Антисемитизм в ЕАО
![]() | Эта статья в настоящее время активно дополняется. Не вносите сюда изменений до тех пор, пока это объявление не будет убрано. Последняя правка сделана участником Андрей Зелев в 11:42, 11 июня 2025 года. |
Антисемитизм в Еврейской автономной области — юдофобия в ЕАО.
Ход событий[править]
Бытовой антисемитизм имел место в ЕАО ещё на заре истории области. Его физическим проявлениям стали массовые школьные драки в начале февраля 1935 года[1].
Подлинный разгром устроила центральная сталинская власть в 1936—1938 годах, когда были репрессированы почти все руководители и энтузиасты строительства ЕАО, а также связанные с ЕАО активисты и руководители КОМЗЕТа. К этому времени, к 1936 году Сталин вернулся к своей идее ассимиляции евреев, и перестал заниматься развитием области. Например, строительство биробиджанской ТЭЦ, начатое в 1936 году, закончилось лишь в середине 1950-х годов.
Конечно, от репрессий эпохи Ежова страдали не только евреи, — но их процент среди жертв, особенно в руководстве области, был велик.
Репрессии эпохи Большого террора нанесли огромный урон экономике области, так как репрессированы были многие ценные и редкие кадры (инженеры, машинисты и т. п.). Например, были репрессированы начальник цеха Лондковского известкового завода Юрий Эльманович Штраксаль, председатель облпромсоюза Шлема Телевич Шпарага, бухгалтер облпромсоюза Соломон Семёнович Авербаум, председатель правления артели «ИКОР» Эля Абрамович Спектор, плановик на обозном заводе Урон Иосифович Шикирянский, главный инженер обозного завода Борис Моисеевич Строгач и т. д.
Иосиф Моисеевич Баскин отмечает антисемитскую подоплеку: вместо арестованных евреев уже тогда часто назначали русских.
Приток евреев в областью практически прекратился, развитие промышленности затормозилось. Вместе с тем, в ЕАО появилось три лагеря ГУЛАГа в 20 тысяч заключенных, но то что они строили и возводили было экономически нецелесообразным, не доводилось до конца, и осталось невостребованным.
Начался развал еврейского образования: стали сокращать еврейские классы. В 1940-1941 учебном году число еврейских школ снизилось до семи. Стали изыматься книги на идише из библиотек. Власти закрыли биробиджанский журнал на идише Форпост.
15 ноября 1941 года с поста 1-го секретаря был снят Гирш Иохимович Сухарев, и на его место был поставлен нееврей Павел Степанович Савик. Правда, Савик оказался совершенно неспособным к продуктивной работе, развалил всё что можно (особенно сильно он развалил сельское хозяйство), и в 1943 году его убрали из области на повышение.