Октавиан Август и евреи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Октавиан Август и евреи — отношение евреев и римского императора Августа, царствовавшего с 27 г. до н. э. по 14 год[1].

Общие сведения[править]

По отношению к евреям в Иудее и диаспоре он продолжал толерантную политику своего дяди Юлия Цезаря. Заботясь о возрождении и поднятии в Риме интереса к национальной религии он тем не менее проявлял и широкую терпимость по отношению к другим религиям. Хотя он и одобрил поведение своего племянника Клавдия, который в ходе своего путешествия на Восток не принес жертвы в Иерусалимском храме, но в других случаях он выказывал внимание вассальной Иудее, посылая дары в иудейское святилище и выразил желание, чтобы там приносились ежедневные жертвы от его имени.

Август возобновил эдикты, которые Цезарь издал в пользу евреев, живших в Кирене и Малой Азии, гарантируя им полную свободу культа, санкционируя сборы в пользу храма и провозглашая неприкосновенными их священные книги и синагоги[2]. Особое уважение было оказано в этих эдиктах Шаббату: ни в этот день, ни накануне после 9 часа иудеи не могли быть вызваны в суд; если общественная раздача хлеба в городе Риме приходилась в субботу, то жившие там евреи имели право получать свою долю на следующий день.

Еврейское население города Рима было в то время довольно значительно, что несомненно доказывают некоторые синагоги, основание которых может быть отнесено ко времени Августа.

Одной из синагог в честь императора было дано имя «Августовцев» (συναγωγή Αύγουστησίων).

Дружба между Августом и царем Иудеи Иродом Великим началась после победы при Акциуме в 31 г. до н. э. Ирод, не теряя времени, перешёл на сторону победителя, обещая ему всю ту покорность и верность, которую он до тех пор выказывал Антонию. Август со своей стороны утвердил за Иродом царское звание, а после самоубийства Антония и Клеопатры возвратил ему все владения, которые были у него отняты интригами последней[3]. Август старался помирить Ирода и двух его сыновей от Мариамны, Александра и Аристобула[4].

Со своей стороны Ирод назвал в честь императора свою новую столицу, выстроенную им в Самарии, «Себастой» (греческий перевод титула «Август»), новый порт назвал Кесареей[5].

Именно Август превратил Иудею, до того вассала Римской империи в римское владение, то есть лишил её остатков независимости. После смерти Ирода посольство из 50 знатных лиц отправилось из Иерусалима в Рим (4 г. до н. э.), чтобы протестовать против продолжения тиранического правления Иродовой династии и просить Августа о восстановлении в Иудее республиканской автономии под суверенитетом Рима. Около 8 тысяч римских евреев присоединились к посольству, которое было принято Августом в храме Аполлона. С другой стороны, прибывшие в Рим наследники Ирода выставили свои притязания. Результатом всех ходатайств было то, что Август разделил царство Ирода между его сыновьями Архелаем (которого он назначил этнархом, обещая ему царский титул в случае его благоприятной для римлян политики), Филиппом и Антипой, распорядившись также щедро одарить землями и доходами с них сестру Ирода, Саломию, и её двух дочерей[6]. Но в 6 году Август сместил правителя Иудеи Ирода Архелая, и Иудея была включена в состав провинции Сирия на правах автономии и стала управляться префектом из всадников, как и Египет[7].

Август разоблачил Лжеалександра, выдавшего себя за сына Ирода[8].

Правление Архелая было тираническим; примерно через 10 лет после его вступления на престол новое посольство из видных евреев прибыло к императору с жалобами на его деспотизм. Август вызвал его вследствие этого в Рим и сослал вместе с его женой Глафирой в Виенну в Галлии (Франции). Его имущество было конфисковано.

Сенатор Квириний был отправлен с Копонием в Сирию и Иудею (67 года), чтобы произвести в этих провинциях перепись и ввести римскую систему поголовного и имущественного налога, а также чтобы соответственным образом распорядиться с владениями Архелая. Перепись оказалась в высшей степени непопулярной, особенно в среде зелотов, руководимых Иудой Галилеянином и Цадоком, которая оказала ему сопротивление, но безуспешно. В некоторых местах было оказано открытое противодействие[9]. Темм самым Иудея стала римской провинцией второго разряда, не присоединенной к Сирии, как говорит Иосиф Флавий, но имевшей представителя императора в лице прокуратора, жившего в Кесарее. Лишь тетрархии Ирода-Антипы (Галилея) и Филиппа (северо-восточная окраина) остались в положении вассальных княжеств.

Ирод-Антипа укрепил Сепфорис, посвятив её императору, а новую крепость в Бет-Арамфте назвал «Ливиадой» (либо Юлиадой) в честь жены императора. Аналогично и Филипп построил важный город в верховьях Иорданской долины, назвав его Кесария Филиппова; он расширил и укрепил Бетсаиду, около Галилейского моря, и назвал её Юлиадой в честь дочери Августа[10].

См. также[править]

Источники[править]

  1. Август // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Иосиф, «Древн.», 16, 6, §§ 1—7
  3. Иосиф, «Древн.», 16, 6, § 7
  4. ibid., 16, 4, § 4
  5. ib., 15, 8, § 5; 9, § 6
  6. ib., 17, 11, § 5
  7. Eck W. The Age of Augustus. 2nd ed. — Malden; Oxford: Blackwell, 2007. — P. 124—125.
  8. ib., 17, 12
  9. Иосиф, «Древн.», 18, 1, § 1; 20, 5, § 2; «Иуд. война», 2, 8, § 1; 17, § 8; Лука, 2, 1—3; Деяния, 5, 37
  10. Иосиф, «Древн.», 18, 2, § 1