Евреи в Кабо-Верде
Евреи в Кабо-Верде — еврейская община Кабо-Верде (острова Зелёного Мыса) и её история[1].
Общие сведения[править]
Судя по всему, острова были известны карфагенянам (возможно, были открыты Ганноном Мореплавателем), так как о них писал Помпоний Мела и, под наименованием «Благословенные острова», финикиец Марин Тирский.
С 1460-х годов португальцы открыли этот архипелаг и использовали его как станцию на пути покорять Новый Свет, и остановочный терминал для работорговцев, где они также могли запастись (едой и водой) и «распорядиться» слабыми или нежелательными рабами, и как форпост для евреев, которых инквизиция вынудила перейти в католичество под угрозой смерти.
В 1496 году тысячи евреев из Португалии бежали или были сосланы на острова Зелёного мыса, Сан-Томе и Принсипи. Число изгнанных в это время были настолько велико, что термин «португалец» почти всегда обозначал тех, кто еврейского происхождения. Оставшиеся в Португалии были насильственно крещены или даже казнены.
После прибытия первых евреев в Кабо Верде была основана столица Кабо Верде город Ривьера Гранде. Евреи стали играть существенную роль в развитии таких важных отраслей, как выращивание сахарного тростника, торговля шерстью и промышленными товарами.
Когда евреи прибыли на архипелаг, португальские жители поселили их в гетто в столице Кабо-Верде, Рибиера Гранде. Новые христиане в Кабо-Верде практиковали христианство, но другие жители Кабо-Верде, завидуя их экономическому статусу, постоянно угрожали разоблачить их как евреев. Эти новые христиане работали в качестве торговцев, а в некоторых случаях работорговцев, скрывая свой иудаизм поколениями до конца 1700-х годов. К тому времени большинство новых христиан прекратили практиковать иудаизм.
С началом ввоза в Америку африканских рабов еврейские торговцы, поселившиеся после изгнания с Иберийского полуострова в Сале (Марокко) и Цфате, стали активно торговать на главных африканских невольничьих рынках на Гвинейском побережье, на островах Зеленого Мыса, Сент-Томе и в Анголе, поскольку эти районы находились под португальской властью. Среди первых марранских семейств, участвовавших в работорговле с 1540 года, были Хорхе. После банкротства семьи в 1567 года их место заняли севильские марраны Франсиско Нуньес де Бехар и его сын Антонио Нуньес Кальдейра.
В 1672 году здесь было основано отделение португальской инквизиции.
В начале 19 столетия евреи поселились в Санту Антау, где есть ещё их следы в названии деревни Синагога (Sinagoga) на северном побережье между Рибериа Гранде и Жанела, и в еврейском кладбище в городе Понта да Соль. Фамилии Кон и Ванон занимают видное место в Санто-Антау. Другие еврейские поселенцы, таких как семья Бен Олиэль поселились в Боа Виста, торговали солью, шкурами и рабами. Фамилии еврейского происхождения — Аудай, Бенрос, Бен Давид, Кон, ДаГама и Серуйа — можно найти среди жителей острова.
Когда работорговля стала незаконной в начале 1800-х годов, Кабо-Верде стали местом для пароходов, идущих в Америку и из неё для погрузки и разгрузки угля.
В 1850-х годах на острова прибыли марокканские евреи, особенно в Боа Виста и Майо. Надписи на иврите и португальском языке в гробницах небольших еврейских кладбищ, разбросанных по островам, указывают на то, что большинство из них происходило из Танжера, Тетуана, Рабата и Могадора, и носили сефардские фамилии, такие как Анаори, Одай, Бенолиэль, Бенрос, Бенатар, Бенчимол, Бригам, Коэн, Леви, Маман, Пинто, Серуя и Ванон (Anahory, Auday, Benoliel, Benrós, Benathar, Benchimol, Brigham, Cohen, Levy, Maman, Pinto, Seruya, Wahnon). Евреи приплыли в Кабо-Верде из Марокко как в поисках заработка в угольном деле, так и уходя от статуса зимми. Небольшие марокканские еврейские общины были созданы на Кабо-Верде, в первую очередь на островах Сантьяго, Сан-Винсенте и Санто Антау, и процветали там в течение практически века, пока многие из них не репатриировались в Израиль во 2-й половине XX столетия.
Также евреи прибывали из Гибралтара.
Большинство прибывавших евреев были мужчинами. Они быстро ассимилировались в более крупном католическом обществе через смешанные браки с местными католичками. Нуно Ванон отмечает, что большинство жителей Кабо-Верде прослеживают еврейское происхождение от своих отцов.
Перевод с иврита надписи на надгробной плите в Кабо-Верде:
Памятник на могиле чистого и праведного человека, который направил себя идти по пути чистоты, скромности и добродетели. Он, по его пожертвование, существует. Всеми средствами он добивался справедливости. Он оказывал всю поддержку группе Погребального братства. Мудрый и почтенный господин Мордехай Аудаи, который отправился в покой свой во второй день месяца Тевет 5761 года Творения. Пусть душа его будет прикреплена к жизни.
В 1995 году несколькими десятками евреев было создано Кабо-вердийское общество дружбы с Израилем.
В декабре 2010 года три муниципалитета страны подписали соглашения о поддержании порядка на еврейских кладбищах с соответствующей организацией. Подписанные соглашения с Рибейра Гранде (Санто Антао), Прайа и Боа Виста «заложили основу для сотрудничества в области физического восстановления, исследования и описания сефардских еврейских семей и пропаганды туризма по местам наследия». Проект устроил прием в португальском посольстве в Вашингтоне в честь конгрессмена Барни Фрэнка (депутата от Массачусетса), еврея по происхождению, в чьем округе в Массачусетсе живет одна из самых многочисленных общин с Кабо-Верде.
В США действует организация «Проект еврейского наследия Кабо-Верде» (Cape Verde Jewish Heritage Project). Его руководитель, журналистка Кэрол Кастиэль отмечает, что хотя евреев было немного, но их влияние было велико в торговле, судоходстве, государственном управлении, но, прежде всего, в международной торговле.
Потомки евреев Кабо-Верде, как жительница Лиссабона Фернанда Леви, которая носит еврейскую фамилию своего отца, человека, который был депутатом в Лиссабоне в колониальные времена, живут во многих странах.
Карлуш Вейга был премьер-министром этого островного государства.