Андропов и евреи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дмитрий Гордон внесён в РФ в список террористов и экстремистов
Ю.В. Андропов.

Андропов и евреи — политика Ю.В. Андропова в отношении евреев и Израиля.

Загадка происхождения[править]

 → Версия о еврейском происхождении Юрия Андропова

Некоторые авторы, такие как Марк Штейнберг, полагали, что Андропов был еврейского происхождения, но каких-то официальных подтверждений этому не имеется[1]. Как бы то ни было, РЕЭ считает его евреем[2].

Начало карьеры[править]

Карьера Андропова началась в Ярославле в то время когда там сначала главой Оргбюро, а затем 1-м секретарём был товарищ Вайнштейн, а пост главы НКВД с 1936 года занимал Андрей Лурье, его замом был Соломон Бак. Историк Федор Раззаков утверждает:

«Лурье даже внешне старался походить на Ягоду, отпустив такие же усики, как и он. Под его опеку и попали в Ярославле Андропов и его первая жена Нина Енгалычева (ее устроили в архив НКВД)»

Когда Андропова в период Большого террора разоблачили в скрытии социального происхождения, его тем не менее не тронули, и в этом могла быть заслуга Михаила Шамберга — инструктора в Управлении кадров ЦК (1936–1939), которое возглавлял его тесть Георгий Маленков (1936–1946).

«В июне 1951-го Куусинен переведет его в Москву инструктором ЦК. Тогда в МГБ СССР разоблачили „сионистский заговор“ (июль) и почти всех евреев убрали с больших должностей. Но в ЦК ВКП(б) евреев никто не трогал. И некоторые из них, как и Андропов, потом достигнут больших высот», — пишет Раззаков[3].

С мая 1953 года Андропов был советником посольства СССР в Венгрии, а в 1954—1957 годах — послом СССР в Венгрии. В начале его работы в Будапеште в Венгрии правили евреи Матьяш Ракоши и Эрнё Герё. Их падение с трона привело к бегству из ВНР на Запад десятков тысяч евреев.

Во главе КГБ[править]

Как глава КГБ СССР (1967—1982) Андропов вёл борьбу с диссидентами, включая евреев, евреями-отказниками, а также занимался борьбой с Израилем в рамках соответствующей советской политики.

Пример:

Сов. секретно Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР ЦК КПСС 30 апреля 1970 года №1184-А

Комитетом госбезопасности получены данные о существовании в Ленинграде сионистской организации, состоящей из пяти групп националистически настроенных граждан по шесть человек в каждой.

Руководители групп, среди которых Черноглаз Д.М. 1939 года рождения, инженер-химик Дрейзнер С.Г. 1939 года рождения, главный инженер "Ленжилпроекта" Бутман Г.М. 1932 года рождения, механик завода №1 производственного объединения "Сокол", составляют "Комитет" данной организации.

Основными задачами организации являются:

– разжигание эмиграционных настроений и склонение евреев к выезду в Израиль;

– пропаганда сионистской идеологии среди лиц еврейской национальности путем изготовления и распространения сионистской и националистической литературы;

– организация сбора подписей под обращением в ООН лиц, которым отказано в выезде в Израиль;

– создание курсов ("ульпанов") по изучению древнееврейского языка и воспитание слушателей в произраильском духе;

– увеличение денежных средств (кассы) организации за счет взносов ее участников и реализация печатных материалов.

Комитетом госбезопасности принимаются меры по проверке полученных данных и недопущению осуществления возможных враждебных акций со стороны еврейских националистов.

Председатель Комитета госбезопасности Андропов

Впрочем, сначала десятки, потом сотни, а с 1970 года уже и тысячи советских евреев получали ежегодно разрешение на выезд из СССР. Так, 10 июня 1968 года глава МИДа Андрей Громыко и глава КГБ Юрий Андропов подали советскому руководству письмо с предложением разрешить советским евреям эмигрировать. В результате установили квоту выезжающих – 1500 человек, «лицам преклонного возраста, не имеющим высшего и специального образования»:

Секретно ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС О возобновлении выезда советских граждан на постоянное жительство в Израиль

Одобрить предложение Комитета Госбезопасности и Министерства иностранных дел СССР о возобновлении в 1968 году выезда советских граждан на постоянное жительство в Израиль. Разрешать выезд в Израиль по мотивам воссоединения разрозненных семей советским гражданам, не являющимся ценными специалистами и не располагающим государственными секретами[4].

Это предложение было принято.

По поводу выезда евреев Л.И. Брежнев и Андропов вели особые совещания[5].

Это решение, впрочем, девуалировалось КГБ в 1973 году под предлогом Войны Судного дня.

Андропов возглавил КГБ за несколько месяцев до Шестидневной войны, и в его каденцию происходили многие кровавые события на ближнем востоке, например Первая Ливанская война. В этих войнах КГБ и в целом Советский блок помогали арабам против Израиля.

В статье, опубликованной в National Review, бежавший в США генерал румынской разведки Ион Михай Пачепа[6][7] утверждает, что председатель КГБ Юрий Андропов рекомендовал «разжигать среди населения арабских стран ненависть к евреям в нацистском стиле, использовать в пропаганде тезис, что США и Израиль — империалистические государства, политику которых полностью контролируют богатые евреи»[8]. «К 1972 году дезинформационная машина Андропова работала круглые сутки, убеждая исламские страны, что Израиль и Соединенные Штаты хотят превратить весь мир в вотчину сионизма», — утверждает Пачепа и его соавтор Ричлак. «В 1972 году Кремль решил повернуть весь исламский мир против Израиля и Соединенных Штатов. Глава КГБ, Юрий Андропов сказал мне, что миллиарды (мусульман) нанесут США больший вред, чем несколько миллионов. По его словам, необходимо было внедрить по всему исламскому миру ненависть к евреям, подобную той, которую испытывали к евреям нацисты. Следующий шаг — превратить это эмоциональное оружие в террористическую кровавую бойню против Израиля и его основного сторонника — Соединенных Штатов Америки. Ни одна страна, находящаяся в сфере влияния США и/или сионистов, не должна чувствовать себя в безопасности… »

Генерал-лейтенант Секуритате (Департамент госбезопасности в Социалистической Республике Румыния) утверждает, что за время его работы в румынской разведке КГБ «тайно взял на себя ответственность» за 11 терактов на территории Израиля, в том числе за нападение на аэропорт Бен Гурион 30 мая 1972 года и взрывы на площади Сион 4 июля 1975 года в Иерусалиме.

Известно также, что председатель КГБ Ю. В. Андропов представил генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу «докладную записку с выводами о полезности и перспективах расширения контактов с НФОП».

Уже в 1969 году палестинские террористы, обученные в спецшколе КГБ в Балашихе, угнали свой первый «сионистский» самолет, принадлежавший авиакомпании «Эль Аль».

В 1969 году в Иерусалиме загорелась мечеть Аль-Акса. В мусульманском мире вину возложили на Израиль. Андропов отправил Брежневу секретную записку: "Резидентура КГБ в Индии располагает возможностями организовать в этой связи демонстрацию протеста перед зданием посольства США в Индии. Расходы на проведение демонстрации составят 5 тысяч индийских рупий и будут покрыты за счет средств, выделенных ЦК КПСС на проведение спецмероприятий в Индии в 1969-1971 годах. Просим рассмотреть". Брежнев написал: "Согласиться".[9]

Любопытно, что спустя несколько лет после того, как Андропов возглавил КГБ, впервые за многие годы ЕАО вновь возглавил еврей — Лев Борисович Шапиро.

Во главе СССР[править]

При правлении Андропова (1982—1984) в отношении евреев имели некоторые признаки грядущего потепления.

Так, в июле-августе 1983 года состоялось награждение высшими государственными наградами СССР некоторых заслуженных работников-евреев[10].

Историк Сергей Николаевич Семанов пишет по этому поводу следующие слова, которые сами по себе служат характерным образчиком отношения к евреям в СССР:

Примечательно и то нарочитое внимание, которое Андропов проявляет к советскому еврейству. Первое гласное выступление его в качестве "президента" ознаменовалось публикацией скромного, но выразительного документа: 17 июля был награжден академик Гольданский Виталий Иосифович. Среди тысяч и тысяч награждаемых был избран именно он для первого указа Андропова. Случайность? Возможно. Но вскоре, 8 августа, наградили званием Героя четырех ткачих, одна из них из Биробиджана - Арнаполина Елена Кальмановна. Можно не сомневаться, что это действительно хорошая труженица, но почему из сотен тысяч ткачих (белорусок, узбечек, таджичек, литовок и т.д.) избрали именно ее, да еще в таком малом числе лиц? И разве евреи занимают заметную долю среди работников текстильной промышленности? И зачем было напоминать о липовой "Еврейской автономной области", где "коренные жители" составляют ничтожную долю населения, что вызывает только смех по всей стране - кстати, среди самих евреев в особенности? Не может быть никаких сомнений, что все это было сделано с явным намеком для понимающих[11].

При личном участии Ю. В. Андропова в 1983 году был создан Антисионистский комитет советской общественности во главе с Д. А. Драгунским. Хотя, этот комитет с позиции внешнего наблюдателя может показаться крайне противоречивым, но в реальности это было первое за многие десятилетие признание Советской власти, что евреи существуют, они могут иметь собственную организацию и т. д., — это был явный прогресс, это было первым шагом к возрождению еврейской жизни в СССР, прерванной и загнанной в подполье после разгрома ЕАК.

Несмотря на войну в Ливане и Сирии, появились некоторые признаки потепления отношения СССР к Израилю: «Андропов монтирует политические под мостки для заигрывания с Израилем — полуправдами и половинчатыми средствами... Андрей Громыко, только что на значенный первым заместителем Председателя Совета Министров великодушно признал право Израиля на существование»[12].

В 1984 году власти торжественно отметили 50-летие Еврейской автономной области; к юбилею были введены некоторые элементы еврейской атрибутики. Был выпущен букварь языка идиш (Хабаровск, 1982), в местном педагогическом училище начали преподавать идиш, на юбилейных торжествах продавались майки с надписями на идиш и т. д.

Вместе с тем, в 1983 году генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов принял в Кремле главу делегации Организации Освобождения Палестины (ООП), председателя Исполкома ООП Ясира Арафата.

Резко сократилась при Андропове выдача разрешений на выезд в Израиль: в 1981 году выехало 9448 человек; в 1982 году — 2760; в 1983 году — 1314; в 1984 году — 896; в 1985 году — 1140.

Уже после смерти Андропова активист еврейского движения Натан Щаранский был обменен на четырех советских разведчиков, арестованных на Западе. Но переговоры велись ещё при Андропове.

Евреи в команде Андропова[править]

Евгений Максимович Примаков[13]

Бывший посол США в России С.Тэлбот утверждал, что содействие Примакову в карьере оказал Ю.В.Андропов;

Георгий Аркадьевич Арбатов, консультант Андропова

Лев Мордкович Володарский, начальник Центрального статистического управления при СМ СССР

Маркус Вольф, глава Штази. Он сказал, что дружил с Андроповым:

Кто произвел на Вас самое большое впечатление ?

- Это был Юрий Владимирович Андропов. Мы с ним много общались, он всегда принимал меня, даже когда я приезжал в Советский Союз на отдых. С ним можно было говорить прямо. Я часто делился с ним своими сомнениями по поводу ситуации в ГДР[14].

Через ГДР КГБ начал вместе с евреями вести разный бизнес:

В центре этих процессов находятся фирмы Benex Григория Лучанского и Seabeco Бориса Бирштейна. Лучанский, 1945 года рождения, родившийся в еврейской семье в Латвии, был специально завербован КГБ для того, чтобы основать международную сеть компаний, вследствие чего он основал в 1989 году Nordex с головным офисом в Вене и дочерние предприятия по всему миру, в том числе в Швейцарии.

См. также Евреи в Санкт-Петербурге, Семён Могилевич, Шабтай Калманович, Брайтонская мафия, Евреи в Африке

Оценки[править]

Исторические Хроники с Николаем Сванидзе 1983 Юрий Андропов

Л.М. Каганович как-то сказал об Андропове и вероятно о тех, кто пришёл ему на смену (деятелях Перестройки):

Я вам скажу: у Андропова не было собственных концепций. Он начинал щупать. Всё щупал. И эти щупали. У Маркса есть замечательное сравнение: пчела от архитектора отличается тем, что пчела интуитивно, инстинктивно делает свои соты, а архитектор строит по плану. А эти строили, как пчела, интуитивно, но пчела дала и мёд, и соты, а эти дали не соты и не мёд, а даже сахару не стало! Вот в чём разница.

Яков Кедми: «Андропов был убежденным коммунистом, но более интеллигентным и думающим, чем большинство его соратников по партии».

Об Андропове написали книги Леонид Михайлович Млечин и Илья Григорьевич Земцов, а Николай Карлович Сванидзе снял о нём телепрограмму.

См. также[править]

Источники[править]