Россия — родина слонов

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Россия — родина слонов» — крылатая русская фраза, появившаяся в качестве иронической поговорки в СССР как отклик на борьбу за приоритет отечественной науки (предшествовала кампании по борьбе с космополитизмом), которая велась в СССР с 1946 года преимущественно на идеологическом фронте[1]. Неизвестно, является ли эта фраза цитатой из анекдота, или группа сходных анекдотов порождена этой фразой.

Во всяком случае, один из вариантов анекдота с данной фразой звучит так:

ООН объявила Год Слона. Разные страны издают книги на «слоновью» тему.

Немцы издали пять толстых томов под названием «Краткое введение в слоноведение».
Американцы — книжку карманного формата «Все о слонах».
Англичане — монографию «Слон и Империя».
В Советском Союзе вышел трёхтомник: первый том назывался «Россия — родина слонов», второй том — «Классики марксизма-ленинизма о слонах», третий том — «Слоны в свете решений двадцать какого-то съезда КПСС».

Вслед за советским трёхтомником вышел и четырёхтомник в Болгарии. Первые три тома представляли собою перепечатку советского издания, а четвёртый том назывался: «Болгарский слон — младший брат советского слона».

Россия — родина слонов[править]

Фразу «Россия — родина слонов» обычно употребляют в России в отношении различных околонаучных идей и теорий, в которых идёт речь об историческом, научном или каком-либо ещё первенстве народов, краёв, городов или селений на территории бывшего СССР.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в течение 60-70-х годов XX века крылатая фраза приобретала de facto всё менее ироничное значение: успехи СССР в расширении социалистического лагеря проявлялись во всё более низких широтах и с приобретением стран-союзников в тропических зонах Африки и Юго-Восточной Азии если не Россия, то СЭВ, возглавляемый Россией в лице СССР, мог с полным правом называться родиной слонов.

Впрочем, процесс оказался обоюдным: широко известен апокриф о тропических белых медведях. В порядке форсированного перехода к социализму СССР оказывал своим союзникам не только военно-техническую помощь, но и помощь в подготовке кадров. Одним из направлений было издание учебной литературы — и в итоге в учебнике зоологии, переведённом и отпечатанном для одной из приэкваториальных стран, красовалась фраза белые медведи (Ursus maritimus) — обитатели крайнего севера нашей страны.[нет источника]

Впрочем, были и проявления фрондёрства: Бенедикт Сарнов в своих воспоминаниях ссылается на воспоминания Андрея Белинкова о Юрии Олеше, в которых упоминается персонаж, ассоциирующийся с Виктором Шкловским, говорящий:

- В годы культа, — рассказывал улыбающийся человек, — бывали случаи, когда в издательстве заставляли писать, что Россия — родина слонов … Многие писали: «Россия — родина слонов». А я почти без подготовки возмутился. Я сломал стул… Я заявил: «Вы ничего не понимаете. Россия — родина мамонтов!»[2]

В 2013 году издательством izdad-knigu был опубликован роман Юрия Бурчак-Находка "Россия-родина слонов!" Автор, в гротескно-трэшевой манере, описывает приключения бывшего пионера и комсомольца в новой, капиталистической России 90-х годов.

Россия — родина мамонтов[править]

О России как родине мамонтов, всерьёз или не очень, иногда пишут в научно-популярной советской и российской литературе.

Если в конце 60-х журнал «Знание — Сила» в рубрике «Академия Весёлых Наук» писал о эволюции мамонтов вследствие похолодания сначала в маленьких пещерных мамонтов, а затем, с окончательным переходом к подземному образу жизни — в кротов, то в 11 номере за 2002 год в этом же журнале была опубликовална статья «„Россия — родина слонов“? Нет — мамонтов»[3] с жизнеутверждающей фразой: «На самом деле, есть России, чем гордиться, — мамонтами».

Отыскание предмета гордости, отягощённое остатками доверия к печатному слову приобретает временами совершенно экзотические формы, например, отголоски истории с мамонтами-кротами бытуют и поныне:

А как же эстонское МААМУТ — вроде в совтских словарях иностранных слов мамонт возводился к эстонскому языку. Маа — земля, мutt — крот.[4]

В той же рубрике «Академия Весёлых Наук» журнала Знание-Сила (№ 5 за 1967 год) появимлась статья «Жирафа? Нет, миф!», в которой отрицалось не только существование жирафы, но и сама возможность существования такого животного[5]. Что характерно в недоумевающих и возмущённых письмах в редакцию не оказалось ни одного корреспондента, видевшего жирафу собственными глазами — то есть слоны и мамонты, как и жирафы, были для советского гражданина мифическими созданиями, подобными персонажам средневековых бестиариев.

Вариация фразы — «Россия — родина слонов (ушастых, повышенной проходимости — см. мамонт)» — осенью 2001 года появилась на главной странице Русской Википедии и находилась там до следующей осени.[6]

Более раннее упоминание в интернете о том что Россия — родина слонов, называемых мамонтами, можно найти, например, например, в статье по адресу beda.stup.ac.ru/biometry (2000 г.), в которой пародируется такого рода патриотический подход к древней истории.

Постсоветский период окончательно завершается полной диссоциацией смысловой пары «слон» — «Родина»: после Беловежских соглашений средние климатические показатели урезанной Родины-России значительно ухудшились по сравнению со средними по СССР — достаточно упомянуть, что 65 % территории России — районы вечной мерзлоты, да и подписание РФ Киотского протокола не оставило надежды на изменение ситуации. Завершающую точку ставит Светлана Быченко фильмом «Побег слонов из России»[7], на который критика откликнулась рядом статей, среди названий которых была и «Русь-мамонт, куда летишь ты?..»[8].

«Россия — родина носорогов»[править]

Заметка с таким названием появилась на BBC.[9] Согласно данным BBC, на реке Тобол в Курганской области в 2004 году был обнаружен участок, где водой вымывалось множество костей ископаемых животных, включая шерстистых носорогов.

Россия — не родина слонов, а кладбище мамонтов[править]

Эта формулировка, в отличие от двух предыдущих вариантов, характеризуется сменой коннотации: сочетание абсолютно корректного с точки зрения фактографии содержания и структуры фразы (после удаления второстепенных членов предложения фраза превращается в «Россия — не родина, а кладбище»), является конечным этапом перехода от добродушной иронии советского периода через карнавальный постсоветский гротеск к транссоветскому сарказму — Россия не начало, а конец чего-либо великого.

См. также[править]

Источники[править]

Ссылки[править]

Россия — родина слонов — навигация по теме