Матвей Павлович Хавкин
Матвей Павлович Хавкин
- Предшественник
- должность создана
- Преемник
- Арон Борисович Рыськин
- Партия
- КПСС
- Дата рождения
- 14 сентября 1897 года
- Место рождения
- Рогачёв, Российская империя
- Дата смерти
- 1980
Матвей Павлович Хавкин (Мордух Тевельевич Хавкин, белор. Мацвей Паўлавіч Хаўкін, Мордух Цэвелевіч Хаўкін) — советский партийный и государственный деятель, глава Еврейской автономной области, делегат 16 и 17 съездов ВКП(б)[1][2][3].
Биография[править]
Мордух Хавкин родился в 1897 году в Рогачёве в Могилёвской губернии, ныне Белоруссия, в еврейской семье бывшего солдата царской армии, прослужившего 25 лет. В семье было пятеро детей: Самуил, Мордух, Рувим, Борис, Соломон и Соня.
Его мать умерла, когда ему было пять лет. В десять лет он поступил в ученики к портному, а в четырнадцать сбежал из дома в поисках заработка.
В школу не ходил, читать и писать научился самостоятельно. Работал портным (в 11 лет его отдали учиться на портного).
Работал в Донбассе, с началом Первой мировой войны вернулся на родину. Под влиянием старшего брата, Самуила Хавкина, примкнул к большевикам.
В июне 1915 года вместе со своим старшим братом Самуилом перебрался в Самару.
В январе 1916 года вступил в РСДРП(б), — принят в самарской подпольной организацией большевиков, которой в то время руководил Валериан Куйбышев.
Февральская революция застала Хавкина в Самаре, где его призвали в армию, и с марта по май 1917 года он служил рядовым 9-го запасного пехотного полка в г. Рославле Смоленской губернии.
Участвовал в разоружении полиции, в аресте жандармов и провокаторов.
Вернувшись в Рогачев, вместе с другими коммунистами Хавкин создал здесь большевистскую ячейку, с июня 1917 года по май 1918 года являлся членом Рогачевского укома РСДРП(б) и председателем профсоюза «Игла», вел борьбу с меньшевиками и еврейскими националистами-бундовцами, за большевистскую пропаганду неоднократно арестовывался.
Познакомился с Л.М. Кагановичем, возглавлявшим Полесский комитет партии большевиков в Гомеле. Во время подготовки выборов в Учредительное собрание и борьбы с «учредиловкой» Хавкин был делегатом 1-й Полесской партконференции под руководством Кагановича, выполнял его специальные задания.
В Гражданскую войну — член Полесского подпольного комитета РКП(б), член ВРК, командир партизанского отряда, Гомельский уезд (февраль 1918 года — январь 1919 года); комиссар Гомельской ЧК (январь — апрель 1919 года); политбоец, политработник 1-го Гомельского революционного пролетарского батальона, Западный фронт (май — июль 1919 года); в лагере для военнопленных, г. Познань, Польша (август 1919 года — апрель 1920 года); член оргпятерки Компартии Белоруссии и Литвы в г. Брест-Литовск (май — июль 1920 года); заместитель председателя Брест-Литовского комитета РКП(б) — комиссар Брестской крепости (Яков Борисович Быкин возглавил Брестский партийный комитет, а М. Хавкин стал начальником городской милиции и комиссаром Брестской крепости) и начальник заградотряда (август — сентябрь 1920 года); командир отряда по борьбе с дезертирами в районе Пинска, Западный фронт (сентябрь — октябрь 1920 года).
Хавкин был секретарем парторганизации, начальником заградительного отряда и комиссаром отряда по борьбе со спекуляцией Гомельской ЧК.
Затем заместитель начальника, управляющий швейными фабриками «Гомельодежда», Гомель; особоуполномоченный по пошиву и снабжению обмундированием РККА; председатель комиссии по чистке партии при укоме ВКП(б), г. Клинцы Черниговской губернии.
Карьера[править]
1 августа 1920 года Красная Армия освободила Брест-Литовск. В городе была установлена Советская власть и создан ее первый орган — Брестский окружной ревком. Первым председателем ревкома был А. И. Угаров, позднее М. И. Мороз. М. П. Хайкин был комиссаром (комендантом) Брестской крепости, возглавлял городскую милицию. Но уже 19 августа в результате нового наступления польских войск Красная Армия была вынуждена отступить и оставить город. Брестский ревком эвакуировался и вскоре был расформирован. В дальнейшем азанимал ряд ответственных должностей — возглавлял комитет по борьбе с дезертирством в Пинске, командовал кавалерийским гарнизоном.
С декабря 1921 года по июнь 1923 года — секретарь Гомельского горкома РКП(б).
В 1923—1924 годах закончил Курсы уездных парторганизаторов при ЦК РКП(б), Москва.
С мая 1924 года по февраль 1927 года — начальник Гомельской губернской рабоче-крестьянской милиции. За беспощадную борьбу с врагами неоднократно поощрялся и получал благодарности, а в 10-летие рабоче-крестьянской милиции был награждён именным оружием и юбилейным серебряным нагрудным знаком.
Будучи начальником губернской милиции Матвей Хавкин разоблачил мошенника, который представлялся председателем ЦИК Узбекской ССР Файзуллой Ходжаевым. Илья Ильф и Евгений Петров не смогли пройти мимо такого занимательного сюжета и использовали его для романа «Золотой теленок»[4].
С марта по ноябрь 1927 года — заместитель начальника (директора) хозяйственно-заготовительного управления (Заготхоз) Главного управления милиции НКВД РСФСР, Москва.
С апреля по май 1928 года — ответственный инструктор Казакского краевого комитета ВКП(б) — ответственный инструктор крайком ВКП(б) в Кзыл-Орде.
С мая по декабрь 1928 года — председатель Акмолинской окружной контрольной комиссии ВКП(б) (Акмолинского ОКК-РКИ), уполномоченный центра по хлебозаготовкам, выполняет иные специальные задания ЦКК ВКП(б) по борьбе с троцкистами.
С января по июль 1929 года — заместитель наркома РКИ — заместитель председателя КК Дагестанской АО.
С июля 1929 года по июль 1930 года — заведующий АПО Дагестанского обкома ВКП(б).
С августа 1930 года по июль 1934 года — секретарь Смоленского горкома, секретарь Смоленского сельского райкома ВКП(б).
В 1934 году решением ЦК ВКП(б) был направлен на Дальний Восток в Еврейскую автономную область. Когда его представили Сталину, тот обронил: «Да, этот еврей поумней многих».
С июля 1934 года по 4 июня 1935 года — первый секретарь Организационного бюро Дальне-Восточного краевого комитета ВКП(б) по Еврейской автономной области.
На состоявшейся 4−6 июня 1935 года 1-й областной конференции ВКП(б) он был избран первым секретарем обкома ВКП(б) ЕАО и одновременно первым секретарем Биробиджанского горкома ВКП(б).
Во главе области[править]
С 6 июня 1935 года по 22 мая 1937 года — первый секретарь Областного комитета ВКП(б) Еврейской автономной области. Одновременно — 1-й секретарь Биробиджанского горкома ВКП(б).
18 декабря 1934 года открылся 1-й областной Съезд депутатов, на котором Хавкин предложил избрать председателем облисполкома Иосифа Израйлевича Либерберга.
Несмотря на огромные трудности, с которыми сталкивалась область в первые годы, во многом благодаря напористости, работоспособности Хавкина и председателя исполкома области И.И. Либерберга были построены Лондоковский известковый, биробиджанские обозный и механический заводы, швейная фабрика, предприятия стройиндустрии, мебельные фабрики, типография, вокзал, Государственный еврейский театр, организован научно-исследовательский сельскохозяйственный институт (опытная сельскохозяйственная станция), 4 специальных учебных заведения, десятки школ, в том числе и еврейских, больниц и других объектов соцкультбыта.
17 февраля 1935 года газета "Биробиджанская звезда" в статье "Переселение в Еврейскую автономную область — на новые рельсы" говорилось, о том, что в Москве, в центральном Комитете состоялось расширенное совещание, в котором приняли участие секретарь оргбюро ВКП(б) ЕАО Хавкин М., председатель облисполкома И. Либерберг и множество других представителей Комзета и Озета:
"Зам. пред. Комзета тов. Б. Троцкий в своем докладе сообщил об увеличенных ассигнованиях Советского правительства на переселение в 1935 году в Еврейскую автономную область 4 тысячи семей… Тов. Троцкий подчеркнул, что в этом году в Еврейскую автономную область в отличие от прошлых лет будут в большом количестве вербоваться квалифицированные рабочие. Вокруг доклада развернулись оживленные прения, в которых приняли участие т.т. Сударский (УкрОзет), Эфрон (БелОзет), Темкин (Комзет), Вайнштейн, Эйдельман, Друянов, Хойке (Ц.С. Озет), Рафальский (зам. управляющего Биробиджанстроя), Шпрах (редакция "Эмес") и другие. Выступавшие товарищи больше всего говорили о неповоротливости и канцелярщине в аппаратах центрального Комзета и Озета в вопросах приема и отправления в Ев.А.О. кадров работников и специалистов, которые добровольно желают переехать в Ев.А.О. Они также указали, что явно недостаточна получаемая из области информация о жилищных условиях и работе на каждом предприятии в отдельности, куда требуются переселенцы. С резкой критикой существовавших методов работы Комзета и Озета выступили тов. Хавкин и тов. Либерберг… Секретарь оргбюро ВКП(б) Ев.А.О. тов. Хавкин в своей большой яркой речи наметил задачи социалистического строительства области и в связи с этим — задачи по переселению.
— Переселение — говорит т. Хавкин — центральная политическая задача области… Тов. Хавкин обращает внимание Комзета и Озета на необходимость широкой мобилизации кадров еврейской советской интеллигенции — агрономов, техников, культработников — в помощь строительству Еврейской автономной области".
В 1935 году, накануне празднования 18-й годовщины Октября, Хавкин написал брошюру «Еврейская автономная область к своей первой годовщине», в которой сделал анализ развития культуры в Еврейской автономной области. В ней, в частности писалось: «В Еврейской области еврейский язык охватывает все — область государственного, хозяйственного и культурного строительства. Еврейский язык поднимается здесь на новую и высшую ступень…» В своей книге Хавкин приводит примеры развития еврейской культуры в области. Так же он пишет в своей брошюре об идущей борьбе с троцкистами-зиновьевцами и бундовцами:
Еврейская автономная область ведет ожесточенную борьбу против гнусных остатков зиновьевско-троцкистской оппозиции, против всяких бундовско-сионистских пережитков...
27 марта 1936 года секретарь Биробиджанского обкома ВКП(б) М.П. Хавкин информировал Совет национальностей ЦИК СССР:
Ключом развития Еврейской АО является быстрое увеличение населения области, в особенности еврейского, путем переселения трудящихся-евреев.
На 1936 г. программа переселения в область, утвержденная СНК Союза, составляет 10 тыс. евреев-переселенцев. Такого переселения в область за один год до сих пор еще не было. Новое в этом году в деле переселения заключается в более основательном обеспечении возможностей приема переселенцев и лучшей подготовки к ним всех организаций области.
По линии НК местпрома отпущено 5,5 млн руб. на строительство жилдомов для переселенцев общей кубатурой в 110 тыс. куб. м. Для обеспечения переселенцев жилплощадью по линии промкооперации отпущено на жилстроительство общей площадью на 80 тыс. куб. м 4 млн руб.
Наркомземом для обеспечения сельскохозяйственных переселенцев построено 900 домов для переселения, отпущено 7,3 млн руб., НКПС — 2 млн и т. д.
Однако в свете выполнения указаний Кагановича о более быстром заселении области это количество переселенцев нас уже не удовлетворяет. ... Бюро обкома ВКП(б) Еврейской авт. области решило... добиваться приема в 1936 г. не 10 тыс., а 14 тыс. евреев-переселенцев. Для этого потребуется провести в 1936 г. дополнительную работу и специальные ассигнования в целях обеспечения приема еще 4 тыс. человек. Кроме того, в 1936 г. необходимо провести определенные подготовительные мероприятия к приему переселенцев в 1937 г., так как в этом году мы предполагаем принять до 20 тыс. переселенцев. Таким образом, еврейское население области к концу 1937 г. должно было составить не менее 50 тыс. человек.
Для обеспечения этой задачи необходимо, помимо ряда мероприятий по улучшению культурно-бытовых условий переселенцев, также создать достаточно мощную промышленную и сельскохозяйственную базу для трудоустройства и культурного оседания переселенцев.
Наша область должна в 1936 г. принять 4500 человек иностранных переселенцев. Такую компактную массу иностранных переселенцев-евреев область впервые организованно будет принимать в этом году. Мы поэтому принимаем сейчас все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить их организованный прием, создав для них соответствующие условия.
Однако вскоре Сталин потерял интерес к ЕАО, не стал уделять внимания развитию региона, не осуществлял необходимого финансирования проектов.
Репрессии[править]
23 октября 1936 года корреспондент хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда» С.М. Кремер направил вновь назначенному наркому внутренних дел Н.И. Ежову донос, в котором сообщил, что Хавкин в декабре 1923 года, в бытность его первым секретарем Гомельского горкома РКП(б), критиковал Сталина, встав в ходе проходившей тогда партийной дискуссии на сторону Л. Д. Троцкого и Е. А. Преображенского. 6 апреля 1937 года собрание Биробиджанского районного партактива обвинило Хавкина в сокрытии прошлых «троцкистских колебаний». Припомнили, что «парторганизация отделения и политотдел ДВЖД своевременно не вскрыли вредителей-троцкистов, японо-немецких агентов».
14 мая 1937 года Хавкин получил строгий выговор от Дальневосточного крайкома ВКП(б) «за принадлежность к троцкизму».
Затем, до января 1938 года Хавкин работал заведующим мастерской № 8 «Швейремонтодежда» Ростокинской швейной артели, Москва.
В сентябре 1937 года в УНКВД по Западной области было внесено постановление об аресте Хавкина, ордер на арест за подписью М. П. Фриновского.
Решением бюро обкома ВКП(б) ЕАО 23 декабря 1937 года исключен из ВКП(б).
16 января 1938 года арестован по обвинению по ст. 58-7 УК РСФСР:
- находясь на курсах слушателей уездных партработников при ЦК ВКП(б) в 1923 году он примкнул к троцкистской оппозиции и, в годы острейшей борьбы с троцкизмом, выступал на собраниях против ВКП(б) в защиту платформы врага народа Троцкого.
- в должности 1-го секретаря обкома ВКП(б) ЕАО и являясь членом правотроцкистской к/р организации, проводил вредительскую работу в области строительства, промышленности и сельского хозяйства.
Факт выступления Хавкина в 1923 году в защиту платформы Троцкого подтверждалось копией стенограммы его речи, опубликованной в газете «Полесская Правда» в декабре 1923 года.
На допросах Матвею Хавкину выбили зубы, повредили позвоночник, дважды пробили голову.
Хавкин писал, что его держали в наручниках и постоянно избивали Александр Маркович Малкевич и другие чекисты, требуя признаний:
6 апреля 1938 года, во время нахождения без сна, меня сильно избивали, и когда я был в невменяемом состоянии, заставляли делать очные ставки. Я также слышал голоса знакомых людей-биробиджанцев, которых в соседних комнатах готовили к очной ставке со мной. Их также избивали... В ночь на 21 апреля 1938 года меня опять вызвали на 5 этаж, где меня опять начали избивать и надели наручники. Малкевич и Инжеватов требовали, чтобы я писал показания на ряд людей, что они правотроцкисты, а также на себя...
Самого Хавкина в печати подвергли разносу, появился термин «хавкинщина».
30 января 1941 года за «руководство правотроцкистской организацией и проведение вредительской работы» (ст. 58-1а-7-8-11 УК РСФСР по ст. 58-7 УК РСФСР) осуждён к 15-ти годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с поражением в правах на 5 лет.
На суде Хавкин заявил о «неслыханно зверских допросах в хабаровской тюрьме, проводившихся следователями Малкевичем и Цевилевым», уже арестованными к тому времени за нарушение норм «социалистической законности».
Срок отбывал на Колыме, работал закройщиком в лагерной пошивочной мастерской, на Чукотке, в Певеке, работая лагерным портным. В 1950 году его отправили в ссылку в Магадан.
2 июня 1950 года освобождён досрочно.
Дальнейшая судьба[править]
До декабря 1953 года — заведующий портновской мастерской — старший мастер-закройщик Административно-хозяйственного отдела УМГБ СССР на Дальнем Севере. Затем — административная ссылка в г. Кокчетаве Казахской ССР, работал старшим мастером-закройщиком швейного цеха Кокчетавского горпромкомбината.
11 января 1956 года реабилитирован ВК ВС СССР за отсутствием состава преступления.
С мая 1956 года — персональный пенсионер союзного значения, жил в Москве.
С января 1958 года — заместитель начальника ГУ Снабсбыта СССР, Москва.
Умер около 1966 года или в декабре 1980 года в Москве.
Семья[править]
Жена — София Хоновна Хавкина-Шифрина — была арестована в 1938 году и до 1940 года находилась под следствием. Её обвиняли в том, что, когда Лазарь Моисеевич Каганович находился в 1936 году в Биробиджане, она якобы «пыталась отравить» наркома фаршированной рыбой. Решением «судебной тройки» была приговорена к 15 годам лишения свободы. В 1956 году реабелитирована. По другим сведениям, была арестована 5 ноября 1938 года и осуждена Особым совещанием при НКВД СССР 5 января 1940 года «за антисоветские высказывания» на 3 года ИТЛ (отбывала в Карлаге). Освобождена 25 августа 1942 года по отбытии срока наказания. Реабилитирована 13 ноября 1956 года.
Брат — Самуил Тевельевич Хавкин.
Внук — Борис Львович Хавкин.
См. также[править]
Труды[править]
Источники[править]
- Родившиеся 14 сентября
- Родившиеся в 1897 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Российской империи
- Умершие в 1980 году
- Умершие в Москве
- Руководители партийных органов, репрессированные в СССР
- Первые секретари Еврейского обкома КПСС
- Ашкеназы
- Евреи в СССР
- Члены КПСС
- Персоналии:Еврейская автономная область
- Политики СССР
- Репрессированные в СССР
- Реабилитированные в СССР
- Евреи-политики
- Репрессированные (ЕАО)
- Политики ЕАО
- Делегаты XVI съезда ВКП(б)
- Делегаты XVII съезда ВКП(б)
- Евреи в Дагестане
- Политики Белоруссии
- Евреи в Белоруссии