Евреи в Польской Народной Республике

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Немало евреев помогали крепить органы госбезопасности.
«В Польше непосредственной опорой Берии был глава госбезопасности Якуб Берман
«Очистим партию от сионистов» — митинг на одном из предприятий периода антисемитской кампании Гомулки.

Евреи в Польской Народной Республике — история еврейской общины социалистической Польши[1].

История[править]

Предыстория[править]

В 19421943 годах генсеком ЦК ПРП был Павел Финдер. Немало евреев было среди польских коммунистов:

У Сталина был план – создать в противовес еврейской коммунистической верхушке Союз польских патриотов во главе с Вандой Василевской как прообраз будущей народной власти в Польше, но когда в марте 1943 года этот Союз был создан, вокруг Ванды Василевской уже плотным кольцом стояли еврейские функционеры левотроцкистского толка: A. Лямпе, X. Минц, В. Грош (Исаак Медрес), X. Усиевич (дочь Ф. Кона), В. Дробнер, Я. Берман, Е. Путрамент, Э. Охаб, Л. Бристигер, 3. Модзалевский (Фишер), Борейша (Голдберг), Е. Соммерштейн и др. В сущности, они, разгадав планы Сталина относительно В. Василевской, попытались руководить ею, и однажды в феврале 1943 года собрались на ее квартире в Москве[2].

Летом 1944 года был основан Комитет польских евреев в Советском Союзе, руководителем которого стал Эмиль Зоммерштейн. Находился в Люблине. В ноябре 1944 года здесь на его базе был создан Центральный комитет евреев Польши, в состав которого вошли представители коммунистов, сионистов разных направлений, Бунда, партизан и демократов. В Люблине стали собирать уцелевших евреев: в августе 1944 года их было 300 человек, в сентябре — около 2 тысяч и 216 в его окрестностях. Были открыты еврейские общественные кухни, детский сад, школа, проводились культурные мероприятия и богослужения.

С конца 1944 года по 1949 год в Польшу из СССР вернулось 203 тысяч евреев. Эти люди нуждались в скорейшей материальной помощи. Помощь активно оказывали американские евреи; так, Джойнт создал в Польше различные благотворительные учреждения, помогал евреям одеждой, медикаментами; ОРТ открыл сеть ремесленных школ; ОЗЕ создала 8 передвижных клиник, 7 госпиталей, пункты медпомощи во всех крупных городах страны.

Многие поляки враждебно встречали евреев, с одной стороны не желая возвращать отнятое у них имущество, а с другой, видя в них опору коммунистов. В ходе антисемитских эксцессов с ноября 1944 года по декабрь 1945 года погиб 351 еврей. 11 августа 1945 года произошёл еврейский погром в Кракове. Наиболее кровавым был погром в Кельце 4 июля 1946 года (поводом к нему послужил слух о ритуальном убийстве польского мальчика, найденного затем невредимым), в ходе которого погибли 42 еврея. Погромы организовывались Армией Крайовой и НВС. Имеются оценки, что до лета 1947 года в Польше погибло около тысячи евреев.

К концу 1945 года в Польше работали десятки еврейских кооперативов, 34 сельхозфермы.

13 декабря 1945 года на 1-м съезде Польской рабочей партии из 8 человек избранного Политбюро 4 во главе с Гомулкой были поляками, остальные евреями.

Польские власти стремились направлять евреев в западные, захваченные у Германии, земли. Например, в Щецине с 31 декабря 1945 года по 30 июня 1946 года еврейская община возросла со 100 человек до 30 951, во Вроцлаве — с 7 993 до 69 993.

К концу 1945 года в Польше насчитывалось 2 межвоеводских, 10 воеводских и 200 местных еврейских комитетов. Одной из главных задач еврейских организаций было оказание помощи детям, пережившим Холокост. 31,7 тысяч детей (в основном сирот) вернулись в Польшу из СССР. Поисками пропавших детей, наряду с еврейскими комитетами, занимались Еврейский религиозный совет и сионистские организации, создавшие для этого общество «Координация». Еврейские комитеты открыли 11 интернатов на 1 135 сирот, а также сеть школ и детских садов на 20 тысяч детей. «Координация» создала 4 детдома для детей от 2 до 12 лет. Детей постарше отправляли в юношеские кибуцы, а позже — в подмандатную Палестину (в июле 1946 года при помощи Брихи началась массовая алия из Польши; уже к концу 1946 года в Польше осталось всего около 100 тысяч евреев).

Открывались еврейские школы (с преподаванием на идиш и иврите), выпускались еврейские газеты и журналы, в 1948 году в Варшаве возник Еврейский исторический институт, в 1946—1947 годах возникли два еврейских театра, объединившиеся в 1950 году в Еврейский государственный театр под руководством Иды Каминской.

Начал литературную деятельность Станислав Лем.

В польской армии видные посты занимали Зыгмунт Берлинг, Кароль Сверчевский, Мариан Гутакер, Виктор Грош, Юлиуш Бардах, Роман Гарбовский, Ян Држевецкий, Мечислав Ковальски, Юлиуш Шимонович Хибнер, Ежи Фонкович, Вацлав Комар, Лео Самет, Якуб Правин, Эдвард Пфеффер, Игнацы Блюм, Чеслав Манкевич, Эдвард Браневский и др.

Профессор Павел Спивак вспоминал:

В 45 году советская власть, пришедшая с Красной Армией, многим полякам казалась еврейской. Президент Польши Болеслав Берут был поляк, но два его заместителя — евреи.

В начале 1948 года Центральный комитет евреев Польши присоединился к ВЕК.

Эпоха Болеслава Берута (1948—1956)[править]

В ноябре 1948 года были распущены все сионистские партии, а также Бунд. После этого около 30 тысяч евреев покинуло страну. Власти запретили деятельность международных еврейских организаций в Польше, ликвидировали поддерживавшиеся ими кооперативы и благотворительные организации. Еврейские кооперативы были вынуждены присоединиться к польскому союзу кооператоров. Возобновили работу Джойнт, ОРТ и прочие организации.

В 19481949 годах все еврейские школы были национализированы.

В 1949 году власти «порекомендовали» Центральному комитету евреев Польши выйти из ВЕК.

Активное участие в репрессиях принимали Мечислав Метковский, Роман Ромковский, Юлия Бристигер, Анатоль Фейгин, Хелена Волиньска-Брус, Юзеф Святло, Юзеф Чаплицкий, Леон Анджеевский, Юзеф Рожаньский и др.

В 1952 году вице-премьером стал Хилари Минц, а в 1954 годуЯкуб Берман. Министрам госконтроля стал Роман Замбровский. Премьером был Юзеф Циранкевич. Заместителями министров трудились Леон Хайн, Антони Альстер и Зигфрид Шнек. На дипслужбе работал Станислав Ежи Лец.

Эпоха Владислава Гомулки (1956—1970)[править]

Вначале возвращение к власти В. Гомулки (ранее арестованного в 1948 году) происходила либерализация режима, уменьшилось давление и на евреев.

В 1956 году еврейская газета «Фолксштиме» опубликовала статью с протестами против сталинской антисемитской политики и уничтожения представителей еврейской интеллигенции.

В 1958 году было восстановлено независимое еврейское кооперативное движение.

В 19581959 годах Польшу покинуло около 50 тысяч евреев, осталось примерно 30 тысяч евреев.

Видные посты занимал Стефан Ендриховский.

В 1962 году состоялся режиссёрский дебют Романа Полански.

Но в конце 1960-х — начале 1970-х годов Гомулка выступил организатором антисемитской кампании.

Антисемитская кампания в Лодзи началась с выступления Гомулки 19 июня 1967 года на съезде профсоюзов, на котором Гомулка заявил, что «агрессия Израиля была встречена аплодисментами в сионистских кругах польских евреев» и объявил о существовании в ПНР «империалистическо-сионистской пятой колонны».

Таким образом, с одной стороны, польские евреи «поплатились за победу Израиля в Шестидневной войне», а с другой, правительство «решило объявить всех недовольных сионистскими агентами»; «студенческие волнения были объявлены провокацией сионистов».

19 марта 1968 года Гомулка заявил:

Евреи, которым Израиль дороже чем Польша, должны покинуть нашу страну.

Гомулка заявил, что евреи Польши делятся на три группы. 1-я — люди, связанные с Израилем и еврейством идейно и эмоционально; они должны как можно скорее покинуть Польшу. 2-я — те, кто не может определить, с какой страной, Израилем или Польшей, они больше связаны; их нельзя назначать на ответственные посты, где требуется выраженное национальное чувство. 3-я, самая большая группа, состоит из евреев, считающих Польшу своей родиной и вносящих большой вклад в строительство новой Польши.

Были уволены и вынуждены эмигрировать тысячи евреев. Так, МВД составил список из 382 «сионистов», из которых первыми были уволены 150 высокопоставленных армейских офицеров еврейского происхождения. Был освобождён с занимаемой должности главный редактор ежедневной партийной газеты Trybuna Ludu Леон Касман и сотни других евреев. Этими увольнениями активно занимался министр внутренних дел Мечислав Мочар, который планомерно вычищал «сионистов» из всех госучреждений, университетов, школ, редакций газет, издательств, театров и пр. Возник даже термин «мартовский доцент» — никудышный «специалист», занявший место в университете вместо уволенного профессора-еврея.

Власти организовала свыше 1900 партсобраний и около 400 «стихийных» митингов, выступавших с лозунгами типа «Сионистов — в Сион» и «Оторвем голову антипольской гидре».

11 апреля 1968 года с трибуны Сейма премьер-министр Циранкевич заявил, что граница для граждан еврейской национальности открыта. В результате Польшу покинуло 13 тысяч евреев — почти половина её еврейского населения. Процент лиц с высшим образованием (преимущественно, инженеров и врачей) среди эмигрантов был почти в 8 раз выше, чем в среднем по стране. К началу 1970 года в Польше осталось около 6 тысяч евреев.

Массовые увольнения евреев нанесли тяжелый ущерб польской науке, закрывались целые отделения и лаборатории в университетах.

Однако, вскоре власти стали ослаблять кампанию, и в июле 1968 года на XII пленуме ЦК ПОРП антисионистская кампания завершилась.

Стоит отметить, что сам Гомулка был женат на еврейке, сведения о которой указаны в статье Zofia Gomułkowa в Польской Википедии.

Период заката ПНР[править]

В 1971 году министром финансов стал Стефан Ендриховский.

В 1-й половине 1970-х годов положение евреев Польши мало изменилось. Малочисленные еврейские организации оставались под контролем властей.

В конце 1970-х годов правительство разрешило Джойнту оказывать помощь евреям Польши.

В начале 1980-х годов из 6 тысяч евреев Польши около 2 тысяч проживали в Варшаве, тысяча — во Вроцлаве, 500 — в Кракове, 600 — в Лодзи.

С 1983 года число антисемитских статей и передач снизилось.

В 1986 году при Ягеллонском университете в Кракове был основан Институт по изучению истории и культуры евреев

В конце 1980-х еврейская жизнь активизировалась.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 6. Кол.: 619–669.
  2. Куняев Станислав Юрьевич. Шляхта и мы. Директива Бермана и судьба Гомулки.