Умар I и евреи
Умар I и евреи (Омар I и евреи) — взаимоотношения Омара (Умара) I ибн аль-Хаттаба, который в 634—644 годах был халифом[1].
Общие сведения[править]
Умар был сподвижником Мухаммада и участвовал в походе на Хайбар.
В правление Умара арабы завоевали Эрец-Исраэль (636—638), Сирию, Ирак, Западный Иран и Египет — страны с большим еврейским населением.
Согласно христианскому летописцу Феофану Исповеднику, а также исламским хроникам, халиф Омар прежде всего стал искать руины Храма Соломона («михраб Дауд»).
Согласно еврейским источникам, Умар оказал особые почести Бустенаю бен Ханинаю, которого назначил экзилархом.
Умар разрешил евреям селиться в Иерусалиме, отменив, тем самым, христианский запрет, действовавший около 500 лет, и, по-видимому, выделил им место для молитвы на Храмовой горе.
Историк Табари сообщает, что один из приближенных Умара, еврей, перешедший в ислам и принявший имя Кааб аль-Ахбар, показал халифу э́вен штия (`краеугольный камень мира`) на Храмовой горе в Иерусалиме. Умар распорядился расчистить это место, и на нем впоследствии (в правление Абд ал-Малика, 685–705) была построена мечеть Куббат ас-Сахра, известная также как мечеть Омара.
«Затем пришел туда Омар в сопровождении Кааба и сказал ему: Абу-Исхак, знаешь ли ты место ас-Сахры (Скалы Основания)? Тот отвечал: Отмерь столько-то локтей от стены, прилегающей к долинe Джаханнун, затем рой и ты найдешь ее – а гора тогда была покрыта мусором. Они стали рыть, и скала обнаружилась перед ними. Тогда Омар сказал Каабу: Как ты думаешь, где поместить мечеть? Тот сказал: Помести ее за ас-Сахрой [то есть, на север от Скалы Основания], и тогда соединятся обе киблы: кибла Моисея (то есть, направление молитвы на Святая Святых Храма, согласно иудаизму] и кибла Мухаммеда [направление на Мекку]. Тогда Омар сказал: Ты еврействуешь, Абу-Исхак! лучшая часть этой мечети – передняя! [то есть, южная, обращенная к Мекке]. И он построил молельню в передней части мечети»[2].
В одном из мидрашей («Тайны рабби Шимона бар Йохая») Умар именуется «другом Израиля».
В юридическом трактате IX века «Китаб-ал-Харадж» (Книга о налогах) приводится история о том, как халиф Умар помог незрячему еврею.
Однако, Умар в 640 или 642 году, как утверждается, изгнал евреев из Хайбара. Так ли это неизвестно, во всяком случае евреи в Хайбаре упоминались и в последующие века.
Лишено исторического основание, что Умар изгнал евреев и из Иерусалима по просьбе патриарха Софрония; той же участи будто бы подверглись и евреи Тивериады.
Так, караимский комментатор Даниэль аль-Кумиси (ок. 900 года) в своем комментарии на Даниэль, 11:32 писал:
До прихода [царя измаильтян] евреи не могли находиться в Иерусалиме, и собирались с четырех концов земли в Тверии и Газе, чтобы взглянуть на [развалины] Храма. Однако когда тот пришел, он привел евреев в Иерусалим, и дал им место, и многие из них там поселились. С тех пор многие евреи совсего света приезжают молиться и учить Тору в Иерусалиме.
Другой караимский мыслитель Х века, Сахла бен Мацлиаха, живший в Иерусалиме и призывавший евреев возвратиться в святую землю, в предисловии к своей «Книге заповедей» писал:
Пятьсот лет это место пребывало в руинах и запустении; здесь водились шакалы, и евреи не могли там бывать. Евреи, жившие на востоке, приезжали помолиться в Тверию, жившие на западе – в Газу; жившие на юге – в Цоар. Ныне, однако, Бог открыл своему народу врата милосердия, и вернул их в святой город, где они поселились.
Согласно еврейской хронике, найденной в Каирской генизе, разрешению поселиться в Иерусалиме предшествовал торг между евреями, халифом и патриархом. Евреи требовали впустить в город 200 семейств, христиане соглашались только на 50. А в письме, посланном в XI веке из иерусалимской йешивы, среди прочего сказано.
Мусульмане наняли сначала десять, а затем двадцать еврейских прислужников для мечети аль-Акса. Позже халиф Умар ибн Абд аль-Азиз (682—720) заменил их рабами, приобретенными за счет казны. Об этом, в частности, свидетельствует караимский комментатор Салмон бен Йерухим.
Армянский епископ Себеос утверждал, что после того, как мусульмане захватили Иерусалим, евреи, якобы, хотели отстроить Храм, а когда из этой затеи ничего не вышло, затеяли провокацию:
Найдя место, называемое святая святых, они [евреи] устроили его на твердом основании — местом для своих молитв. Но исмаильтяне возненавидели их, и изгнали из того места, назвав его местом своих молитв. Евреи в другом месте построили основание своей молельни. Тогда они взялись привести в исполнение злое намерение свое: наполнить Иерусалим с конца в конец кровью и истребить всех христиан в Иерусалиме. Некто из знатных мужей исмаильских шел один на поклонение в молельню. Ему встретились трое из знатных евреев, которые убив двух свиней, положили их в молельне, а кровь пролили по стенам и по полу дома. Когда этот муж поравнялся с ними, то остановился и заговорил с ними: «о чем говорят?» Они отвечали ему и прошли мимо его.
Он вошел внутрь молельни, чтобы помолиться. Увидя зло, он тотчас воротился к себе. После него вошли многие, видели нечестие и распространили в городе печальную весть. Евреи говорили начальнику города, что это христиане осквернили место их молитв. Правитель приказал собрать всех христиан; но в то время когда их всех хотели истребить мечом, тот муж пришел, стал перед ними и сказал: «за что вы проливаете напрасно столько крови. Прикажите созвать всех евреев, и я покажу вам преступников».
Когда собрали всех евреев, то он вошел в середину толпы, и узнал трех мужей, встретившихся ему. Схватив их, судили судом страшным (до тех пор), пока они открыли намерение свое. Но так как правитель был из евреев, то он приказал умертвить только шестерых главных зачинщиков, а остальным позволил отправиться домой[3].
С именем Умара (Омара) связан ряд ограничительных постановлений, касавшихся евреев и христиан, живших в халифате. Они обязаны были впредь иметь на одежде известное отличие, им запретили верховую езду на лошади и занимать государственные должности; они были обязаны платить подушную подать и поземельный налог, содержать безвозмездно, в течение 3-х дней, каждого путешествующего мусульманина. Их лишили права возводить новые молитвенные дома, устраивать процессии и т. д. Очень вероятно, что инициатива всех этих ограничений исходила от самого халифа; впрочем, эти законы не соблюдались строго и в его время, однако они остались в силе поныне в большинстве магометанских стран.
Другое[править]
Не следует путать: Омаровы законы в отношении евреев и христиан ввёл Омар II (717–720).