Ахаз

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ахаз

ивр. אחז
Ahaz.jpg








Предшественник Иоафам
Преемник Езекия





















Отец Иоафам


Дети Езекия





Аха́з (англ. Ahaz, греч. Άχάζ, ивр. אָחָז) — двенадцатый царь Иудейского царства.

Биография[править]

Имя означает «Яхве захватил, взялся».

Он был сыном и преемником Иотама.

Воцарился в 20-летнем возрасте и правил в Иерусалиме 16 лет, таким образом Ахаз прожил 36 лет.

Его правление датируют как:

Для своего трудного времени Ахаз не был подходящим царём и после целого ряда выдающихся предшественников на иудейском престоле он был наиболее неудачным и слабым их преемником.

Ахаз, также как и его отец, Иоафам, отказался вступить в антиассирийский союз, в который кроме Израильского царства и Дамасского царства, вошли правитель Газы Ганнон, представлявший филистимлян, Идумея и царь Тира Хирам II. Видя нежелание Иудеи примкнуть к коалиции, Израиль и Арам решили силой свергнуть представителей Дома Давида и посадить на иудейский престол своего ставленника, представителя рода некоего Табиэла.

Израильский царь Пеках в союзе с сирийским царем Рецином напал на Иудейское царство с намерением уничтожить династию дома Давида и воцарить некоего Бен-Тавелла[1][2].

Объединенная армия израильского царя Пекаха и арамейского царя Рецина двинулась на Иерусалим. Дорогу им преградили войска иудеев, но потерпели жестокое поражение, потеряв 120 тысяч погибшими, многие попали в плен, а остальные бежали в столицу. Иерусалим оказался в осаде.

Однако осада Иерусалима союзникам не удалась, с одной стороны, вследствие неприступности города, а с другой, вследствие недостатка воды[3]. Зато соперникам посчастливилось снова отторгнуть от владений Ахаза восточную Иорданскую область, которая в царствование Иотама перешла к Иудее[4], и вернуть порт Элат, который был присоединен к арамейским владениям[5] и заселён сирийцами.

Пеках нанёс Ахазу сильное поражение и увёл в Самарию большое число пленных иудеев, которые, правда, вскоре по настоянию пророка Одеда были выпущены на свободу[6].

Эти поражения иудейского войска послужили сигналом для некоторых подчиненных Иудее народов, чтобы объявить себя свободными и в свою очередь напасть на Иудею.

Первыми поднялись идумеи, совершившие нападение на Иудею и захватившие много пленников[7]. Они вновь отобрали Эцион-Гевер (Эйлат), лишив Иудею выхода к Красному морю. За ними последовали филистимляне, захватившие целый ряд иудейских городов и заселившие их своими колонистами[8][9].

Тем временем Ахаз, запертый в Иерусалиме отправил послов в Ниневию к ассирийскому царю Тиглатпаласару III с просьбой о помощи. «Раб твой и сын твой я — приди и защити меня от руки царя сирийского и царя израильского, восставших против меня»[10]. Этот призыв, подкреплённый богатыми дарами (Ахаз послал ассирийцам всё золото и серебро, находившееся в Храме и в государственной казне[11]), был услышан. В 734 г. до н. э. ассирийская армия выступила в поход. Главным своим противником Тиглатпаласар видел Дамаск, стоявшее во главе антиассирийской коалиции. Однако первой пала Филистия. Царь Газы Ганнон бежал в Египет, но вскоре вернулся и признал власть Ассирии, уплатив огромный выкуп.

О походе в Филистию Тиглатпаласар сообщает надписью на одной из своих стелл, что служит важным разъяснением одного тёмного места Библии[12].

При содействии Тиглатпаласара в Аскалоне (Ашкелоне) произошёл переворот и новый правитель Рухабт полностью подчинился ассирийцам. Контроль над торговыми путями на севере Синая перешёл в руки Тиглатпаласара. На следующий год военные действия в Ханаане и южной Сирии продолжались, а в 732 г. до н. э. Тиглатпаласар взял Дамаск. Царь Рецин был казнён и Арам превратился в ассирийскую провинцию. Царь Тира Хирам II, цари Моава, Эдома, Аммона, Аскалона, Газы, а также аравийские царства арабов Муза, Тейма, Мавейское и другие покорились и принесли богатые дары золотом и серебром. Причем Тир уплатил самую большую за всю историю Ассирии единовременную дань в 150 талантов золота (более 4,5 тонн).

Следующий удар пришёлся по Израилю. Факей пал жертвой бунта, а на его место был посажен сторонник Ассирии Осия. Израильское царство сильно сократилось в размерах, заиорданские владения, Галаад и Галилея были отторгнуты от Израильского царства и управлялись ассирийскими наместниками. Население захваченных территорий было насильно угнано в Месопотамию, а на оставшихся была наложена дань — ассирийцы вторглись в Израильское царство и завоевали целый ряд городов в северной его части, население же их увели в Ассирию[13]. Ассирийские завоевания сопровождались разрушениями крупных городов, что подтверждается археологическими раскопками в Хацоре и Мегиддо.

Пока Тиглатпаласар оставался в Дамаске, где воздвиг жертвенник в честь своей победы, туда прибыл с визитом Ахаз. Он привёз богатые дары своему освободителю, засвидетельствовал добровольное подчинение Иудеи и принял обязательство выплачивать достаточно крупную дань. В знак почтения к ассирийскому повелителю Ахаз повелел построить в Иерусалиме такой же жертвенник как в Дамаске.

Эти библейские данные находят полное подтверждение и в ассирийских надписях.

Пророк Исаия, живший в то время, раньше других современников понял гибельность союза с ассирийцами[14].

Религиозные реформы[править]

При Ахазе в Иудее все большее распространение стали получать финикийские и сирийские культы, что вызвало возмущение иерусалимского жречества и пророков. Так он установил в Иерусалиме статую Баалу. Поэтому отношение к этому царю в Библии в значительной мере негативное.

Скептик в религии Яхве, Ахаз, однако, был рабом финикийских суеверий, которых накопилось так много благодаря отношениям с ассирийцами и другими народами Передней Азии; заклинание мёртвых[15], а также культ Молоха с человеческими жертвоприношениями широко развились здесь[16]. Ахаз воздвиг большое число изображений Баала в долине Гинном, приносил жертвы и воскурял им фимиам[17]; он принёс в жертву Молоху своего собственного сына[18], на крыше Храма воздвиг особое здание, названное по его имени Alijath Achaz, עלית אחז‎, в котором совершались религиозные таинства в честь «небесного воинства» — звёзд и планет[19].

По-видимому, Ахазом был введён культ посвященных Солнцу лошадей и колесниц, которые находились на паперти Храма и служили оракулами [20].

Ахаз воздвиг в Иерусалиме привезённые, видимо, из Вавилона огромные солнечные часы[21]. Даже лучшие люди принуждены были подчиниться в этом отношении царю[22][23], а чтобы уничтожить всякую попытку к реставрации культа Яхве, Ахаз даже запер двери Храма и запретил всякий доступ к нему[24].

В талмудической литературе[править]

Согласно Талмуду[25], царь Ахаз упорствовал в своих беззакониях и нечестии; несмотря на все испытания, которые послал ему Бог, он не хотел раскаяться[26]. Больше того, Ахаз грозил нанести израильской религии такой удар, от которого она уже никогда не оправилась бы. Ахаз закрыл все школы и молитвенные дома и запретил изучать Тору, вследствие чего Шхина вынуждена была оставить Иудею. По этой причине пророк Исаия должен был изучать Тору втайне[27], хотя Aхаз всегда смиренно выслушивал его упрёки. Последнее является единственной положительной чертой в характере Ахаза.

В искусстве[править]

О нём была сочинена первая еврейская национальная опера «Царь Ахаз» работы английского композитора Самуилом Альманом в 1912 году, на основе собственного либретто на идише.

Печать Ахаза[править]

Археолагами была обнаружена «булла», или глиняный оттиск печати, принадлежавшей царю Ахазу с надписью l'hz*y/hwtm*mlk*/yhdh.

См. также[править]

Источники[править]

  1. II Цар., 16, 5
  2. Исаия, 7, 1, 6
  3. II Цар., 16, 5
  4. II Хрон., 27, 5 и сл.
  5. II Цар., 16, 6
  6. II Хрон., 28, 7 и сл.
  7. II Хрон., 28, 17
  8. II Хрон., 28, 18
  9. ср. Ис., 14, 28 и сл.
  10. II Цар., 16, 7
  11. II Цар., 16, 8 и сл.
  12. II Хрон., 28, 20 и сл.
  13. II Цар., 16, 9; 15, 29
  14. Исаия, 7, 16 и сл.; 8, 7 и сл.
  15. Ис., 8, 19
  16. Исаия, 2, 6
  17. II Хрон., 28, 1—4
  18. II Цар., 16, 3
  19. II Цар., 23, 12
  20. II Цар., 23, 11
  21. Исаия, 38, 8
  22. II Цар., 16, 10
  23. Ис., 8, 2
  24. II Хрон., 28, 24
  25. к II Хрон., 28, 19—25
  26. Санг., 103а; Мегил., 11a
  27. Иеруш. Санг., X, 28б; Beresch. rab., XLIII