Призыв к аннексии Израилем Ливана

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Аннексия Израилем Ливана»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Великий Израиль.

Аннексия Израилем Ливана — гипотетическая аннексия Израилем части или всего Ливана.

Идеологическое обоснование[править]

С точки зрения концепции Эрец-Исраэль[1] и Великого Израиля «от Нила до Евфрата», Ливан должен быть частью Израиля[2][3].

Так, согласно Библии Ливан входит в состав северо-западных земель колен Израилевых[4][5].

По распределению земли к коленам, предполагается, что Ливан принадлежит коленам Завулун, Ашер и Неффалим.

Интересно, что израильтяне при завоевании Ханаана армией Иисуса Навина не убили и не изгнали жителей Финикии, а поселились вместе с ними, так вновь смешались финикийцы и евреи:

И Асир не изгнал жителей Акко и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова. И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их. И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками[6].

Библия упоминает, что израильский царь Соломон воздвиг постройки на Ливане: «хотел Соломон построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле владения своего»[7][8].

Ливан контролировал главным образом Тир.

Во время Маккавейской войны, примерно в 145 г. до н. э. еврейский полководец Шимон Хасмоней был назначен «военачальником от области Тирской до пределов Египта»[9].

Попытки реализации[править]

В Новое время евреи делали попытки слабые создавать в Ливане поселения ещё в 19 веке, когда страной правила Османская империя. В горном посёлке Дейр ал-Камар в начале 19 веке проживало 80 еврейских семей. Евреи Дейр ал-Камар и в окрестных деревнях евреи занимались сельским хозяйством, разведением шелковичных червей и мыловарением. Однако, когда в результате междоусобицы между друзами и маронитами друзы покинули эти места, еврейское население переселилось в Бейрут и Сидон. Большая часть существовавшей с 18 века еврейской общины поселка Хасбая (в центре Ливана) была в 1888 году переселена бароном Эдмоном де Ротшильдом в Рош-Пинну. Последние три еврейские семьи покинули Хасбаю в 1913 году.

Первую современную попытку аннексировать Ливан предпринял в 1956 году перед Синайской войной премьер-министр Давид Бен-Гурион, который предложил присоединить к Израилю Южный Ливан вплоть до реки Литани, однако Великобритания и Франция настояли от отказа от этого плана[10].

В ходе Шестидневной войны в 1967 году Армия обороны Израиля захватила Фермы Шебаа, которую Ливан считает своей территорией[11].

В 1980 году в районе Адаика было израильтянами произведено отчуждение 1,68 км² территории Ливана.

В феврале 1986 года граница вновь была сдвинута на север между селениями Метула и Ваззани, в результате было произведено «отчуждение свыше 20 км² ливанской территории»[12].

В Первую Ливанскую войну израильтяне захватили большую часть Ливана. Однако Эхуд Барак вывел 24 мая 2000 года израильскую армию из Ливана.

Требования израильской общественности[править]

В июне 2024 года Аншель Пфеффер, «ХаАрец» писал (цитируется по переводу на сайте "Детали"):

К концу онлайн-конференции, организованной ультраправым движением «Пробуди Север», призывающим к созданию израильских поселений на юге Ливана, возникло ощущение, что это не совсем то событие, которое стоит освещать.

В конце концов, это оказалась группа религиозных мессианистов, обсуждающих тему, настолько оторванную от реальности, что на пике ее канал на YouTube смотрели всего 280 человек.

А затем ведущий, профессор Амос Азария, представил группу, обсуждающую «Успешные модели поселения в прошлом и уроки для Южного Ливана» с Даниэллой Вайс, Иегудит Кацовер и раввином Элишамой Коэном.

В отличие от предыдущих докладчиков, эта группа не обладала опытом или знаниями по истории или топографии Ливана. Но у них было доказательство того, что небольшая, решительная группа может изменить ход истории Израиля. Detaly

В 1970-х годах Вайс и Кацовер были одними из лидеров движения, основавшего еврейские поселения в Самарии и Хевроне. Коэн, менее известная фигура, последние семь лет вместе с крошечной группой молодых студентов совершает восхождения к руинам Хомеша — поселения на Западном берегу, выселенного в 2005 году в рамках плана размежевания. Однако в прошлом году правительство Нетаниягу приняло закон об «отмене размежевания», который позволил им возвести там постоянное строение.

Вайс вспоминала о тех днях, когда «Гуш Эмуним», первоначальное движение поселенцев, пыталось основать свое первое поселение в Самарии — в Себастии ровно 50 лет назад. Сегодня она возглавляет одну из групп, пытающихся восстановить израильские поселения в Газе, и открыта для предложений по Ливану. У нее есть расписки: полмиллиона израильтян сейчас живут на Западном берегу.

«Вы должны мечтать, — сказал Коэн, вторя Вайс. — Есть много препятствий, но мы будем биться головой о стену, и стена сломается. И в Ливане тоже».

Они — одна из историй успеха Израиля за последние полвека, и если они присоединяются к движению за заселение Южного Ливана, кто мы такие, чтобы называть их заблуждающимися?

Они живут среди нас — израильтяне, которые смотрят на север и мечтают о доме в Ливане. Исразль Соколь, резервист, погибший в начале года в Газе, был одним из них. Движение «Пробуди Север» названо в честь него и его сестры, которая начала в понедельник заседание, напомнив о его желании «жить там, где летом зелено, а зимой бело». На его могиле они написали слова: «Я видел тебя, Газа, под сенью ливанских деревьев».

Соколь был не один. За ним последовала целая череда ораторов, выступавших из дома по Zoom’у. Элиягу бен Ашер, который не был представлен ни в каком качестве, но, согласно сайту «Сругим», для которого он регулярно пишет, является «раввином, софером [переписчиком свитков Торы], историком-любителем и резервистом», рассказал о «геополитическом аспекте» Ливана.

Оказывается, это «колониальная конструкция после вторжения Запада в Османскую империю». Другими словами, «все, что говорят на Ближнем Востоке об Израиле, на самом деле верно, когда речь идет о Ливане… это несостоявшееся государство с самого рождения». А поскольку Ливан — это выдуманное образование с нелогичной границей с Израилем — еще один колониальный пережиток соглашения Сайкса-Пико 1916 года, разделившего османские земли, — Израилю следует стремиться к «реальной границе между южной и северной Галилеей, где война закончится, и это река Литани».

Следующим выступил онлайн библеист профессор Йоэль Элицур, который с восторгом отметил «очевидное чудо» и «божественное послание» атаки ХАМАСа 7 октября. Он призвал слушателей понять, чего требует от них Бог (за это сообщение Элицура восемь месяцев назад исключили из Академии языка иврит, когда он написал об этом в Интернете).

Элицур привел множество цитат из ТАНАХа и географических названий, чтобы доказать, что Ливан является частью Земли Обетованной, будь то по «ограниченному обетованию» — которое достигает Александреттского залива в Турции и включает весь Ливан и западную Сирию — или по «расширенному обетованию», которое включает землю к югу от Евфрата, всю Сирию и западный Ирак.

Следующим выступил Хаги Бен-Арци, более известный как старший брат Сары Нетаниягу. «Мы не радикалы — мы не хотим ни метра за Евфратом», — сказал он зрителям. Он также добавил в список библейский Иешимон, Саудовскую Аравию.

Вернемся в современность. Следующим выступающим стал адвокат Дорон Нир Цви, чей вклад в конференцию можно свести к его заявлению о том, что «все — чушь собачья»: если Израиль решит аннексировать Южный Ливан, то это можно оформить юридически и дипломатически.

После него выступил Амиад Коэн, который, что интересно, был представлен не по месту своей основной работы — генерального директора израильского отделения ультраконсервативного фонда «Тиква» — а как майор запаса Армии обороны Израиля. В основном он был обеспокоен тем, что генералы ЦАХАЛа больше не говорят о «захвате территории» как о цели войны, но выразил надежду, что когда начнется «третья ливанская война», захват территории до реки Литани действительно станет главной целью.

Вы можете отмахнуться от этой конференции со столь незначительным количеством публики, участники которой сбиваются с ритма, не знают, как запустить свою слайд-презентацию, или говорят о войне, которая еще не началась. В конце концов, это не первый раз, когда мессианские правые говорят о строительстве поселений на юге Ливана. «Гуш Эмуним» призывал вернуться на «родину колена Ашера» еще в 1982 году, когда началась первая ливанская война. Тогда из этого ничего не вышло.

Но стоит взглянуть и на сегодняшнюю реальность, в которой тот же политико-социально-религиозный сектор Израиля создал на Западном берегу реки Иордан масштабное поселенческое предприятие, которое 50 лет назад показалось бы бредом. Именно на эту реальность ориентировался министр финансов — и, что не менее, а возможно, и более важно — министр в министерстве обороны — Бецалель Смотрич, когда две недели назад потребовал от Израиля «оккупировать Южный Ливан», если «Хизбалла» продолжит обстреливать ракетами северные населенные пункты Израиля[13].

26 июня 2024 года «Движение за поселение в Южном Ливане» — израильское движение, основанное несколько месяцев назад с целью установки израильских поселений в этом регионе — при помощи воздушных шаров забросило в Ливан листовки на иврите и арабском, на которых написано: «Внимание! Это земля Израиля, принадлежащая евреям. Вы обязаны немедленно освободить ее»[14].

Поддержка вне Израиля[править]

26 июня 2024 года СМИ сообщили:

Мэр ливанской столицы Бейрута Абдалла Дарвиш выразил мнение о необходимости возвращения Израилем всей территории южного Ливана до города Цидон, которая исторически считалась частью Израиля[15].

Источники[править]