Евреи в Финляндии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Еврейские солдаты Финляндии: Четыре брата Хиршовиц Самуэль, Бернард, Изидор, Рафаил
Еврейский офицер Финляндии: командир роты 64-го пехотного полка лейтенант Соломон Класс.
Еврейские солдаты Финляндии: Дина Полякофф с братом, капитаном Мико Полякофф.
Еврейские солдаты Финской армии возле синагоги Хельсинки.
Еврейские солдаты возле полевой синагоги на реке Свири. Зима 1942 года.
Ида Паулина Экман (22 апреля 1875 — 14 апреля 1942) — финская певица-сопрано.

Финские евреи (Финляндские евреи, англ. Finnish Jews, фин. Suomen juutalaiset, Finländska judar, ивр. יהודים פיניים) — еврейская община Финляндии и её история[1].

Шведское королевство[править]

Были ли евреи на территории Финляндии в Средние века неизвестно, хотя учитывая хазарско-норманнские торговые и военные связи, этого исключать нельзя.

В Финляндии, как и практически везде в Швеции в целом, евреям жить было запрещено; однако отдельным еврейским семьям удалось обосноваться здесь. Говорят, что первым евреем, обосновавшимся на финской почве, был Jacob Weikam (Veikkanen), который поселился в городе Hamina в 1782 году.

В 1806 году король Густав IV Адольф запретил евреям въезжать в Финляндию, но распоряжения об изгнании тех, кто уже успел поселиться в стране, не последовало.

Российская империя[править]

19 век[править]

В 1809 году, когда Финляндия вошла в состав Российской империи (в качестве автономного Великого княжества Финляндского), император Александр I оставил в силе все действовавшие здесь шведские законы; тем самым, запрет на пребывание евреев в Финляндии формально остался в силе, но фактически он соблюдался не всегда (в 1827 году Николаю I пришлось издать распоряжение о том, чтобы органы местного самоуправления Финляндии не выдавали евреям паспортов для въезда в Россию, а в 1829 году было велено: «Запретить евреям проезд через Финляндию в Россию»).

В 1831 году сенат предписал губернаторам не выдавать евреям паспортов на проезд в Финляндию. Аналогичное ограничение было введено в 1851 году и в отношении евреев Царства Польского.

С 1830-х годов в гарнизонах крепостей Свеаборг и Выборг служили солдаты и матросы-евреи (кантонисты); появились первые еврейские кладбища (в Гельсингфорсе — не позднее 1838 года, в Або — не позднее 1856 года, в Выборге — не позднее 1864 года), что служит свидетельством существования общин. По окончании срока службы некоторые евреи оставались в Финляндии, становясь в основном ремесленниками; их право на жительство в стране было закреплено законом от 1858 года, в котором говорилось, что отставные российские военнослужащие (вне зависимости от вероисповедания) могут селиться в Финляндии вместе со своими семьями.

В 1862 году правительствующий сенат Финляндии выпустил положение о паспортах, запрещавшее евреям въезжать в Финляндию; разрешалось их временное пребывание в стране (с санкции генерал-губернатора), но без возможности вступать здесь в брак и заниматься чем-либо кроме торговли поношенным платьем (нарушение этих правил влекло за собой немедленную высылку из Финляндии).

В 1867 году еврейское сообщество Хельсинки пригласило первого раввина.

По сеймовому уставу, утверждённому в 1869 году, евреи, принадлежавшие к одному из сословий (кроме дворянского), получили активное (но не пассивное) избирательное право.

В 1870 году в Финляндии было 500 евреев.

В 1872 году члены земской палаты сейма Л. Мехелин и А. Пухакка представили на ее рассмотрение проекты трех связанных друг с другом законов о гражданском равноправии конфессиональных меньшинств; эти законы предусматривали, в частности, возможность создания еврейских религиозных общин, заключения гражданских браков между евреями и христианами, а также перехода христиан в иудаизм (речь шла лишь о евреях, постоянно проживающих в стране на законных основаниях; вопрос об отмене запрета на их въезд в Финляндию не ставился). Сенат поддержал предложенные законопроекты, но церковный собор, состоявшийся в 1876 году в Або, высказался против них (сославшись на «неудобства, которые возникли бы в случае разрешения последователям Моисеева закона права гражданства в Финляндии»), и они не были приняты. Такая же судьба постигла аналогичные предложения, выдвинутые в 1882 году: палата духовного сословия отклонила их 26 голосами против шести. В 1883 году группа христианских купцов и ремесленников из Або обратилась к властям с просьбой выселить евреев из города, но получила отказ; попытка устроить еврейский погром, предпринятая в Або в том же году, была пресечена полицией. В 1889 году экспедиция канцелярии финляндского сената приняла постановление, гласившее, что евреи могут проживать только в Гельсингфорсе, Выборге и Або, причём вид на жительство им следует выдавать не более чем на 6 месяцев; здесь же говорилось, что они не должны переезжать из одного города в другой, а их дети вправе оставаться в Финляндии лишь до призывного возраста или вступления в брак. В 1897 году все палаты сейма поддержали резолюцию о том, «чтобы отменено было установленное в предписании канцелярской экспедиции от 29 марта 1889 года воспрещение детям последователей Моисеева закона по вступлении в брак оставаться в крае; чтобы еврейкам, вступающим в законный брак с евреями, которые с надлежащего разрешения проживают в крае, предоставлено было такое же право проживать в крае, каким пользуются их мужья; чтобы последователям Моисеева закона предоставлено было право в указанных правительством для сего городах открывать синагоги и содержать при них раввина и служителей»; но данный демарш не возымел никакого действия.

К концу 1890 года в Гельсингфорсе проживали 642 еврея, в Выборге — 261 еврей, в Або — 114 евреев, в Таммерфорсе — 1 еврей; ~65,5% еврейского населения Финляндии составляли мужчины (в Выборге — 84%). Главным занятием финляндских евреев была мелкая торговля, в том числе и вразнос; некоторые зарабатывали ремеслом.

В 1891 году евреям запрещалось владеть недвижимостью в Финляндии; также, им не разрешалось вести поиски месторождений золота.

В 1895 году сенат возбудил вопрос о разрешении евреям свободно заключать браки, но рассмотрение этого предложения было отклонено.

Начало 20 века[править]

В начале XX века в Финляндии появились первые сионистские кружки, начался сбор пожертвований в ЕНФ, позже стал выходить сионистский журнал «Кадима». В ноябре 1906 года в Гельсингфорсе прошла 3-я конференция сионистов России; в 1908 году в Финляндии возникла межконфессиональная организация «Друзья Израиля», провозгласившая своей целью «духовное и физическое возрождение Израиля».

В 1906 году в Гельсингфорсе открылась первая синагога.

Георг Брандес, посетивший Финляндию в 1908 году, заметил:

Я совершил в этой стране три крупных проступка: как еврею мне разрешается находиться в ней не более трех дней, я же провел четыре; как еврею мне можно лишь торговать обносками, я же читал лекции о мировой литературе; наконец, как еврею мне запрещено здесь жениться, но несмотря на это никто не пресекал моих ухаживаний за женщинами.

В 1909 году сенат предложил предоставить евреям, родившимся в Финляндии или прожившим в ней не менее 10 лет, возможность ходатайствовать перед российскими властями о даровании финляндского гражданства, а также не препятствовать переселению в страну еврейских семей из других частей империи (давая таким переселенцам статус временных жителей). В том же году сейм принял (112 голосами против 48) резолюцию аналогичного содержания, но обе инициативы были блокированы российской администрацией.

В Гельсингфорсе в 1910 году насчитывалось 90 еврейских семей (450—550 человек), в Або в 1906 году — 60 (300—350 человек), в Выборге в 1909 году — 30—35 (150—200 человек). Во всех этих городах действовали еврейские молитвенные дома, погребальные братства, благотворительные общества (в Выборге — с 1893 года, в Або — с 1903 года).

Отсюда родом политик Михаил Яковлевич Линдберг, режиссёр Морис Стиллер.

Независимая Финляндия[править]

20 век[править]

В 1917 году — январе 1918 года, после провозглашения ее независимости, евреи стали полноправными гражданами Финляндии.

В 1920-е годы1930-е годы образовательный уровень финляндских евреев заметно повысился; среди них появились врачи, адвокаты, инженеры, но большинство по-прежнему занималось торговлей (в основном тканями и готовой одеждой), а некоторые работали в промышленности и в лесном хозяйстве. В стране действовали еврейские религиозные общины, Сионистский центр (с 1920 года), молодёжная сионистская организация, выпускавшая газету «Ха-тхийо», секция Бетара, представительства ЕНФ (с 1921 года) и Керен ха-иесод (с 1924 года), секция ВИЦО (с 1926 года). В Хельсинки функционировала еврейская средняя школа, где преподавали как местные учителя, так и приезжавшие из Эрец-Исраэль.

В легкоатлет Элиас Кац стал чемпионом Олимпийских игр в Париже.

После оккупации гитлеровской Германии Чехословакии и Австрии в Финляндию прибыло ~300 еврейских беженцев из этих стран и из Германии.

Финские евреи, как и все граждане Финляндии, проходили армейскую службу, многие из них стали офицерами. Кроме того, многие финские евреи были членами добровольных военизированных формирований, таких как Гражданская Гвардия, Шюцкор. Еврейки активно вступали в женскую военизированную организацию Lotta Svärd.

Евреи сражались в рядах финской армии (в ряды финской армии были призваны 350 еврейских солдат и офицеров) в ходе Советско-финской войны, не менее 15 из них погибли, многие были ранены. Еврейская община Хельсинки потеряла 9% своих членов — участников войны.

В 10-м пехотном полку, состоявшем в основном из бойцов шведского происхождения, многими офицерами и сержантами были финские евреи. Полк оборонял районы Харанпаанниеми и Виланиеми на Карельском полуострове. Бои там были жестокие. Двое еврейских офицеров, лейтенанты Майзлич и Штейнбок, были командирами рот в этом полку.

Особо отличился командир роты 64-го пехотного полка лейтенант Соломон Класс. В предвоенные годы он был командиром Шюцкора, возглавлял финское подразделение Еврейского Воинского союза (Брит а-Хайяль), куда входили еврейские ветераны финской армии. До Зимней войны Класс более 5 лет провел в Эрец-Исраэль, сражаясь в рядах еврейских боевых формирований против арабов. В ходе Зимней войны Класс со своей ротой сражался на решающем участке в районе Суомуссалми, на дороге Раате. Ему удалось взорвать мост важного значения через реку Пурасйоки и тем остановить продвижение 163-ей дивизии РККА. 64-й пехотный полк, куда входила рота Класса, перебросили к Ладожскому озеру. Рота Класса обороняла остров Максиманссаари, по которому проходила линия окружения двух советских дивизий. Их окружили 10 января 1940 года. Классу и его солдатам пришлось обороняться против превосходящих сил противника, которых они уничтожили в числе почти 300 человек.

В марте 1940 года, когда войска РККА подошли к Виипури, всё еврейское население города (около 300 человек) покинуло его вместе с финнами.

О еврейском участии в Зимней войне рассказывается в вышедшей в Финляндии книге «Tuntematon sota».

Стоит отметить, что немало советских евреев в рядах РККА участвовало в войне: Яков Владимирович Смушкевич командовал советскими ВВС, Григорий Михайлович Штерн командовал 8-й армией, Лев Захарович Мехлис возглавлял Главное политуправление РККА, Семён Моисеевич Кривошеин командовал 8-й танковой бригадой, Георгий Самойлович Иссерсон был начальником штаба 7-й армии, Павел Алексеевич Трайнин командовал Ладожской военной флотилией и т. д. Героями Советского Союза стали Леонид Ильич Бубер, Хаим Меерович Краснокутский, Александр Яковлевич Летучий, Давид Львович Маргулис. Пропагандистскую песню о войне сочинили братья Покрасс и Анатолий Адольфович Д’Актиль.

В 19411944 годах Финляндия воевала против СССР на стороне А. Гитлера. Евреи вновь были мобилизованы в армию, 8 из них погибли, десятки получили ранения.

18-летний финский еврей Макс Якобсон, в послевоенные годы ставший заместителеи министра иностранных дел Финляндии и главой представительства этой страны в ООН, вместе с братом Лео был в рядах финской армии. Лейтенант Макс Якобсон воевал командиром артиллерийской батареи на карельском направлении, а его брат, капитан Лео Якобсон, служил в Генштабе финской армии. 40 лет спустя капитан Иосиф Левкович напишет: «Мы воевали за нашу свободу и человеческое достоинство, в то время как наших безоружных братьев по религии истребляли в соседних северных странах и в Европе».

Майору медицинской службы Лео Скурнику, служившему в пехотном 53-м полку, было приказано наладить медицинское обслуживание частей (в том числе дивизии СС), окружённых в августе 1941 года Красной Армией под Киестинки. Скурник организовал эвакуацию раненых через реку Капустная, чем спас свыше 600 человек. По словам финского полковника Вольфа Халсти, Скурник не только оказывал медицинскую помощь раненым немецким солдатам, но и вытаскивал их с поля боя, подавая пример санитарам.

После тяжелых боев в Ухтуа командующий немецкой дивизией пришёл в палатку Соломону Класса поблагодарить его за проявленное мужество. Вот как впоследствии рассказывал об этом сам Класс:

Полковник Пилгрим поблагодарил нас за наши действия. Я пригласил его сесть, угостил кофе и армейским черным хлебом. Мы стали беседовать и тут он спросил, не из Прибалтики ли я родом. Мое немецкое произношение напомнило ему тамошний выговор. Я ответил, что родился в Финляндии, немецкий выучил в школе. Но мои родители эмигрировали в Финляндию из Латвии, округ Латгалия. И, не удержавшись, добавил, что мы, евреи, дома говорили на идиш, который напоминает немецкий язык. Тут все на меня уставились. Полковник встал, пожал мне руку и сказал: "Я лично ничего не имею против того, что вы еврей". Затем он воскликнул "Хайль Гитлер", отдал нам нацистское приветствие и вышел из палатки.

Три финских еврея за мужество и отвагу, проявленные на поле боя, были награждены немецким Железным Крестом. Это были офицеры капитан Соломон Класс и майор Лео Скурник, а также еврейская девушка Дина Полякофф, медсестра из женской военизированной организации Lotta Svärd. Все трое евреев отказались принимать немецкие награды.

В июле 1942 года рейхсфюрер СС Гиммлер прилетел в Финляндию чтобы получить согласие финских властей на депортацию финских евреев в нацистские лагеря смерти. Однако главнокомандующий финской армии маршал Маннергейм заявил:

Из моей армии не возьмут ни единого еврейского солдата для передачи Германии. Разве что только через мой труп. Не может быть также и речи о выдаче родных и близких моих военных, поскольку подобные действия могут отрицательно отразиться на боевом духе армии.

Аналогично действовал и премьер-министр Финляндии Ю. Рангель заявил немцам, что евреи являются верными финскими гражданами, и правительство не позволит кому-либо покушаться на их законные права.

Руководители страны отвергли требование нацистов ввести антиеврейские законы; ни в самой Финляндии, ни на занятой ее армией территории Советского Союза евреи не подвергались преследованиям. Лишь в одном случае начальник финляндской полиции А. Антонен согласился передать гестапо пятерых евреев из Советского Союза и Эстонии, которых германские власти требовали выдать как уголовных преступников; их и трех членов их семей, добровольно решивших последовать за ними (всего 8 человек — Георг Колман , Франц Улоф Колман , его мать, Ханс Эдуард Szubilski Генрих Юппер, Курт Юппер, Ханс Мартин Роберт Корн), 6 ноября 1942 года доставили в оккупированный немцами Таллинн, где гитлеровцы сразу же уничтожили семерых евреев (одному удалось выжить). Когда шведская и финская печать сообщили об этом, в Финляндии разразился крупный политический скандал, и подобная практика была остановлена.

Исследования Сары Бейзир показали, что в финском плену находилось от 500 до 600 советских солдат-евреев, из которых не менее 70 были переданы в гестапо. Среди них были 24-летний парикмахер Залман Кузнецов, профессор марксизма-ленинизма Александр Малкис, и портной Хаим Ошерович Лев.

Весной 1944 года около 160 еврейских беженцев, не имевших финляндского гражданства, были переправлены из Финляндии в нейтральную Швецию.

Финские евреи поддерживали сионизм, особенно его ревизионистское направление. Боевой опыт, полученный в рядах финской армии, пригодился в ходе боев в Эрец-Исраэль — группы финских добровольцев (свыше 100 человек) приняли участие в Войне Израиля за независимость. После создания Израиля, значительная часть финского еврейства репатриировалась в еврейское государство.

В 1960 году в Финляндии проживало ~1900 евреев, 75% из них — в Хельсинки, 20% — в Турку, почти все остальные — в Тампере.

В 1960-е годы в Хельсинки и Турку действовали синагоги; еврейский детский сад и среднюю школу в Хельсинки посещало ~90% детей соответствующих возрастов из еврейских и смешанных семей, в Турку действовал хедер.

Макс Якобсон был послом Финляндии в ООН, а затем в Швеции. Он сыграл центральную роль при формировании финской политики нейтралитета.

Марион Рунг представляла Финляндию на Евровидение.

В 1985 году численность еврейского населения Финляндии оценивалась ~1300 человек.

К концу 1994 года в Финляндии оставалось ~1300 евреев (0,03% всего населения); из них 70—75% жили в Хельсинки, остальные — в Турку и Тампере.

В середине 1990-х годов синагоги и общинные центры существовали в Хельсинки и Турку; в стране действовали Сионистская федерация, секции ВИЦО и молодежного движения Бней-‘Акива, представительство ЕНФ.

Рубен Яари был финским бизнесменом и основателем универмага «Pukeva». Среди представителей общины — композитор и дирижер Симон Пармет, член Финской и Европейской академий наук и искусств художник Сэм Ванни, активный член общины, художник Рафаэль Варди и др.

21 век[править]

В 2000 году премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен опубликовал официальное извинение еврейскому народу за депортацию 8 еврейских беженцев немцам во время Холокоста.

В 2004 году численность общины составляла 1200 человек, из них 900 проживали в Хельсинки, около 200 — в Турку.

Основная организация евреев в Финляндии — Центральный совет еврейских общин. В Хельсинки функционирует еврейская средняя школа. Коммерческий директор еврейской общины Хельсинки Дан Кантор говорит: «В настоящее время около половины учеников нашей школы — дети выходцев из Израиля, говорящие дома на иврите. У нас в школе они овладевают финским в чрезвычайно короткие сроки, хотя финский язык не назовешь простым, и он совсем не похож на английский и другие европейские». На территории общинного центра открылась кошерная закусочная «Заафран» (шафран на иврите). Заведение открыли уроженка Франции Галит Надборник, IT-специалист в Nokia, и израильтянка Лея Алони. Обе они замужем за финскими евреями и живут в Хельсинки.

Хоккеист Ким Хиршовиц, воспитанник клуба ХИФК, стал игроком шведского клуба «Лулео».

В июне 2010 года, когда антисемиты по всему миру выступили в поддержку террористов, пытавшихся на кораблях прорваться в Газу, в Финляндии состоялась демонстрация в поддержку Израиля.

В 2011 году Бен Берл Зыскович занимал должность спикера финского парламента.

На 2010-е годы общую численность евреев в Финляндии оценивают примерно в 1,5 тысяч человек, большей частью они проживают в трёх наиболее крупных городах страны: Хельсинки (число членов еврейской общины Хельсинки — более 1 тысячи человек), Турку и Тампере.

В январе 2015 года председатель Хельсинкской еврейской общины Ярон Надборник обратился к руководству государства и к полиции с просьбой помочь общине в обеспечении безопасности. Он написал письма спустя несколько дней после того, как джихадист убил четырех евреев в кошерном магазине в Париже.

В 2020 году численность общины оценивалась ~1800 человек.

Отсюда родом миллиардеры Хаим Заблудович (председатель и гендиректор Tamares Group), Ребекка Белльдегрун (президент и гендиректор BellCo Capita), писатель Даниэль Кац, рэпер Uniikki.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 9. Кол.: 182–187.