Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Перон и евреи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Museo del Bicentenario - Afiche "Forjador de la Nueva Argentina".jpg

Перон и евреи — политика президента (с 1946 по 1955 год и с 1973 по 1974 год) Аргентины Хуана Доминго Перона по отношению к евреям.

Общие сведения[править]

Перон симпатизировал А. Гитлеру и Бенито Муссолини и в 1940-е годы выдвинул концепцию так называемой синархии – союза пяти мировых сил — иудаизма, коммунизма, капитализма, масонства и ложного католицизма, якобы стремящихся нанести ущерб Аргентине.

В 1944—1945 годах Перон был вице-президентом, а затем стал президентом. В это время в Аргентину бежали многие нацистские преступники, чему способствовала не только крупная и влиятельная немецкая диаспора в Аргентине, но и взятки, которые нацисты выплачивали супруге Перона Эве, причём эти взятки брались из украденных у евреев ценностей[1].

Тем не менее, среди сторонников Перона были и евреи. Так, Эсекиель Саботинский, лидер Organización Israelita Argentina, утверждал, что «осознание того, какие возможности Перон дал евреям, изменило его взгляды на аргентинскую политику». Ицхак Навон отмечал «мощное развитие еврейских институтов», «огромную работу в сфере культуры и образования», которую проделал аргентинский режим.

В стране действовали антисемитские и фашистские группировки, нападавшие на евреев, в результате чего более 45 000 евреев эмигрировали в Израиль из Аргентины.

В 1973 году генерал Перон публично заявил о своих симпатиях к Израилю и объявил, что синархия не может быть применена к аргентинской еврейской общине[2].

Изучением отношений Перона к евреям занимался журналист и режиссер Серджио Шломо Слуцки[3].

Евреи в команде Перона[править]

Еврей Хосе Бер Гелбард был министром экономики при Пероне.

Аргентинский историк Эмилио Корбьере отмечал, что, несмотря на филонацистскую репутацию, Перон предоставил большое количество возможностей и социальных лифтов для местных евреев. Он отмечал появление евреев в сфере международных отношений, которая всегда была под контролем потомственных олигархических и консервативных семей. Корбьере перечисляет некоторых видных аргентинских чиновников и политиков еврейского происхождения, поднявшихся при Пероне:

  • судья Либерто Рабинович,
  • рав Амран Блюм (консультант по вопросам религии при аппарате Президента),
  • депутат Давид Дыскин,
  • интеллектуалы Исаак Либерсон и Энрике Дикман (последний был социалистом, который порвал со своей партией ради Перона),
  • Анхель Перельман, основатель Металлургического рабочего союза (Unión Obrera Metalúrgica, UOM.)[4].

Отношения с Израилем[править]

Аргентина была третьей страной, признавшей Государство Израиль 14 февраля 1949 года, и сразу же установила с ним дипломатические отношения.

Правительство перонистов было первым в Латинской Америке, заключившим двустороннее торговое соглашение с Израилем.

Параллельно с государственной акцией Государственный фонд Евы Перон отправил одежду и лекарства, доставленные на морем в порт Хайфы, чтобы облегчить страдания тысяч еврейских репатриантов, прибывающих во вновь созданный Израиль. Когда израильский министр Голда Меир посетила Аргентину в апреле 1951 года, она лично поблагодарила за эти пожертвования.

Также отмечается, что первая леди участвовала в открытии новой штаб-квартиры организации Israelita Argentina в августе 1949 года.

Источники[править]