата рождения
- 27 октября 1899 года
- Место рождения
- Российская империя
- Место смерти
- Москва, Советский Союз
Награды и премии
Иосиф Израйлевич Либерберг — советский партийный и государственный деятель, историк и библиограф, член-корреспондент Академии наук Украинской ССР[1].
Ранние годы[править]
Иосиф Либерберг родился 27 октября 1899 года в Староконстантинове в Волынской губернии. Младший, 4-й ребёнок приказчика в магазине меховых изделий Израиля Либерберга и мастерицы-корсетницы Розы.
Когда Иосифу исполнилось 7 лет, семья переехала в Винницу, где поступил в четырехклассную школу, которую окончил в 1911 году (по другой версии, окончил четырёхклассную школу в Виннице в 1913 году).
Затем семья перебралась в предместье Киева, пос. Слободка, Остерского уезда, Черниговской губернии. С октября 1914 года по февраль 1918 года зарабатывал репетиторством 15-20 рублей в месяц, что позволило продолжить учебу. Он поступил в шестой класс Киевской частной 8-классной гимназии, которую окончил в 1917 году.
Эстер Розенталь-Шнайдерман вспоминала: «еврейский гимназист Либерберг прославился своими глубокими, всесторонними знаниями, феноменальной памятью и общественным темпераментом. Он был освобожден от платы за обучение и стал любимцем своих товарищей и учителей... Еще на школьной скамье подросток выучил французский, немецкий и английский языки, хотя от него этого не требовали. Классическую литературу он принципиально читал в оригинале…»
В 1917 году поступил на историко-филологический факультет Университете Святого Владимира (Киевского университета); но университет так и не окончил, так как занялся революционной работой.
Ещё в 1916 или 1917 году вступил в Еврейскую социал-демократическую рабочую партию Поалей Цион.
В мае или конце 1918 года перешёл в Комфарбанд. В том же году принимает участие в восстании против гетмана, захватив с десятью товарищами редакции кадетских газет «Утро» и «Вечер».
В 1918 году добровольно вступил в РККА и участвовал в борьбе с петлюровцами. Затем Либерберг был откомандирован для вербовки еврейской революционной молодёжи в РККА, участия в подпольной работе в Полтавской губернии и партийной работы в Бердичеве.
В июне 1919 года вступил КП(б)У / РКП(б). Был направлен в распоряжение Киевского военного округа как политработник Еврейской военной секции. В этом качестве он объезжает местечки Подолии для вербовки еврейской революционной молодежи в РККА, после чего его направляют для подпольной работы в Пирятин, Полтавской губернии.
На формирование Иосифа в те годы существенное влияние оказал Моше Рафес.
В марте 1919 года добровольно пошел в РККА, участвовал в боях с петлюровскими частями.
В 1919 году в журнале «Бихтер-велт» в Киеве опубликовал свою библиографическую работу «Еврейская пресса на Украине во время революции, февраль 1917 – февраль 1919».
После освобождения юга Украины от деникинских банд, в январе 1920 года Либерберга отозвали и командировали в Бердичев, в Окружком ВКП(б)У.
В апреле 1920 года Либерберг, как делегат Киевской губернской партконференции, был мобилизован в РККА в качестве политработника, а затем направлен в Высшую военно-политическую школу в Киеве (где вошёл в группу по изучению истории революционного движения в Западной Европе).
4-11 июля 1920 года — делегат от Киева на Третьей Конференции Евсекции в Москве, будучи самым молодым (21 год) делегатом от Украины с правом решающего голоса.
В 1920 году — преподаватель зарубежной истории на Еврейских педагогических курсах, Высшей партийной школе при ЦК КП(б) Украины.
Летом 1920 года женился на Надежде Гольдштейн — дочери сахарозаводчика Абрама Гольдштейна. 3 мая 1921 года у них родилась дочь Тамара.
В должности политработника Либерберг состоял до июня 1924 года, после чего постановлением ЦК был демобилизован и направлен преподавателем, а затем профессором истории в Киевский институт народного хозяйства.
Научная карьера[править]
В 1923 году работал в Высшей Военно-политической школе в Киеве и преподавал историю революционного движения в Западной Европе.
«В 1923 году во время моей работы в Высш. Военно-политич. школе я имел кратковременные колебания троцкистского характера по вопросу о внутрипартийной демократии».
В 1924 году поступил на работу в Киевский институт народного хозяйства. Читал курсы лекций в этом и других вузах Киева на русском, украинском и идише.
В 1925 году — профессор. В июне 1925 года выехал в научную командировку в Берлин, а по возвращении читал курсы лекций в Институте народного хозяйства, Политехническом институте и других вузах Киева. Преподавание шло поначалу преимущественно на русском, но затем Либерберг перешел на украинский язык и идиш. Параллельно Либерберг вёл научную работу на кафедре марксизма-ленинизма, заведуя секцией Истории революционного движения на Западе.
В 1926−1929 годах — заведующий кафедрой еврейской культуры Академии наук Украинской ССР, которую Либербергу удалось через партийные органы превратить в самый большой центр идишистских исследований в СССР.
В 1927 году опубликовал несколько работ по истории французской революции и книги «1848 год в Германии» (использовалась в вузах Украины в качестве учебника) и «Экономическая и социальная история Англии (1760–1850)» на идише, русском, украинском языках.
Летом 1927 года после публикации первых отчетов об экспедиции профессора Б.Л. Брука в Биро-Биджанский район, Либерберг начал оживленную переписку с Бруком и профессором Вильямсом.
На торжественном открытии «еврейской» кафедры в начале 1928 года, молодой ученый уже официально значился ее руководителем. Благодаря его организаторским способностям, а также поддержке партийных и еврейских кругов, открытие новой кафедры почтили присутствием коллеги из других республик СССР. Академик Владимир Николаевич Перетц, выступивший от имени Всесоюзной Академии Наук, заявил, что «вся советская научная общественность давно ждала исследователей еврейской истории, науки и литературы. Всесоюзная Академия Наук считает, что в лице кафедры эта область исследований получила прочную материалистическую и действенную основу». Либерберг в свою очередь отметил, что «планирует поставить вопрос о создании всесоюзного объединения еврейских научно-исследовательских институтов».
К тому времени кафедра установила контакты с еврейскими научными кругами в СССР, с Виленским еврейским научным институтом в Польше, научными центрами Германии, Франции, Англии, США, Канады, Аргентины и других стран.
В 1929−1934 годах — директор Института еврейской пролетарской культуры (ИЕПК) при Академии наук Украинской ССР.
В июле 1930 года был командирован в Берлин, где работал в научной библиотеке и читал лекции в посольстве СССР. В том же году вышла его книга «Великая Французская революция» на украинском языке.
Либерберг также написал статьи «Задачи еврейской библиологии», «Библиотека и архив прессы Института еврейской пролетарской культуры» (обе — в «Библиологическом сборнике», 1930), «Еврейская научная работа в Советском Союзе» («Евреи в СССР», 1935).
Осенью 1934 года — член-корреспондент Академии наук Украинской ССР.
Руководитель ЕАО[править]
В 1932 году Либерберг и сотрудник его института Борух Исаакович Хуберман выехали в командировку в Биробиджанский еврейский национальный район. Эта поездка помогла установить тесную связь с руководством района и поставить вопрос об организации в Биробиджане Дальневосточного филиала Всесоюзной Академии Наук. Глава ИЕПК Либерберг принял решение приостановить научную работу в институте, направив более 60 сотрудников в местечки УССР агитировать еврейскую бедноту переселяться в Биробиджан. В итоге, по данным областного архива ЕАО в тот период до половины переселенцев прибывало из Украины. В феврале 1934 года по инициативе Либерберга в ИЕПКе была создана секция Биробиджановедения.
В октябре 1934 года был назначен председателем организационного комитета Еврейской автономной области, а 18 декабря состоялся Первый областной съезд советов, на заседании Пленума Либерберга избрали председателем облисполкома.
С 8 декабря или 21 декабря 1934 года по 6 ноября 1936 года — председатель Исполнительного комитета Областного совета Еврейской автономной области.
Личные знакомства Либерберга с еврейскими учёными, писателями и поэтами сыграли важную роль в их последующем приезде в Биробиджан.
Приведём воспоминание Шифры Лифшиц о первом выступлении Либерберга в местном педагогическом техникуме, посвященном перспективам развития ЕАО. Доклад был проиллюстрирован картой всех объектов, строившихся в Биробиджане. Председатель раскритиковал первые планы, отметив, что место для столицы было выбрано неудачно, поскольку здесь не хватает строительных площадок для крупного города.
«Либерберг произвел впечатление всем своим видом, — пишет Лифшиц. — Он был импозантным, высоким, красивым, хорошо сложенным мужчиной. Своей речью он всех вдохновил, зажег, так что каждый из нас был готов преодолеть все трудности, связанные со строительством. Мы …были счастливы, что находимся в области и являемся активными участниками в мероприятии большого масштаба».
С назначением Либерберга практически сразу готовится проект Постановления Президиума ЦИК СССР «Об организации научно-исследовательского института Еврейской пролетарской культуры» в Биробиджане. В качестве первоочередных шагов глава ЕАО рекомендовал: предложить Наркомпросу РСФСР приступить в текущем году /с окончанием не позже октября 1936 года/ к строительству:
- Основного большого здания для Института и его лабораторий.
- Здания для академической библиотеки в 300 000 томов.
- Жилого здания для научных работников на 30 квартир.
- Предложить правительству УССР выделить для Института Еврейской автономной области в течение 1936 года не менее 20 научных сотрудников и научно-вспомогательного персонала из состава Института Еврейской пролетарской культуры Украинской Академии Наук.
- Предложить книжным палатам РСФСР, БССР и УССР включить с 1 июня 1935 года Центральную Биробиджанскую библиотеку в число учреждений, получающих бесплатно обязательный экземпляр печатной продукции.
- Предложить Дальневосточному Крайисполкому и Облисполкому Еврейской автономной области взять строительство Института под свое непосредственное наблюдение и обеспечить открытие института в четвертом квартале 1936 года.
Либерберг просил М. Калинина к годовщине образования ЕАО решить вопрос о переводе ИЕПК в ЕАО и обратился за помощью к секретарю Совета Национальностей ЦИК СССР А.И. Хацкевичу, который направил в область квалифицированных работников.
В 1935 году по инициативе Либерберга были приняты решения об употреблении идиша как официального языка области наравне с русским языком. Были открыты школы с преподаванием на идише, вывески на улицах, надписи на железнодорожных станциях, даже почтовый штемпель дублировались на идише. Вырос и тираж газеты «Биробиджанер Штерн».
9 апреля 1935 года по инициативе Либерберга Президиум облисполкома учредил Научную комиссию по изучению производительных сил и культуры области. Альфред Гринбаум писал: «Что касается конкретных шагов, то в 1935 году Либерберг создал научную комиссию, которой надлежало стать исследовательским центром региона, а возможно — и центром еврейских исследований во всем Союзе».
9 апреля 1935 года, по решению Далькрайисполкома и в целях изучения производительных сил и культуры ЕАО, Президиум облисполкома ЕАО постановил учредить при облисполкоме Научную комиссию по изучению производственных сил и культуры области. Председателем комиссии был назначен М.А. Бейнфест. На первом заседании комиссии присутствовал И. Либерберг.
Американская журналистка Анна Луиза Стронг после знакомства в Биробиджане с Либербергом описала его в журнале «Найлебн» как «одного из самых блестящих мужчин, которых я когда-либо встречала».
В мае 1935 года участвовал в переговорах в Москве о переселении евреев из-за границы и выделении товарного займа для строительства в Еврейской автономной области. Директор «Агро-Джойнта» Дж. Розен поддерживал Биробиджанский проект и обещал организовать в Америке товарный заем на сумму 50 миллионов долларов. «По словам Розена, — писал Либерберг М. Хавкину, — проект «Агро-Джойнта» получил одобрение Рузвельта и его финсоветника Моргентау (Розен этот вопрос лично обсуждал у Рузвельта)».
25 декабря 1935 года на заседании облисполкома утвердили постановление, посвященное столетию со дня рождения Менделе Мойхер-Сфорима. Принято решение присвоить имя Менделе первой улице нового города, назвав ее «Проспектом им. Менделе». Имя великого писателя предложили увековечить и в названии Центральной еврейской библиотеки, а также установить стипендию имени Мойхер-Сфорима в размере 200 рублей для учащихся педагогического техникума. Было решено просить Крайисполком ходатайствовать перед Наркомпросом Украины о передаче ЕАО Одесского музея Еврейской пролетарской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима.
При его непосредственном участии в ЕАО разворачивается строительство ряда промышленных предприятий, жилья и других объектов. Несмотря на авторитет и обширные связи, у Либерберга были проблемы во взаимоотношениях с первым секретарём обкома ВКП(б) ЕАО Матвеем Павловичем Хавкиным; причём окружение обоих руководителей также конфликтовало между собой.
В книге Хаима Словеса «Еврейская советская государственность» отмечается:
Огромный успех первых двух лет автономной области был успехом доктрины Калинина, которую Либерберг взялся реализовывать шаг за шагом, последовательно, до конца, без суматохи и деклараций, с большим мужеством, постоянно с новыми инициативами.
Опала и казнь[править]
В январе 1936 года Биробиджан посетил Л.М. Каганович, который остался недоволен, как его встретили Либерберг и Хавкин. Они посмели критиковать "центр" за то, что он не оказывает необходимой помощи становлению молодой еврейской области и многие прибывшие в нее евреи-переселенцы вскоре требуют отправить их обратно, в том числе и в ряд зарубежных государств.
В августе 1936 года Либерберг был вызван в Москву с докладом на совещание (по поводу получения от «Агро-Джойнта» 50 миллионов долларов для ЕАО[2]), но по прибытию, 20 августа он был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной троцкистско-террористической организации, осуществившей убийство Кирова (ст.ст. 54-8, 54-11 УК УССР).
29 августа 1936 года был доставлен в Киев и признан одним из руководителей троцкистского центра.
6 сентября 1936 года «Биробиджанская звезда» впервые проинформировала жителей ЕАО о том, что в ходе работы по очистке от чуждых и вражеских элементов, контрреволюционеров-троцкистов, зиновьевцев, шпионов и жуликов разоблачены троцкисты Либерберг и Волобринский — заклятые враги и обманщики.
9 сентября 1936 года Президиум облисполкома ЕАО принял решение:
- Снять Либерберга И. И. с должности председателя облисполкома, исключить его из состава членов пленума и президиума исполкома ЕАО.
- Просить Далькрайисполком исключить Либерберга И. И. из состава членов пленума и президиума Далькрайисполкома.
- Просить ВЦИК СССР исключить Либерберга И. И. из состава членов ВЦИК
9 марта 1937 года состоялось закрытое судебное заседание Военной коллегии Верховного суда СССР под председательством армвоенюриста Василия Ульриха, с участием членов Николая Рычкова и Ивана Зарянова, при секретаре Александре Батнере. Заседание длилось всего 10 минут. Согласно приговору, «Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Либерберга Иосифа Израилевича к высшей мере уголовного наказания — расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества».
Расстрелян. Кремирован и похоронен на Донском кладбище в общей могиле №1.
Газета Биробиджанер штерн писала о Либерберге: "Будучи председателем облисполкома, он окружил себя классово-враждебными элементами, пытаясь выставить себя единственным строителем еврейской национальной культуры, окружил себя подлыми троцкистами и зиновьевцами… создавал групповщину".
В журнале «Трибуна» № 9 за 1937 год, после прошедшей расправы, старый знакомый Либерберга, главный редактор газеты «Дер Эмес» М. Литваков опубликовал разгромную статью «Что было разоблачено в Еврейской автономной области», в которой изобличает «врагов народа» Либерберга и Хавкина. В конце 1937 года Литвакову тоже инкриминировали «троцкистский уклон», он был арестован и умер в тюрьме.
30 мая 1956 год Либерберг был реабилитирован посмертно определением Военной коллегии ВС СССР дело прекратили за отсутствием состава преступления.
Жена была осуждена 27 декабря 1937 года Особым совещанием при НКВД СССР как ЧСИР на 8 лет ИТЛ и «сидела» в Акмолинском лагерном отделении. 6 октября 1945 года вышла на свободу. Дочь работала преподавателем физики в Житомирском педагогическом институте.
Личная жизнь, родственники[править]
Супруга — Надежда Абрамовна Гольдштейн-Либерберг, 1900 г.р., уроженка п. Вороновица Подольской губернии, еврейка. Перед арестом проживала в Киеве, куда уехала после ареста мужа. Арестована в 1937 году НКВД УССР. Осуждена 27 декабря 1937 года Особым совещанием при НКВД СССР как член семьи изменника Родины (жена Либерберга) на 8 лет ИТЛ. Освобождена 6 октября 1945 года по истечении срока наказания, отсидев в Акмолинском лагере весь срок. Вернувшись домой 6 октября 1945 года, она не застала в живых свою мать — Фриду Гольдштейн, погибшую в Бабьем Яре.
Дочь Тамара Иосифовна Либерберг уехала из Киева в первые дни войны и вышла замуж за однокурсника из Донецка. Работала преподавателем физики в Житомирском педагогическом институте. Умерла в 1992 году.
У Тамары осталась дочь и внучка Иосифа Либерберга Ирина Новицкая.
Память[править]
В 1970-е годы ученые А. Гринбаум, Х. Словес, Я. Бабитский (Левави), Э. Розенталь-Шнайдерман, Г. Винокур и другие, изучая имевшиеся документы, отдавали Иосифу Либербергу лавровую ветвь лидерства в понимании необходимости развития еврейской государственности, отмечая его деловые качества, целеустремленность в практическом продвижении Биробиджанского проекта. Президент Еврейской республики — именно так о нем говорили и писали за рубежом.
В Центральном архиве истории еврейского народа в Иерусалиме хранятся документы из личного архива Розенталь-Шнайдерман, в том числе послевоенная переписка и фотографии семьи Либерберг.
В октябре 2013 года Иосифу Израйлевичу Либербергу посмертно было присвоено звание «Почётный гражданин Еврейской автономной области». А на здании мэрии Биробиджана, в котором находился в тридцатые годы облисполком, была установлена мемориальная доска в его память. Постановлением Законодательного Собрания Еврейской автономной области № 4 от 24 января 2014 года И. И. Либербергу присвоено звание «Почетный гражданин Еврейской автономной области». Почетные регалии — нагрудный знак и удостоверение — на торжественном собрании были вручены его внучке Ирине Новицкой.
На здании бывшего исполкома ЕАО (ныне мэрии Биробиджана), где он работал, в его честь установлена Памятная доска.
См. также[править]
Источники[править]
- Родившиеся 27 октября
- Родившиеся в 1899 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Российской империи
- Умершие 9 марта
- Умершие в 1937 году
- Умершие в Москве
- Почётные граждане Еврейской автономной области
- Персоналии:Еврейская автономная область
- Репрессированные в СССР
- Расстрелянные в СССР
- Революционеры Украины
- Еврейские историографы
- Члены ВЦИК
- Реабилитированные в СССР
- Историки СССР
- Посмертно реабилитированные
- Похороненные на Донском кладбище
- Председатели Еврейского облисполкома
- Ашкеназы
- Евреи в СССР
- Политики СССР
- Гражданская война в России
- Члены-корреспонденты АН УССР
- Преподаватели СССР
- Публицисты СССР
- Члены КПСС
- Евреи-историки
- Евреи-политики
- Репрессированные (ЕАО)
- Политики ЕАО
- Евреи на Украине