Ад — это другие

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Ад — это другие» (фр. L'enfer, c'est les autres) — фраза из пьесы Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями» (фр. Huis clos, 1943).

Эта реплика персонажа Жозефа Гарсена стала ключевым выражением философии экзистенциализма автора.

Характеристика[править]

В первоисточнике:

Статуэтка… (Гладит ее.) Эта минута пришла! Вот статуэтка, я смотрю на нее и понимаю, что я в аду. Говорю вам, все предусмотрено. Они знали, что я встану перед камином, дотронусь до статуэтки под вашими взглядами. Эти пожирающие взгляды… (Внезапно оборачивается.) А! Вас только двое? Я думал, гораздо больше. (Смеется.) Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал… Помните: сера, решетки, жаровня… Чепуха все это. На кой черт жаровня: ад — это Другие.

Фраза используется в качестве яркого примера философского воззрения, в котором «другие» являются адом, потому что они не «я», мыслят иначе и требуют следовать «их» ожиданиям вопреки естеству «я»[1].

Публицист Николай Крыщук, ссылаясь на рассуждения автора, отмечает, что «Сартр полагал, что мы находимся в кругу расхожих суждений, мертвых, стереотипных предположений о мотивах нашего поведения»[2].

В современной культуре[править]

В книге Виктора Пуше «Ланселот: Мальчик с именем рыцаря» герой, заблудившись в зеркальном лабиринте, чувствует сильное беспокойство. Оказавшись в окружении множества своих отражений, он изменяет знаменитое высказывание Жана-Поля Сартра «Ад — это другие» на противоположное, осознавая, что его ад — это он сам, бесконечно умноженный зеркалами[3].

Писатель Виктор Пелевин пишет: «Жан-Поль Сартр сказал: „Ад — это другие“. Это поистине удивительные слова — редко бывает, что такое количество истины удавалось втиснуть в одно-единственное предложение. Однако, несмотря на всю глубину, эта сентенция недостаточно развернута. Чтобы она обрела окончательную полноту, надо добавить, что Жан-Поль Сартр — это тоже ад»[4].

В многопользовательской игре «Hell Is Others» (Ад — это другие) игроки управляют персонажем, которому необходимо ежедневно выходить из дома и взаимодействовать с множеством пользователей, чтобы получать ресурсы. Геймплей символизирует бесконечный цикл повторяющихся контактов, из которого нельзя выбраться[5].

В сериале Уэнсдей героиня, комментируя своё нежелание общаться с сверстниками, называет своим кумиром французского философа Жана-Поля Сартра.

Сартр писал: «„Ад — это другие люди“. Он — моя первая любовь»

Так героиня комментирует своё ощущение отчуждения от окружающих[6].

Источники[править]

  1. Ад — это ваши подписчики: как соцсети стали экзистенциальным вызовом рус.. www.forbes.ru. — статья. Проверено 15 марта 2025.
  2. Ад — это другие рус.. www.psychologies.ru. — статья. Проверено 15 марта 2025.
  3. Виктор Пуше Ланселот. Мальчик с именем рыцаря. — Манн, Иванов и Фербер, 2021. — С. 112. — ISBN 978-5-00169-894-4.
  4. Краткая история пэйнтбола в Москве рус.. pelevin.nov.ru. Проверено 15 марта 2025.
  5. Why Multiplayer Game ‘Hell Is Others’ May Signal A Pivot In Brand Storytelling рус.. www.alistdaily.com. — статья. Проверено 15 марта 2025.
  6. «Уэнсдей» — самый просматриваемый сериал 2022 года. А еще это клише, скука и кринж рус.. postnews.ru. — статья. Проверено 15 марта 2025.
Ад — это другие — навигация по теме