Биробиджанский еврейский национальный район
Биробиджанский еврейский национальный район — административная территория в составе Дальневосточного края.
1930[править]
Существовал с 20 августа 1930 года по 7 мая 1934 года.
20 августа 1930 года ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района». В его состав вошли Екатерино-Никольский, Бирский, Некрасовский, нынешний Кур-Урмийский, Михайло-Семеновский районы.
Образован район был в следующих границах: от устья реки Тунгуски вверх по реке Амуру до слияния протоки Грязной с протокой Бешеной (второй Амурской), дальше по северной и западной границам выгонных земель г. Хабаровска до реки Амур и далее вверх по Амуру до впадения в нее реки Хингана, у села Пашкова, отсюда вверх по реке Хингану до Безымянного Ключа, от этого места граница делает крутой поворот на восток и идет по хребту Малый Хинган, между вершинами рек Салокума, Яурина и Тырма с севера и левыми притоками реки Бира – Кульдур, Каменушка и Сагды-Бира с юга; дойдя по хребту Малый Хинган до истоков реки Беранжа (правого притока реки Урми), граница в северо-восточном направлении доходит до правой вершины реки Космунь (составляющей также правый приток реки Урми), идя по которой, граница доходит до реки Урми, которая далее служит северо-восточной границей описываемого района до впадения реки Урми в реку Тунгуску, и по последней до ее устья – исходного пункта описания границ, причем земельные наделы п. Облучье и селений Пашково и Есауловка, расположенные по обеим сторонам реки Хинган, оставить вне границ описываемого района.
В состав района вошли Екатерино-Никольский и Михайло-Семеновский районы полностью: селения Хингано-Архаринского района – Радде, Дичун, Успеновка, Кандилак, Башурово, Биракан (поселок и разъезд), Бира (поселок и станция), Бирские каменноугольные копи, Большой Катар, Будукан, Ивановка, Катон, Кимкан, Кульдур (поселок и курорт), Лондоко-Каменушка, Лондоко-станция, Сагды-Бира, Сторожевое, Трек (разъезд), Некрасовского района – Амур (разъезд), Боны, В.- Спасское, Владимировка, Волочаевка (село и станция), Даниловка, Дежневка (село и разъезд), Забеловское, Купаты, Левый берег Амура (хутор), Луговая, Лямку-Корани, Наумовка, Нейтральный, Николаевка, Н.-Спасское, Оль, Ольгохта, Ипподром, Ин, Покровка (село и станция), Самаро-Орловка, Теуди, Томское, Урми, Улановка и Холон.
Центром района было установлено селение Тихонькая, переименованное в 1931 году в рабочий поселок Биробиджан.
Общая площадь Биробиджанского района составляла 38627 тыс кв км.
Подчинялся район непосредственно исполкому Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Дальневосточного края.
Таким образом, в августе 1930 года на территории будущей ЕАО был образован Биробиджанский национальный район с центром в селении Тихонькая.
В соответствии с законодательством в кратчайшие сроки необходимо было образовать органы управления территорией. Для осуществления организационной работы по созданию этих органов управления решением Далькрайисполкома было создано оргбюро. В состав вошли: Григорьев – председатель Екатерино-Никольского райисполкома, Вьюшкин – председатель Михайло-Семеновского райкома ВКП(б), Робинсон – представитель ОЗЕТа, Рашкес – представитель КомЗЕТа, Ким М. – представитель крайисполкома, Школьник – председатель колхоза переселенцев, китайский рабочий и еврейский рабочий из совхоза. Председателем оргбюро назначили Гендлина, заместителем – Григорьева.
Государственную власть на территории Биро-Биджанского района осуществлял исполнительный комитет Биро-Биджанского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Район сильно пострадал во время коллективизации, население голодало, многие уехали.
Население составляло 37 538 человек.
В 1930 году население составляло 38 тысяч человек, в том числе 2 672 еврея.
Имелось 36 колхозов, 2 МТС и 10 промысловых артелей.
Для осуществления организаторской работы по созданию партийного аппарата и административных органов вновь образованного района краевым комитетом ВКП(б) был создан организационный комитет, который приступил к подготовке партийного съезда и съезда Советов Биробиджанского района. А возглавил его Янкель Левин – ответственный секретарь Центрального правления ОЗЕТа, направленный в Биробиджан «в связи с выделением его в самостоятельную административную районную единицу, что влечет за собой реорганизацию всей оперативной работы ОЗЕТа в районе.
28-30 сентября 1930 года в Тихонькой состоялись региональная партийная конференция и первый съезд Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Биробиджанского национального района, на которой было избрано бюро райкома партии в составе представителей еврейских, русских и корейских рабочих и колхозников. Первым секретарем районного партийного комитета избран Я. Левин.
После завершения партийной коференции 30 сентября в поселке Тихонькая открылся первый съезд Советов Биробиджанского района. Съезд Советов проходил в переселенческом бараке, при электрическом освещении, которое зажигали в особых случаях. Прибыло на съезд 128 делегатов (60,9% – русские, 21% – евреи, 8,5 % – украинцы; 48% делегатов были моложе 30 лет, 61% представляли крестьянство, женщин было 10% процентов). В работе съезда принял участие и выступил представитель американской еврейской организации ИКОР М. Эпштейн.
Биробиджанский райисполком начал свое существование с 1 октября 1930 года.
На 1 октября 1930 года, как отмечает А. Канторович в своей книге «Перспективы Биробиджана», население Биробиджанского района составляло 38 тыс чел., из которых евреев было 2,7 тыс чел., корейцев 3,9 тыс чел., русских 27,3 тыс чел. К концу 1931 годпа в Биробиджанском районе населения было уже 44,5 тыс человек, евреев – немного более 5 тысяч. Цифры эти свидетельствуют о том, что, приток неевреев в район даже обгонял приток переселенцев-евреев. То есть шёл саботаж путем активного заселения района неевреями.
Решением секретариата Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) от 19 октября 1930 года утвержден выпуск в Биробиджанском районе газеты «Звезда». Вначале газета выходила тиражом в 2 тысячи экземпляров, три раза в неделю, затем 8 раз в месяц, 4 – на русском и 4 раза в месяц газета выходила на еврейском (идиш) языке. Первый номер газеты на еврейском языке вышел 30 октября 1930 года. В соответствии с постановлением бюро Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) от 16 декабря 1931 года был начат выпуск уже отдельных газет: «Биробиджанская звезда» на русском языке и «Биробиджанер штерн» на идише. Владелец Харбинской типографии Вульф Розенцвейг отправил Биробиджану большой печатный станок, набор шрифтов на русском и идише и другое полиграфическое оборудование.
5 ноября 1930 года на заседании Бюро Биробиджанского райкома ВКП(б) рассматривался вопрос «О капитальном строительстве в Тихонькой в 1931 году».
1931[править]
К июню 1931 года было 6 совхозов: зерновой, рисосоевый, молочноогородный, скотоводческий, птицеводческий; 2 леспромхоза с программой в 1 млн. куб. м леса; лесопильный завод, строящийся известковый завод, кустарные предприятия гнутой мебели, известковая, обозостроения, пошивочная и ремонтная мастерские.
30 сентября 1931 года ВЦИК своим постановлением поручил Госплану РСФСР и Далькрайисполкому разработать и в ближайшее время предоставить контрольные цифры развития района, ориентируясь на то, чтобы к концу 1933 года в границах Биро-Биджанского района образовать Еврейскую автономную административно-территориальную единицу в составе Дальневосточного края.
1932[править]
С 1 января 1932 года Биробиджанскому райисполкому было предоставлено право упрощенного принятия в гражданство Союза ССР с последующим утверждением Далькрайисполкомом.
В 1932 году Госплан СССР утвердил первые контрольные цифры народно-хозяйственного плана Биробиджанского района как отдельной народно-хозяйственной единицы, роста населения Биробиджанского района в 1932 и 1933 годы. На совещании в Госплане РСФСР по рассмотрению контрольных цифр Биробиджанского района ДВК на 1932 год, которое проходило 3 мая 1932 года, подчеркивалось, что «ни один административный район Советского Союза не получает таких темпов развития, которые получает Биробиджанский район».
18 февраля 1932 года для руководства хозяйственным строительством Биробиджана был избран Биробиджанский городской совет, который возглавил заместитель председателя Далькомзета, уполномоченный Центрального правления ОЗЕТа Исаак Моисеевич Рашкес.
В начале 1932 года к работе по планировке города был привлечён архитектор Рабинович (ни в одном из документов областного архива мне не удалось обнаружить какой-либо дополнительной информации об этом архитекторе). В докладной записке по вопросу о планировке города Биробиджана, подготовленной им для Биробиджанского горсовета, он отмечает, что «1. В 1932 году перед Горсоветом стоят две основные задачи в части городского строительства: а), организация освоения капиталовложений на этот год и б), подготовка и проведение необходимых предварительных мероприятий к строительству 1933 года и последующих лет. 2. Настоящее время г. Биробиджан проекта планировки и расширения не имеет».
15 июня 1932 года на заседании Бюро Биробиджанского РК ВКП(б) рассматривается ряд вопросов: об открытии базара, о пуске фабрики Деталей. На этом же заседании слушался вопрос о предупредительных мерах в связи с резким повышением уровня воды в реке Бире. Через несколько дней сильнейшее наводнение затопило город и все ближайшие села. В Биробиджане были задействованы все предприятия и организации для восстановления разрушенного стихией слабого хозяйства. Этот потоп выявил также картину полной незащищенности города от наводнений.
22 июня 1932 года созывается совещание при Культпропе РК ВКП(б), на котором было принято решение о строительстве «Дома Соц. Культуры». В выборе проекта решение передавалось техническому совещанию, но оно должно было ориентироваться на стандартный проект. Выбор площадки был сразу же определен на этом совещании — возле дома РИК (райисполком). Горсовету было поручено начать шурфовку почвы. Местным ОЗЕТ-организациям — обеспечить поставку стройматериалов.
Такой же подход был при рассмотрении вопроса о строительстве летнего кинотеатра. Стройконторе поручалось построить лёгкий летний барак из отходов на 250 мест, в десятидневный срок. Место строительство было определено — базарная площадь. Через профсоюзы и газету предполагалось организовать субботник по утрамбовке поля галькой. Местные органы власти и Биробиджанская контора ОЗЕТа при отсутствии квалифицированных специалистов — архитекторов, экономистов — вынуждены были решать данный вопрос на своем уровне.
1933[править]
В 1933 году Ленинградским областным советом ОЗЕТа была организована геологическая экспедиция, в задачу которой входило составление геологической карты, поиск полезных ископаемых, определение горнопромышленных перспектив Биробиджана. Кроме этого, экспедиция должна была определить роль полезных ископаемых Биробиджана в создании сырьевой базы региона. Материалы партии Ленинградской геолого-съемочной экспедиции ЛенОЗЕТа за 1933 год (начальник экспедиции горный инженер-геолог З.А. Абдуллаев) свидетельствуют, что железорудные месторождения тянутся на 50 километров от левого берега р. Биджан до линии железной дороги (ст. Лондоко и Биракан). Специалисты определили запасы месторождений (северных) в 600 миллионов тонн. Экспедиция провела разведочные работы и подробно исследовала также графитовое месторождение недалеко от с. Союзного. По ее мнению, графит, запасы которого колоссальны и выражаются миллионами тонн, годен для нужд промышленности. Также неограниченными являются запасы известняков в районе Биракан – Лондоко. На территории области, помимо железных руд, графита, известняка, установлены большие запасы золота, магнезита, угля и других полезных ископаемых. Из них особо выделяются железорудные месторождения Малого Хингана, освоение которых должно сыграть значительную роль в деле создания собственной металлургической базы Дальневосточного края.
Одним из главных достижений двухлетней работы экспедиции ЛенОЗЕТа являлось составление геологической карты к большей части территории Еврейской автономной области с указанием местонахождения ценнейших полезных ископаемых. Карта давала возможность для четкого планирования развития промышленности и сельского хозяйства области[1].
Постановления Совнаркома СССР от 26 апреля 1933 года — правительственные задания в отношении мелиорации Биробиджана.
На строительство Биробиджана был отправлен швейцарский архитектор-коммунист Ханнес Майер. X. Майер приехал в Биробиджан 31 мая 1933 года с двумя сотрудниками — старшим экономистом И.П. Лебединским и инженером-архитектором Д.А. Гандуриным. Через 46 дней после приезда бригады X. Майера, 16 июля на стол горсовета лёг проект предварительного экономического основания к планированию города Биробиджана.
В сентябре 1933 года Президиум ЦИК СССР рассмотрел состояние работы по закреплению в Биробиджане евреев-переселенцев, по образованию в нем еврейской национальной единицы. В постановлении отмечалось, что «КомЗЕТ не переключил в достаточной степени свою работу на основной район Биробиджан и не добился устранения крупных недостатков в процессе закрепления в нем трудящихся евреев, а также что невыполнение некоторыми центральными органами и краевыми организациями основных директив Президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР помешало образованию в Биробиджане в установленный срок еврейской национальной единицы».
Общее количество евреев-переселенцев в Биробиджанском районе достигло к концу 1933 года составило лишь 8 с небольшим тысяч человек.
1934[править]
7 мая 1934 года постановлением Президиума ВЦИК «О преобразовании Биро-Биджанского района в автономную Еврейскую национальную область» была создана Еврейская автономная область:
- О преобразовании Биробиджанского еврейского национального района Дальневосточного края в Еврейскую автономную область
- Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
- Рассмотрев представление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о преобразовании Биробиджанского еврейского национального района в Еврейскую автономную область - Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
- Ходатайство удовлетворить и преобразовать Биробиджанский еврейский национальный район в Еврейскую автономную область в составе Дальневосточного края.
- Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М. КАЛИНИН
- Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР А. ЕНУКИДЗЕ
- Москва, Кремль, 7 мая 1934 года